на главную страницу

24 Января 2004 года

Тема номера

Суббота

КРЕПОСТЬ СТЕН И КРЕПОСТЬ ДУХА

помогают военнослужащим горной группировки
в Чечне выполнять боевые задачи

Александр КОЗАЧЕНКО, фото Сергея БЕЛОГРУДА.



Чтобы понять, как неоднозначна сегодня ситуация в Чечне, достаточно пролететь на вертолете по маршруту Ханкала - Ведено. Казалось бы, 15 минут лета! Но при первых же каких-то особенно тревожных маневрах вертолета чувствуется - летчики совершают необычный рейс. Винтокрылая машина то стелется по земле, то встает «на дыбы» перед линией электропередачи. Нервное напряжение и в салоне «восьмерки»: пассажиры, лейтенант и капитан (которые, по всей видимости, впервые летят в чеченские горы) энергично мнут в руках листки предписания. Даже опытный подполковник-разведчик, который только что на земле вел оживленную беседу, сник. И вот вход в ущелье: турбины вертолета как-то обреченно успокаиваются, а перед самой посадкой машина резко взмывает вверх и быстро скатывается.«Восьмерка» садится на самое дно ущелья, на выложенный зеленой металлической плиткой посадочный круг. С первым вдохом чистейшего горного воздуха ощущаешь - мир стал другим. «Крыша», так на местном сленге называют два вертолета прикрытия, нервно кружится над взлеткой, настойчиво призывая «коллегу» не задерживаться на земле. И для этой осторожности есть своя причина: совсем недавно зазевавшийся «борт» был обстрелян на взлете.Шумные «вертушки» уходят, и в наступившей тишине вновь прибывшим предстоит совершить свой первый марш-бросок - до КПП штаба горной группировки. Расстояние небольшое, но маршрут пролегает через безымянную мелководную горную речушку, берега которой отвесные, а склоны - глинистые и почему-то в любую погоду скользкие. Проще говоря, так начинается первое знакомство с местными условиями...

     
Старая крепость


     Когда-то, лет двести назад, здесь было построено укрепление, стены которого до сих пор не по зубам ни времени, ни даже двум чеченским кампаниям современности. В прошлом здесь заставой стоял русский батальон, солдаты-линейцы которого усмиряли «баловавших» абреков. Наши прадеды оставили о себе добрую память - посадили липовую рощу. Нашли время, хотя, как и сегодня, тогда здесь было неспокойно. Захоронения наших офицеров и солдат того времени - прямое тому подтверждение. Позже, в советское время, на этом месте была размещена санаторно-оздоровительная школа. Ну а сегодня за прочными стенами старой крепости расположился штаб горной группировки.
     Вход в крепость (так военнослужащие называют свой городок) стилизован под старинную арку с крепкими воротами. Возможно, военные строители хотели показать входившим, что здесь почитают прошлое. Эффект достигнут в полной мере. Из подлинно же старинных сооружений сохранилась лишь сторожевая вышка, на которой круглосуточно находятся часовые. Кроме того, в цитадели развернулось масштабное строительство. Уже возведены здание штаба, казармы и общежития. В ближайшем будущем будет запущена котельная и заработают стационарные столовые. Действует даже часовенка-палатка - из Гайской епархии Оренбургской области сюда изредка наведывается совершать обряды отец Дмитрий.
     Наверное, самая большая проблема всех, кто служит в горной группировке, - это высокое нервное напряжение и ограниченное пространство. Условия службы здесь далеко не простые. Даже в самом военном городке не всегда безопасно - территорию то и дело обстреливают из гранатомета. В последний раз три гранаты оборвали силовой кабель, на некоторое время погас свет. И удивляться этому не приходится - группировка находится чуть ли не в логове боевиков. Оперативная обстановка вокруг крепких стен на улицах и в общественных местах очень сложная. Не сокращается число преступлений, таких как бандитизм, заказные убийства, захват заложников, нанесение тяжких телесных повреждений, похищение людей, угрозы убийства или уничтожение имущества. В таких вот условиях военные выполняют непростую задачу - стабилизируют ситуацию в горной части республики.

