В понедельник в Москву прибывает государственный секретарь США Колин Пауэлл, чтобы обсудить вопросы мировой политики и двусторонних отношений. Как заявил в преддверии визита высокого гостя министр иностранных дел РФ Игорь Иванов, Россия и США могут иметь разные взгляды на отдельные международные проблемы, однако задачи стратегического характера должны возвышаться над сиюминутными разногласиями. Стратегический диалог, считают в Москве, также не должен зависеть от стартовавших в двух странах предвыборных кампаний.
Без антагонизмов
Российско-американское партнерство после сравнительно быстрого приспособления к новым условиям, лишенным идеологических антагонизмов, заняло место в ряду нормальных, обычных, с присущими всякому партнерству неровностями, приливами и отливами. В нем наблюдаются как эмоциональные подъемы в моменты саммитов, так и досадные спады по причине различного отношения к одному и тому же предмету. В нем есть как эпизоды солидарной борьбы с общим злом, так и спровоцированные какими-то недобросовестными корпоративными силами интриги. В нем отражается сама психология сосуществования стран, в которых исторически сложились неодинаковые мироощущения.
Богатая и мощная Америка в течение многих десятилетий воспитала в себе веру в безупречность своего поведения и развития, интересам которого якобы должны подчиняться все прочие мировые устремления. Россия в свою очередь, несмотря на произошедший в ходе переходного периода системный спад, повлекший утрату многих завоеваний, выступает на мировой арене как великая держава, признаваемая остальными в силу ее военных, ресурсных, научных, культурных потенций. По ряду принципиальных вопросов она вежливо, но твердо выражает свою точку зрения, нередко отличную от точки зрения руководства США, что, собственно, и приводит к отрицательной реакции Вашингтона, именуемой «недоумением», а также к его периодическим «наездам» на Москву. Во всех этих имперских манерах без труда узнается усердие ультрарадикальной части администрации Белого дома. В итоге часто получается, что порадовавшие было общественность дружеские контакты лидеров на встрече «без галстуков» чуть ли не на следующий день теряют свое многообещающее очарование.
Наивно рассчитывать на то, что американская элита в какой-то момент сменит свой эгоизм на некий объективный учет российских интересов. И вовсе не потому, что она наделена природой только ей одной присущими пороками. Наверное, так бы вела себя любая другая национальная элита, обладай она столь мощными рычагами влияния. Уже банально звучит фраза, что хорошая дипломатия (хорошая политика) есть реализация возможного. Но это очень верная фраза. В былые годы мы многое потеряли (если не сказать надорвались), позволив втянуть себя в «гонку за лидером». Сейчас иное время и иные устремления, продиктованные не интересами «трех основных сил современности», а собственными нуждами. В каждом конкретном историческом эпизоде Россия должна опираться на всестороннюю оценку вероятных приобретений и потерь, плюсов и минусов от своего участия в событиях, происходящих на ближних и дальних подступах к ее рубежам. В том числе, конечно, в отношениях с США.
Когда подводит чувство объективности
Сегодня эти отношения переживают период отлива. Подтверждений тому достаточно. Но сначала о причине. Думается, что по большому счету она заключается в том, что нынешней американской политической элите не по нраву нарастание в России фактора государственности. Ей не нравится происходящий перелом к тому состоянию, который россияне издавна называли «наведением порядка». И это несмотря на то, что такой перелом есть не что иное, как движение навстречу чаяниям широчайших масс населения. Иначе говоря, навстречу демократическим устремлениям, о которых Америка галдит на каждом шагу и под флагом которых совершает множество поступков, в том числе неблаговидных.
Россия переворачивает страницу бесславных «реформ», пытается внести размеренность и осмысленность в рыночные отношения, добиваясь по сути того, что есть в наличии в самой Америке и в других странах с отлаженной экономикой. Не все, понятное дело, удается с первого подхода, но направление выбрано правильное. Американцам бы поддержать эти начала, подбодрить добрым напутствием партнера, которому, между прочим, нелегко приходится в вязкой и пораженной коррупцией реальности. Однако вместо столь необходимого вспомоществования мы наблюдаем нечистоплотную возню, спровоцированную и «подогретую» ярыми противниками Владимира Путина в самой России. Все эти злобствующие статейки в американской прессе, укоряющие Кремль в безнравственности, в действительности сами являются плодами бесстыдного услужения интересам тех, кем движет исключительно корысть.
Отлив в наших с США отношениях – это и результат подчеркнутой самостоятельности Москвы в определении своих позиций на мировой арене. Иракский кризис в этом плане стал жирной чертой, за которой началось антироссийское шевеление воинствующего крыла американской администрации.
Ирак вообще очень сложная тема. Уже для большинства населения в самих США стало ясно, что военное вторжение в эту страну было осуществлено без предъявления безукоризненных аргументов. Иными словами, это была ошибка, о чем Москва говорила Вашингтону прямым текстом. Тем не менее руководство США по-прежнему не согласно с тем, что война против Ирака развязана на основании «ложных предположений». «Нет, - говорит госсекретарь Колин Пауэлл, - мы начали войну потому, что там был деспотичный режим, у которого было оружие массового уничтожения, были программы по дальнейшему его производству... и который ранее использовал такое оружие».
