на главную страницу

27 Января 2004 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

Корейский полуостров: где выход из тупика?

Владимир КУЗАРЬ



Надежды мирового сообщества, что к концу прошлого года состоится второй раунд шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной программе, в ходе которых, возможно, будет найден вариант решения проблемы, связанной с созданием в КНДР ядерного оружия и опасностью его распространения за пределы этой страны, не оправдались. Позиции сторон, особенно Пхеньяна и Вашингтона, оказались настолько несовместимы, что скорое возобновление переговоров представлялось уже невозможным. Тем не менее сегодня появилось ощущение, что участники переговоров, а это еще Россия, Китай, Южная Корея и Япония, сядут за единый стол в ближайшее время. И шаг к тому сделали северокорейцы.

     







     Владимир КУЗАРЬ







     


     
Пхеньян показывает силу


     Неожиданно для многих северокорейские руководители в начале января пригласили делегацию представителей американских общественно-политических и научных кругов совершить поездку в КНДР, в ходе которой им будут продемонстрированы «ядерные силы сдерживания». В течение пяти дней американцы знакомились с ситуацией в Северной Корее, встречались с представителями МИД, экономических, научных и военных ведомств КНДР, а главное – побывали в ядерном центре в Йонбене.
     Именно этот центр, считают в США, используется Пхеньяном для создания ядерного оружия. Здесь находятся основные ядерные объекты Северной Кореи, в том числе единственный действующий в стране реактор мощностью в 5 тыс. киловатт и радиотехническая лаборатория, где, как утверждается, из топливных стержней реактора извлекается оружейный плутоний. У КНДР есть еще недостроенные реакторы – на 50 тыс. кВт в Йонбене и на 200 тыс. кВт в Тэчконе. Согласно договоренности с США, которая была достигнута в 1994 году, Пхеньян заморозил деятельность своих ядерных объектов в обмен на американское обещание построить в Северной Корее два реактора на легкой воде, использование которых в военных целях довольно сложно, а также поставлять в этот период мазут, необходимый для решения северокорейцами энергетических проблем. Однако с приходом к власти бушевской администрации США отказались от этой договоренности, обвинив КНДР в тайном обогащении урана для создания ядерного оружия. В ответ Пхеньян объявил, что выходит из режима нераспространения ядерного оружия и возобновляет свою ядерную программу.
     А вскоре стали поступать сообщения, что КНДР, переработав 8 тысяч урановых стержней из реактора в Йонбене, получила плутоний в количестве, достаточном для создания от 6 до 12 ядерных боеголовок. Пхеньян не то что не опровергает эти сообщения, а, наоборот, постоянно подчеркивает, что обладает «ядерными силами сдерживания». Многие наблюдатели считают, что, поступая так, Ким Чен Ир блефует. Что у него нет ядерного оружия, но, заявляя о его наличии, он тем самым создает себе гарантии от силовых акций Вашингтона.
     Нет необходимости особо подчеркивать, что северокорейского лидера подталкивает к тому урок, извлеченный из свержения Саддама Хусейна. Как известно, тот пытался доказать, что у него нет запрещенного оружия массового поражения, и поплатился не только агрессией, но и своим свержением. Косвенно подтверждает это суждение и сам Пхеньян. Его представители постоянно говорят о наличии у КНДР мощного потенциала возмездия, а на днях заявили, что не пойдут «путем некоторых ближневосточных стран», имея в виду Ливию, которая недавно официально отказалась от оружия массового поражения. «Ожидать изменения позиции КНДР так же глупо, как ждать ливня с чистого неба. Правда истории заключается в том, что мир можно завоевать и сохранить только при помощи силы», - подчеркивают в Пхеньяне.
     Тем не менее северокорейцы готовы, по их словам, на определенных условиях заморозить свою ядерную программу, а то и вовсе отказаться от нее. Не стал исключением на такие обещания и первый месяц нынешнего года. На протяжении января официальные лица КНДР не раз подтверждали ранее высказанную готовность остановить реализацию всех аспектов своей ядерной программы и «больше никогда» не выходить из Договора о нераспространении ядерного оружия. Напоминали и о тех условиях, на которых Пхеньян может это сделать. Надо сказать, что их спектр довольно широк. Здесь и получение компенсации за отказ от ядерной программы, и исключение КНДР из списка стран «оси зла», в который Вашингтон ее включил, и невмешательство США в межкорейский диалог, и многое другое. Однако если обобщить все эти условия, то их можно свести к двум позициям: предоставление Соединенными Штатами гарантий безопасности, причем не только для КНДР, но и для правящего в ней режима, и оказание экономической помощи.
     Это то игровое поле, на котором ведутся шестисторонние переговоры. Точнее, так оно обозначилось в первом их раунде, а второй, запланированный на декабрь прошлого года, пока не состоялся из-за отсутствия подвижек в подходе к стоящей проблеме двух главных оппонентов – США и КНДР. Но, пригласив ее делегацию и показав ей свои «ядерные силы», Пхеньян послал мяч на американскую сторону, подталкивая тем самым ее к переговорам. Что вполне объяснимо. Северокорейские руководители, которые стремятся как можно дороже продать ядерную программу, особо не располагают временем – надо разыграть ситуацию, пока у мирового сообщества есть обеспокоенность по поводу ядерных планов КНДР, да и тяжелое экономическое положение страны поджимает. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, почти четырем миллионам северокорейцев 22-миллионного населения КНДР угрожает голод из-за сокращения международной гуманитарной помощи.
     Официальные лица в Пхеньяне также предупреждают, что дальнейшие отсрочки с проведением шестисторонних переговоров приведут лишь к укреплению «сил ядерного сдерживания» КНДР. Одновременно был проведен ряд мероприятий, призванных продемонстрировать решимость следовать избранной тактике. Как сообщают информационные агентства, в КНДР прошли массовые митинги, участники которых выражали поддержку курса «на строительство великой процветающей страны, основываясь на принципах антиимпериализма, развития армии, экономики и науки», а также готовность «навсегда оставаться верными идеям и руководству Ким Чен Ира». Сам же северокорейский лидер посетил несколько воинских частей, где призывал личный состав вооруженных сил «быть в готовности к решительному отпору империалистическому агрессору и нанесению по нему сокрушительного удара».

