на главную страницу

27 Января 2004 года

КОНФЛИКТЫ

Вторник

Косовский беспредел

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ.



     Россия готова принимать «самое активное участие в справедливом решении» проблемы Косово, заявил на прошлой неделе Владимир Путин. При этом Президент России подчеркнул, что наша страна заинтересована «в скорейшем становлении и укреплении нового государственного сообщества» (Сербии и Черногории) и «готова оказать такому процессу всемерное содействие». Проявленное внимание главы Российского государства к этому вопросу, несомненно, продиктовано как теми историческими узами, которые связывают нашу страну с Балканами, так и складывающейся здесь ситуацией.
     За последние годы Косово, этот прекрасный край Великой Сербии, развился в обстоятельно оформленное лежбище организованной преступности, этакий оплот регионального и европейского криминала. На деньги от продажи наркотиков и оружия сильная албанская мафия финансирует боевиков-сепаратистов, параллельно с этим выплачивая пеню влиятельным политическим организациям за то, что те помогают им добиться независимости. При этом администрация ООН идет на уступки албанцам. Нередко потакая их «миротворческим» инициативам, она фактически шаг за шагом отдаляет разрешение конфликта на многие десятилетия вперед. К примеру, в местной прессе постоянно обсуждается вопрос возвращения сербских беженцев, да и местные суды начинают решать квартирные тяжбы в пользу владельцев документов. И что же? Те единицы сербов, которые рискуют возвращаться в свои дома, по решению суда изгоняя албанцев, нередко погибают… Реальных условий для их возвращения не создается, край погряз в национализме, чему ООН воспрепятствовать не может или не желает.
     Это проявилось и в том беспрецедентном произволе, который допустили албанцы в отношении делегации российского Фонда Андрея Первозванного и Общества русско-сербской дружбы. Сразу после рождественской службы в монастыре Високи-Дечани более 300 человек окружили делегацию, стали бросать в автобус камни. Символизм этого происшествия заключался в том, что неподалеку глава миссии ООН Харри Холкери вел переговоры с местными албанскими руководителями о примирении и нормализации обстановки в крае. Пострадавших не было, так как полицейские ООН постарались как можно скорее вывезти автобус из села.
     В Фонде Андрея Первозванного о происшествии высказались достаточно резко, но обоснованно. Там решили подготовить доклад в ПАСЕ, ЮНЕСКО и ООН о нарушении в Косово и Митохии прав национальных меньшинств, о положении там православных святынь, многие из которых разрушены или постоянно находятся под угрозой уничтожения албанскими экстремистами. И рассказать великосветским депутатам, что практически все неалбанцы живут в резервациях, где уцелеть можно лишь при условии наличия неподалеку поста КФОР, о продолжающемся насилии, об убийствах невинных людей, не только взрослых, но и детей, прежде всего сербов и ратующих за мирное решение этно-территориальных разногласий самих албанцев (такие, слава Богу, еще остались).
     Однако письмами и нотами, по всей видимости, заставить западный мир взглянуть по-иному на проблему Косово вряд ли удастся. Уж сколько их было – не счесть - из десятков стран, от сотен организаций. Жизнь в крае не налаживается. Вернее, это происходит как-то однобоко. Та же административная столица края город Приштина активно перестраивается, приобретая живые краски вместо разрушенных домов и предприятий. На селе в Косово тоже заметен процесс восстановления, постепенно заметающий следы послевоенной разрухи. Появляются новые рабочие места, молодежь вечерами, не испытывая страха, гуляет по улицам, справляются свадьбы. Но такая жизнь характерна только для албанцев.
     За последние пять лет более 250 тысяч сербов были изгнаны из своих домов, тысячи убиты. В Косово их осталось менее 130 тысяч, в Приштине - всего 150 человек, живущих в одном-единственном доме, и то под прикрытием солдат КФОР. Они страдают от отсутствия своевременной медицинской помощи, безработицы. Даже похоронить человека - проблема. Что уж и говорить о «культурной» составляющей косовского кризиса – в провинции уже числятся разрушенными более 120 монастырей и храмов, в том числе уникальные памятники культуры XI-XIV веков.
     Как указывают специалисты, для окончательного урегулирования ситуации на постюгославском пространстве, в частности в Косово, потребуется еще очень много времени. Об этом недавно заявил и сам Харри Холкери, объяснив такие перспективы необходимостью изменить «агрессивный настрой местного населения». И вот что интересно: если раньше в своих выступлениях перед прессой его предшественники и командующие КФОР говорили исключительно об угрозе со стороны отдельных бандгрупп или местных «освободительных армий», то сейчас представитель ООН отнес имеющуюся угрозу фактически ко всем населяющим край албанцам.
     Уже фактически созданное ими мини-государство, де-юре являющееся сербской провинцией, имеет свою национальную атрибутику, законотворческие институты, все системы власти, включая и СМИ, в которых неприкрыто пропагандируется независимость края, создание единого албанского государства, а также возможность заполучить эту независимость посредством своего Корпуса защиты Косово, других вооруженных формирований. Так, на днях президент Косово Ибрагим Ругова вновь призвал к провозглашению независимости этого бывшего югославского края.
     За все это международных миротворцев сербские жители Косово в последнее время называют не иначе как «албанотворцами». Оно отчасти и понятно: силы КФОР охраняют самих себя и немногочисленные сербские поселения, а обстановка остается стабильно напряженной, особенно на границах анклавов. И везде хозяйничают албанцы - препятствовать им, по всей видимости, никто не собирается. Во многом это объясняется тем, что сепаратисты имеют огромное влияние на властвующие элиты в Европе, в Соединенных Штатах. Сегодняшние перспективы для косовских сербов далеко не радужные. Почти все предложения Белграда в отношении того, как наконец-таки снизить напряженность в крае и регионе (решение «македонского» вопроса, албанского сепаратизма в южных районах Сербии (долина Прешево, Медведжы и Буяноваца), окончательная стабилизация в Боснии и Герцеговине и т.д.) натыкаются на, так сказать, непонимание со стороны имеющих здесь свой военный и экономический интерес США, ряда других стран.
     В то же время руководство миссии ООН то и дело уходит от окончательного ответа на вопрос о дальнейшей судьбе Косово, предлагая решения проблем меньшего масштаба. К тому же до сих пор нет и идейной концепции, на которой основывались бы преобразования в этом крае. Резолюция №1244, основополагающая для всех процессов постконфликтного урегулирования в Косово, предполагает, к примеру, возвращение в край сербской полиции и войск МВД. А там уже фактически создано албанское государство. Так что решение вопроса заходит в многолетний тупик, из которого мировое сообщество еще не скоро выберется.

     На снимке: Атрибуты сепаратизма.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service