В этой связи отметим, что в качестве одной из основ внешней политики нынешней американской администрации положена стратегия превентивных действий. Как считает один из главных консервативных идеологов администрации Ричард Перл, она в наибольшей степени отвечает интересам Америки. По его мнению, американскому руководству и впредь следует предпринимать предупредительные шаги экономического, политического и военного характера для устранения угроз внутренней безопасности Соединенных Штатов. В числе возможных мер такого рода влиятельный политик видит блокаду КНДР, оказание давления на Саудовскую Аравию, чтобы она более решительно боролась с террористами, а также содействие смене режима в Иране.
Приверженность этой стратегии подтвердил и Буш в своем последнем выступлении в конгрессе. И этот факт не может удовлетворять мировое сообщество, в том числе Россию.
Региональные частности
Взяв для беглого обозрения нынешнюю военно-политическую ситуацию, мы можем увидеть, каким образом стратегические цели США и России преломляются и в некоторых других региональных частностях. В одних случаях они весьма близки, в других – менее близки, в третьих – вовсе не близки.
Посмотрим на территории за нашими западными границами. В частности, на Румынию, Болгарию, Польшу, страны Балтии. Сюда планируется перебазировать часть американских вооруженных сил, размещенных ныне в Германии. А в Венгрии и Чехии американцы уже «зацепились». Аргументы по части необходимости такой передислокации непосредственно к границам России весьма неубедительны. Рассуждают о какой-то координации борьбы с международным терроризмом, о надобности передачи американского опыта, даже о душевном комфорте, пренебрегая совершенно очевидной реальностью: спровоцированным беспокойством россиян. Да и как тут не беспокоиться, если мировой опыт военных столкновений свидетельствует о том, что практически все они вырастают из мелочных обид, национальных капризов, непомерных политических амбиций. Европа в этом плане, кстати говоря, в лучшую сторону от других частей света не отличается.
Да, Россия против размещения американских солдат в восточноевропейских странах, поскольку это противоречит ее долгосрочным интересам. Сегодня одна ситуация в мире, завтра – другая. Кроме того, американские солдаты (пусть даже в малом количестве) – это та моральная поддержка неугомонных националистических кругов в упомянутых странах, которая способна подтолкнуть их к активным действиям. Так что в этом «историческом эпизоде» желания США и России явно не совпадают. Трагедию из данного бесспорного факта, конечно, делать не следует. Но при каждом удобном случае надо быть наготове высказать наши соображения на сей счет.
Другой фрагмент соперничества, о котором нелишне поговорить, - грузинский. Уход из Грузии России означает почти автоматический приход туда США. В принципе дело, как говорится, решенное: мы выводим свои военные базы с грузинской территории. По сему поводу существует официальное заявление, прозвучавшее в 1999 году на саммите в Стамбуле. Вопрос в сроках. Российская сторона считает, что для этого понадобится лет десять, грузинская говорит о трех годах.
Как уже не раз заявлял министр обороны России Сергей Иванов, «выводить в чистое поле» российских военнослужащих никто не собирается. Полученный германский опыт (хотя немцы оказали существенную материальную помощь для вывода ЗГВ) должен быть учтен со всей бухгалтерской дотошностью. Видимо, стоит подумать и о часто практикуемом на рынке услуг коммерческом подходе, поставив в зависимость сроки вывода от размеров материальной компенсации. В пользу такого подхода говорит политическая напряженность в Грузии и нагнетание в ней настроений против российского военного присутствия. Хотя, заметим, беспроблемное нахождение в стране представителей Вооруженных Сил России было бы лучшим доказательством искренности Тбилиси, то и дело заявляющего о стремлении к расширению и углублению связей с Москвой.
Напирать на позитивы
Как долго будет продолжаться отлив в отношениях между Россией и США? Сразу скажем, что не вечно. Ибо никакого «родового» свойства он в себе не несет. Такие же отливы существуют у Америки и с другими государствами. С той же Францией, к примеру. Сейчас «корпорация» Буша погружается в атмосферу сражения за очередной срок пребывания в Белом доме. Да и Кремль занят тем же, хотя у нас практически все ясно. Когда все успокоится, наверное, наступит период «собирания камней». Хотя не все тут произойдет как само собой разумеющееся. Главное, чтобы сейчас не случились какие-то уж совсем безответственные вещи, способные поставить две державы перед необходимостью сызнова устанавливать доверительные отношения.
Будем надеяться на то, что даже пентагоновским «ястребам» не изменит чувство меры и они не станут изощряться в имперском концептуализме. Будем также надеяться на то, что в испытывающем сегодня трудности американо-российском партнерстве возобладает тенденция к опоре на положительные факторы и тогда обязательно наступит пора обновления и качественного роста. Предпосылки для нового прилива, конечно, есть.