     
Командующий


     По капризу судьбы сюда, именно в эту крепость, после медицинского института по распределению была некогда направлена мать будущего командующего группировкой. В этом месте она пять лет трудилась участковым врачом. Теперь здесь служит ее сын - кавалер ордена Мужества генерал-лейтенант Аркадий Бахин. От личности командующего группировкой войск Министерства обороны в составе ОГВ (с) зависит многое. На этой должности мало быть просто командиром - нужны способности хозяйственника, экономиста и, если хотите, даже политика. Тот, кто взвалил на себя этот нелегкий груз, должен уметь быстро принимать правильные решения и, конечно, быть мужественным человеком.
     Наверное, как никто другой, генерал Бахин соответствует этой должности. Об этом свидетельствует уже сама его боевая биография. Будучи командиром бригады, он участвовал в первой чеченской кампании. В новогоднюю ночь с 1994 на 1995 год при штурме Грозного был ранен. Поступил в Академию Генерального штаба, после окончания которой продолжил службу в Закавказье. Был командиром 102-й военной базы ГРВЗ, начальником штаба Группы войск. С чистого листа формировал мотострелковую дивизию, которая сегодня находится на постоянной основе в Чечне. Неоднократно выполнял обязанности начальника штаба ОГВ (с).
     Рабочий день командующего насыщен до предела. Непрерывная боевая работа - это нормальный режим дня генерала. Ведь по сути сегодня армейцы «отвечают» за все горы Чечни: от Дагестана до Ингушетии. Заставы, расположенные на господствующих высотах, позволяют контролировать ситуацию. Главное - в нужный момент скоординировать действия той мощной силы, которую представляет собой группировка. Чтобы эта пружина разжалась и нанесла разящий удар в нужном месте. В случае необходимости горная группировка обеспечивает поддержку Погранвойскам. Армейцы также ежедневно ведут инженерную разведку свыше двухсот километров окрестных дорог, проводят воинские колонны...
     В зоне ответственности горной группировки постоянно что-то случается: то местные жители заблокируют саперов и не дают им вести инженерную разведку. То на растяжке подорвется кинолог. Круглосуточно здесь идет боевая работа, ответственность за которую полностью лежит на одном человеке. Особенно обострилась ситуация в день выборов в Госдуму РФ, тогда был взорван избирательный участок в Итум-Калинском районе, а разведгруппа, которая выдвинулась прояснить ситуацию, нарвалась на засаду. Да и в «крайних» событиях в горах Дагестана военнослужащие группировки были на главных ролях.

     
Бьем врага его оружием


     Как показывает практика, активные и решительные действия по пресечению диверсионной деятельности боевиков значительно снижают объемы их финансирования. Нет денег - резко уменьшается желание бандитов воевать. И наши военные стараются не давать боевикам возможности «зарабатывать». Военнослужащие группировки решают множество задач. Основные - пресечение проникновения на территорию республики террористов из сопредельных стран, выявление и уничтожение иностранных наемников.
     Активно проводятся мероприятия по перекрытию источников финансирования незаконных вооруженных формирований - пресечение противоправной добычи нефти и ее переработки. Подразделения специального назначения и разведки проводят операции по выявлению и задержанию лиц, занимающихся бандитизмом, незаконным приобретением и хранением наркотиков.
     Недавно у входа в Веденское ущелье, возле селения Сержень-Юрт, разведчики обнаружили крупную базу боевиков. Две группы под командованием капитана С. и старшего лейтенанта К. приняли бой, в результате которого 17 боевиков были убиты сразу, а остальные, огрызаясь огнем, попытались скрыться. Дополнительные подразделения Минобороны и МВД, оперативно переброшенные в этот район, уничтожили еще пять боевиков.
     При обследовании мест боестолкновений разведчики нашли большое количество стрелкового оружия и боеприпасов, а также несколько иностранных паспортов. По фотографиям убитые бандиты были опознаны. Кстати, наемники, имеющие большой боевой опыт, являются сегодня для наших военнослужащих самыми опасными противниками. Их численность - примерно 300-400 человек. Многие из «солдат удачи» легализованы, находятся в населенных пунктах.
     


     По оперативным данным, в Чечне действуют до 80 мелких бандгрупп общей численностью до 1,5 тысячи человек. Среди боевиков есть наемники из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пополнение бандформирований происходит также за счет прибытия под видом вынужденных переселенцев легализованных боевиков.
     Наиболее сложными в криминогенном отношении в 2003 году являлись горные районы Чечни (Шатойский, Веденский, Ножай-Юртовский).

     Из сообщения агентства Интерфакс-АВН
     20 января 2004 года.


