на главную страницу

22 Января 2004 года

День авиации ПВО

Четверг

Истребители идут на перехват

Репортаж из истребительного авиаполка постоянной боевой готовности

Андрей ЛУНЁВ, Павел ГЕРАСИМОВ (фото).




     Когда видишь, как один за другим грозные и стремительные истребители-перехватчики Су-27П и МиГ-31 отрываются от полосы и за какие-то секунды взмывают в небо, от восторга замирает дух и сердце переполняет гордость. Зрелище воистину потрясающее...
     ...После полудня в истребительном авиационном полку полковника Александра Горбанёва по плану полеты. Пройдя медицинский контроль, летчики облачаются в высотное снаряжение. В это время техники вытягивают самолеты из укрытий и готовят их к выполнению учебно-боевых задач.
     Едва первый Су-27П показался на рулежной дорожке, пошел снег. Он, однако, не помешал техсоставу полка под руководством заместителя командира эскадрильи по ИАС майора Евгения Мангушева слаженно и споро делать свое дело – подвешивать к самолетам учебные ракеты разных размеров и типов и при помощи специалистов базы аэродромно-технического обеспечения буксировать крылатые машины на ЦЗТ (центральную заправку топливом).
     С ревом приземлился учебно-боевой Су-27, который выполнял разведку погоды по маршруту предстоящих полетов. Пилоты визуально определили нижнюю границу облачности, видимость, удаление опасных погодных явлений, а также проверили слышимость на каналах боевого управления и работу всех радиотехнических средств аэродрома. Их доклад командиру полка предопределил дальнейшее развитие событий – вскоре после постановки задач показались облаченные в высотные костюмы и гермошлемы летчики. Чинно шествуя к истребителям, своей неторопливостью они как бы подчеркивали непричастность к царившей у самолетов суете.
     ...Через несколько минут, когда пилоты уже прошли предполетный тренаж и были «по местам», на ЦЗТ вырулила машина АПА (агрегат питания аэродромный), призванная своей энергией вдохнуть в самолеты жизнь. Первым, проверив приборы, доложил о готовности командир эскадрильи подполковник Роман Костенюк, следом – и остальные. И через какое-то время истребители уже прогревали двигатели. Пилоты полка были готовы к выполнению поставленных задач.
     Команда руководителя полетами подняла машины в воздух – истребители с надсадным ревом уходили в небо... Отработав элементы курса боевой подготовки, самолеты через какое-то время благополучно садятся на аэродром. С поставленными задачами летчики-истребители справились успешно.
     Истребительный авиационный полк полковника Александра Горбанёва – часть постоянной боевой готовности. Такова уж специфика авиации ПВО – всегда быть готовыми взмыть в небо и отразить атаку сил и средств противника. С 1993 года полк несет боевое дежурство на самолетах Су-27П. А в 2001 году на вооружение полка поступили еще и самолеты МиГ-31, из которых была сформирована эскадрилья. И можно сказать, что полк уникален, так как в нем представлено два типа самолетов. До этого подобное наблюдалось лишь в центрах боевого применения и подготовки летного состава.
     Задачи, которые способны решать летчики-истребители, многогранны и не ограничиваются лишь боевым дежурством. К примеру, около двух лет назад планировалась переброска нескольких Су-27П для выполнения боевых задач в Центральной Азии. Они должны были обеспечить истребительно-авиационное прикрытие самолетам Су-24 и Су-25, призванным не допустить проникновение караванов с наркотиками на территорию бывших союзных республик.
     Несколько экипажей полка некоторое время практиковались в сложных видах летной подготовки: выполняли боевые стрельбы по наземным, малоскоростным, маловысотным, малоразмерным и скоростным целям. В учебном центре со своими коллегами проводили воздушные «бои». Позже задача по переброске истребителей в Центральную Азию была снята, однако пилоты приобрели большой опыт летной работы и повысили свои профессиональные навыки. А в 2000 году летчики полка на паре Су-27П сопровождали до границы с Финляндией «Боинг-737», захваченный террористами в Пакистане, который следовал в Англию.
     Но не все бывает гладко у летчиков-истребителей, случаются и серьезные нештатные ситуации, когда они, рискуя жизнью, дотягивают до земли отказавший в воздухе самолет. Вот только несколько примеров.
     ...Экипаж Су-27П под командованием полковника Александра Горбанёва проводил разведку погоды. При отходе от аэродрома на несколько километров автоматически прошла команда «сброс оборота левого», а через минуту и правого двигателя. Как выяснилось позже, из-за залитого некондиционного масла. Александр Горбанёв убрал обороты на малый газ, тяги практически не было – самолет планировал. Команда сброса оборотов не снималась, и увеличивать их было нельзя – это привело бы к заклиниванию двигателей. Экипаж верно рассчитал траекторию снижения и благополучно посадил самолет с обратным стартом, с задросселированными двигателями. Если бы летчики ошиблись в траектории, то на второй круг уйти бы не смогли без увеличения оборотов. Но тогда бы двигатели заклинило и пилотам пришлось бы катапультироваться. У них был только один шанс, и они его использовали.
     В летной практике истребителей был и случай столкновения в воздухе самолета с птицами, произошедший несколько лет назад.
     Подполковник Владимир Басов на Су-27П выполнял полет в зоне над населенным пунктом. На высоте двух километров при скорости 600 км самолет столкнулся с... гусями. Обечайка фонаря кабины (силовая балка, замыкающая на себе откидную часть фонаря) приняла основной удар. Однако было пробито и остекление фонаря кабины, образовалась дыра порядка 15х10 см. Остатки птицы ударили летчику по защитному шлему, но он не пострадал. Опустив светофильтр, пригнувшись за прицел, стоящий над приборной доской, уворачиваясь от воздушного потока, Владимир Басов сумел посадить самолет.
     В прошлом году в полку произошло 14 авиаинцидентов, два из них серьезные – невыпуск шасси и повреждение двигателя, вызванные попаданием стаи мелких птиц в канал воздухозаборника. И только благодаря грамотным действиям летчиков инциденты не переросли в аварии или катастрофы.
     На протяжении последних лет личный состав полка успешно участвует в различных учениях и несет боевое дежурство с подъемом дежурных сил по реальным целям. В 2000, 2001 и 2002 гг. полк принимал участие в учениях вооруженных сил стран СНГ «Боевое содружество». Летный и летно-технический состав, офицеры группы руководства полетами, расчет КП успешно решали боевые задачи при проведении летно-технических учений на полигонах «Ладога» и «Ашулук».
     А в августе 2003 года полк участвовал в корпусных тактических учениях с боевой стрельбой, которые проводились в последний раз двенадцать лет назад. Пилоты на Су-27П и МиГ-31 отражали массированный авиационно-ракетный удар по боевым порядкам корпуса, а также поражали маловысотные, малоскоростные цели и воздействовали на самолеты дальнего обнаружения. Все экипажи справились с поставленными задачами. И по итогам прошлого года полк занял первое место в корпусе ПВО, он отмечен в лучшую сторону и среди истребительных авиаполков командованием специального назначения.
     

На снимках: командир звена майор Павел Занин, старшие летчики капитаны Сергей Шевченко и Дмитрий Бухонов перед выполнением полетного задания; нелегкая доля технарей; Командир полка полковник Александр ГОРБАНЁВ; ...и ночью на страже неба; МиГ-31 готовится к старту; впереди у «сушек» — решающие мгновения...



Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service