В первую очередь подчеркнем, что в диалоге между двумя космическими и ядерными державами есть нечто такое, что взывает их к взаимопониманию. Прежде всего чувство ответственности за судьбы мира на планете. Сегодня человечество столкнулось с такими вызовами, как международный терроризм, распространение оружия массового поражения и другие. Россия и США могли бы объединить усилия и возглавить борьбу с этими явлениями. То есть они могли бы действовать так же согласованно, как это происходит, например, в сфере хранения ядерных арсеналов – хотя и тут, заметим, случаются превратные толкования в некоторых ангажированных СМИ. И их на днях отмел Колин Пауэлл, заявив об этом в интервью американскому радио: «Я ни разу не слышал, чтобы хоть одна единица российского ядерного оружия пропала из их запасов и оказалась в чьих-то чужих руках». По его словам, россияне «понимают, насколько важен и серьезен вопрос об охране их запасов ядерного оружия, они действуют ответственно, и мы им помогаем, оказываем финансовую поддержку».
Правда, бывают «сложности организационного и юридического порядка», о чем сказал на днях руководитель Национального управления ядерной безопасности США Линтон Брукс. Но он тут же добавил, что эти препятствия «творчески преодолеваются» и что, например, работа по укреплению режима безопасности на ядерных объектах ВМФ и Минатома России идет с опережением графика на два года. Брукс также сообщил, что в соответствии с российско-американским соглашением два российских реактора, вырабатывающих плутоний, будут закрыты в 2008 году, а еще один - к 2011 году.
По-прежнему стабильно идет американо-российское сотрудничество в сфере космоса. Недавно НАСА направило Роcавиакосмосу конкретные предложения о партнерстве в освоении Луны и Марса. «У нас есть большие заделы по организации автоматических и пилотируемых полетов на ближайшие планеты Солнечной системы», - сказал глава Росавиакосмоса Николай Моисеев. По его словам, в Росавиакосмос от предприятий российской космической отрасли уже поступило три тысячи страниц различных разработок, которые предлагается включить в Федеральную космическую программу до 2015 года. Среди них, в частности, есть проекты межпланетных космических кораблей. На этих же днях президент Буш, выступая в штаб-квартире НАСА, призвал партнеров по проекту МКС присоединиться к космическому путешествию на спутник Земли и Красную планету.
Общий язык стороны вроде бы находят в том, что касается отношения к преступным действиям независимо от места их совершения. В частности, в отношении действий российских граждан в Афганистане в ходе проведения американцами контртеррористической операции. Задержанные восемь россиян сейчас содержатся на базе ВМС США в Гуантанамо. США в принципе готовы выдать их российским правоохранительным органам и даже взять на себя их транспортировку в Россию. Со своей стороны наши следственные органы согласны с тем, что российские граждане должны нести ответственность на нашей территории даже за те преступления, которые были совершены за пределами России. Представитель Генеральной прокуратуры сообщил, что американцы передали российской стороне около 100 страниц документов, касающихся участия арестованных в незаконных вооруженных формированиях. Их предстоит изучить правоохранительным органам РФ, занимающимся параллельным расследованием. Против каждого из восьми задержанных в России возбуждены уголовные дела. Им, в частности, вменяется в вину участие в преступном сообществе, незаконное пересечение границы, а также наемничество. За совершение всех этих преступлений предусмотрены различные сроки тюремного наказания от двух до десяти лет. Кстати, расследование, проводимое в России, выявило, что, прежде чем появиться в Афганистане, два или три человека из упомянутой группы успели побывать в Чечне.
И еще один важный момент. Свое отношение к России США во многом определяют состоянием ее экономики. Американские эксперты пристально следят за цифрами экономического роста в нашей стране, давая пищу для оценок политикам. К примеру, Институт международных финансов, отражающий взгляды частной банковско-финансовой элиты мира, полагает, что в 2004 году Россия скорее всего будет одной из немногих стран мира с переходной экономикой, у которой сохранится профицит платежного баланса. Правда, он, по мнению сотрудников института, уменьшится примерно до 5 процентов ВВП против 8 процентов в 2003 году, что связано с ожидаемым удешевлением нефти на мировых рынках. Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику могут, согласно прогнозу, достичь 2,6 миллиарда долларов против 1,6 миллиарда в 2003 году. «Политические тревоги по поводу защиты прав собственности в свете «дела ЮКОСа» будут отодвигаться на задний план потенциально выгодными деловыми возможностями, особенно в нефтяном секторе», - пишут авторы специального доклада.
Исходя в первую очередь из такого рода выкладок, в США и делаются выводы о надлежащих усилиях в части экономического партнерства с Россией. Степень таких усилий, к сожалению, пока невысока. Есть ведь другие страны. Китай, например, которому удается привлекать на порядок больше капиталов, чем России. Причина известная: свои реформы КНР начала не с развенчания былых авторитетов и символов, не с дележа национальных богатств, а с постепенного, без лишнего шума, внедрения в свое народное хозяйство рыночных отношений.
Из вышеизложенного можно сделать вывод: основа для хороших отношений между США и Россией имеется вполне нормальная. Вопрос в том, какие задачи перед собой ставят в данный исторический момент политические элиты двух держав. А также в том, какие «мозговые тресты» задействованы в подготовке принимаемых на высшем уровне решений.
|