     


     Горной группировкой было проведено еще несколько удачных операций. В окрестностях селений Шалажи, Тусхорой, Итум-Кале, Дарго, Байтарки и Агишбатой армейцы уничтожили ряд мелких групп (общей численностью свыше 15 бандитов). Был убит и один из влиятельных амиров - Арабхаим Барон - «командующий сектором».
     В актив подразделений группировки можно занести и около 40 уничтоженных в течение только одной недели баз и тайников с огромным количеством оружия, боеприпасов, взрывных устройств, средств связи, снаряжения и продуктов питания. В схроне было обнаружено даже пусковое устройство ПЗРК «Игла». Самые крупные бандитские склады найдены в Ножай-Юртовском, Курчалойском, Шалинском и Веденском районах. Между тем потери наших войск в прошлом году сократились в 1,6 раза. Зато в ходе спецопераций нейтрализованы до тысячи боевиков. Подразделения разведки и спецназа с января по декабрь выполнили около 30 тысяч разведывательных и специальных задач на территории Чечни, изъяли и обезвредили свыше 200 фугасов, около 1.500 мин, более тонны взрывчатых веществ...
     Условия здесь далеко не простые: сложный рельеф местности, где сосредоточены основные базы боевиков, участки минирования в горах. Но наши подразделения воюют в горах вполне успешно, по сути бьют врага его же оружием, применяя и тактику диверсионных групп. Постоянно в секретах и засадах находятся наши разведподразделения, так что даже здесь, в вотчине Басаева, боевики не чувствуют себя вольготно.
     Зато для наших подразделений остро стоит проблема с организацией боевой подготовки. К сожалению, почти невозможно без риска выехать на стрельбище или полигон, поскольку учебный бой грозит перерасти в самый настоящий... Но занятия проводятся, ведь каждый понимает: без специальной подготовки в горах делать нечего. Большое внимание уделяется и подготовке фортификационных сооружений, особенно на отдаленных заставах. А главными «фанатами» боевой подготовки, несомненно, являются саперы. Для них она - действительно вопрос жизни и смерти.

     
Силу горцы уважают


     В Ведено ситуация сегодня стабильнее, чем, скажем, даже полгода назад. Но боевики не сдались окончательно, а просто затаились. То и дело наши «прослушки» перехватывают переговоры, в которых абоненты обсуждают детали предстоящих диверсий. И все-таки положительные моменты есть. В горы Чечни пришли крупные силы группировки, а силу горцы уважают. И это позволяет выровнять общую ситуацию. Впрочем, не только это.
     Вступили в действие ограничения при проведении спецопераций. Так, адресные проверки проводятся только с участием сотрудников МВД, в населенных пунктах запрещено применять артиллерию, даже на дорогах военная техника уже не пользуется никакими преимуществами. Простые граждане, настрадавшиеся за годы войны, видят, что военнослужащие не только выполняют боевые задачи, но и готовы по первой просьбе прийти им на помощь. Военные восстанавливают дороги (например связывающие Шаройский и Итум-Калинский районы), проводят гуманитарные акции. Да и рабочие места в том же Ведено есть только на строительстве военного городка. По информации населения военнослужащие инженерных подразделений находят и уничтожают неразорвавшиеся мины и снаряды, обезвреживают фугасы. Проводят и разминирование посевных площадей. Сегодня уже не редкость, когда местные жители активно помогают правоохранительным органам. Однако не все так гладко, как хотелось бы. Например, о том, чтобы сегодня солдаты и офицеры могли без оружия выйти на рынок (который, кстати, находится неподалеку от крепости), даже речи не идет.
     Между тем все активнее к наведению порядка здесь, в горах, привлекаются сами чеченцы. Так, одними из самых боеспособных подразделений группировки являются батальоны «Запад» и «Восток» - так называемые ямадаевцы. Солдаты-срочники, из которых состоят подразделения, - непосредственные участники многих успешных спецопераций. Создается и местная милиция, однако к ней пока нет полного доверия. Среди милиционеров были случаи открытого предательства, некоторые замечены в связях с бандитами. Да и профессиональные качества новоиспеченных сотрудников порой не выдерживают никакой критики.

     
***

     Конечно, служить в горах Чечни не просто тяжело, а невероятно тяжело. Для «местных» офицеров преодолеть на вертолете заветные пятнадцать минут, слетать в Ханкалу - настоящая награда. Ставшая трафаретной фраза, что Ведено - вотчина Басаева, увы, пока не потеряла своего смысла. Не может в одночасье измениться и психология тех горцев, которые многие годы промышляли грабежом и разбоем.
     Так что, как стоял здесь без малого двести лет назад линейный русский батальон, так и сегодня стоит горная группировка. Которая выполняет все ту же задачу - отстаивает интересы России на Кавказе.



Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service