на главную страницу

24 Января 2004 года

Азимут

Суббота

КАК БЫВШИЙ МАТРОС СОБАКУ СЪЕЛ

Культпоход

Людмила КОЛОСОВА, курсант Московского
государственного университета МВД.



     Задавшись целью написать о наиболее интересных для молодых людей театральных новинках, я сразу же задалась вопросом – а можно ли вообще рассматривать театр как вид искусства, способный в наше продвинутое время всколыхнуть вылепленные компьютером и кабельным телевидением умы и души подрастающего поколения?
     А может быть, театр – это не модно? Тратить и без того редкий свободный вечер на двухчасовое сидение в душном зале, наблюдая за надоевшими еще со школьной программы классическими диалогами? Но, решив практическим путем подтвердить свои, как мне казалось, небеспочвенные предположения, я отправилась на изучение наиболее разрекламированных спектаклей в некоторые московские театры.
     И каково же было мое удивление, когда каждый раз взору представлялась одна и та же картина: десятки стильно одетых юношей и девушек атакуют окошко уже привыкшего к этому администратора и испуганного кассира.
     Так чем же именно эти спектакли привлекают такую избалованную красочными перформансами молодую аудиторию? В большинстве случаев известными актерами, знакомыми, к сожалению, не по серьезным работам, а по разноцветным сериалам. Такими, как Сергей Безруков, Андрей Панин, Александр Домогаров и другими. Либо шокирующим сюжетом или скандальной историей, как в случае со спектаклем «Нирвана», срежиссированным переквалифицировавшимся клипмейкером Юрием Грымовым, чье имя в сочетании с надписью «Живым быть прикольно» на рекламной афише спектакля уж точно вызовет интерес по крайней мере у многочисленных поклонников Курта Кобейна, к числу которых отношу себя и я.
     Так вот, придя в Театр им. Маяковского, я увидела Кобейна в виде Найка Борзова, распятого на деревянном кресте гигантскими Микки Маусами с бензопилами в руках. Поклонники начали нервничать. Я же испытала массу эмоций, но почему жить – это прикольно, так и не поняла. Может быть, потому, что вид Найка Борзова, очень качественно изображающего наркотическую ломку, говорил об обратном. Я в растерянности, зато фанаты, кажется, в восторге.
     На следующий спектакль я шла с некоторым волнением. А вдруг сейчас я увижу нечто такое, чего моя нервная система не выдержит и пошатнется куда-нибудь не в ту сторону? Испытываемые настроения с пессимистичным налетом меня совершенно не устраивали, поэтому я стала усиленно отгонять от себя подобные мысли. Впереди был ОН – человек, о котором все говорят.
     Говорить могут просто о нем, о его проектах или спектаклях, но его именем пронизана вся театральная жизнь новейшего времени. Он ни на кого не похож. Евгений Гришковец – человек-театр. Если однажды он понравился, то спокойно жить не сможешь, пока не увидишь все остальное. Альтернатива исключается.
     Похоже на то, что театральная публика делится на тех, кому нравится Гришковец и кому – нет. Вторых значительно меньше. Кажется, он может все, просто собирая в букет впечатления порой от самых простых вещей и перемежая их прозрачной шелковой электроникой группы «Бигуди». Подобное происходит в проекте «Сейчас».
     Во всех спектаклях – жизнь. Иногда она затихает, иногда взрывается, обрушиваясь на зрителей россыпью чувств и эмоций, так знакомых каждому, но незаслуженно обделенных вниманием. Здесь именно они в центре внимания. Яркие и разные впечатления от повседневной жизни.
     Прежде чем покорить столичную публику и получить самые престижные театральные награды, выросший в Кемерово Гришковец отслужил три года в Военно-морском флоте, окончил филологический факультет университета и создал в родном городе собственный театр «Ложа».
     Морская служба оставила, по-видимому, такой четкий след на жизненных взглядах, что нашла тонкое и грустно-смешное отражение в спектакле «Как я съел собаку», ставшем первым наиболее ярким пятном в процессе постепенного сражения наповал привередливого московского зрителя.
     Спектакль рассказывает о его матросской жизни. Как было до и как было после, сочетая в себе детские переживания и совсем взрослую грусть от несбывшейся возможности другой жизни, звуки утреннего города и музыку Генделя, морской воздух и немыслимо чистый патриотизм, постепенно стираемый из нашего молодого сознания.
     Перестав играть «Собаку» на сцене, он дал ей вторую жизнь, выпустив спектакль в форме почти забытого, но любимого многими жанра – радиопьесы. В ней он самый настоящий матрос, который точно знает, что посуда на корабле нужна только для мытья, а палуба по неведомой причине должна драиться четыре раза в день, и только вдвоем. Может, это кому-то покажется знакомым?
     Итак, могу с уверенностью утверждать: театр – это вид искусства, который вряд ли когда-нибудь устареет. Скорее наоборот. Если подобные личности будут хотя бы изредка вспыхивать на театральных подмостках, переворачивая всякие классические устои, русскому театру вряд ли суждено будет устареть. Со скоростью света растет к нему интерес молодежи, потому что ни искусственное телевидение, ни тем более мертвый компьютер никогда не заменят живые человеческие образы.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service