     
Пока дерутся «голуби» и «ястребы»


     Это не нравится Вашингтону. В Белом доме уже давно пришли к выводу, что надо поменять режим в Пхеньяне. И вовсе не потому, что обеспокоены безопасностью своего народа, как это часто заявляют официальные американские представители. Приход в КНДР нового, подконтрольного Соединенным Штатам режима должен привести к еще большему закреплению Америки на Корейском полуострове, в чем она крайне заинтересована, учитывая возможное в будущем соперничество с Китаем за лидерство в регионе. Вопрос лишь в том, как это сделать – у северокорейского лидера на сегодня абсолютная поддержка в стране, да еще, как уверяют его представители, у него есть ядерное оружие.
     С другой стороны, пока на Корейском полуострове сохраняется напряженность, позициям США здесь тоже ничего не угрожает. Более того, спекулируя на ней, Вашингтон имеет дополнительную возможность влиять на своих ближайших союзников – Японию и Южную Корею, подталкивая их как к наращиванию собственных военных усилий, так и к участию в американских военных программах. Например, Вашингтон оказал значительное давление на Токио и Сеул, заставляя их направить свои вооруженные контингенты в Ирак, естественно, пообещав этим странам защиту от любых возможных атак со стороны КНДР, вплоть до использования ядерного оружия, как заявил об этом в Сеуле министр обороны США Дональд Рамсфелд.
     Однако обеспокоенность мирового сообщества ядерной программой КНДР, а еще больше желание узнать, обладает или нет ядерным потенциалом Пхеньян, заставляют Вашингтон заниматься этой проблемой. Кстати, американская делегация, побывавшая в Йонбене, так и не прояснила на сей счет ситуацию. Выступая 20 января на слушаниях в комитете по иностранным делам сената конгресса США, эксперты заявили, что не могут подтвердить наличие у Пхеньяна ядерного взрывного устройства, но полагают, что он способен наработать оружейный плутоний для его создания. Они не видели в Йонбене ничего, что позволило бы им определить, «располагает ли КНДР потенциалом ядерного сдерживания, если под этим понимать ядерное устройство или ядерное оружие». В то же время не сомневаются, что Пхеньян действительно имеет технические возможности для создания таких вооружений. По их мнению, топливные элементы уже извлечены из реактора, возможно, в целях получения оружейного плутония.
     Комментируя эти высказывания, в госдепартаменте США заявили, что они вряд ли окажут прямое воздействие на проведение шестисторонних переговоров. И, к сожалению, это, наверное, так. Дело в том, что в Вашингтоне до сих пор нет полной ясности, как решать ядерную проблему КНДР. Одни, так называемые «голуби», к которым относят и госсекретаря США Колина Пауэлла, считают, что есть возможность урегулировать вопрос за столом переговоров. «Мы не стремимся к конфликту. Мы добиваемся того, чтобы на (Корейском) полуострове не было ядерного оружия. Того же самого хотят наши соседи и друзья в регионе, - заявил он на днях. - И я думаю, мы добьемся этого». Пауэлл напомнил, что США считают «уместным» предоставление КНДР гарантий безопасности в ответ на ее отказ от ядерной программы. Правда, требование от Северной Кореи ясного и в проверяемой форме отказа от ядерной программы, а не только ее приостановление, идет вразрез c тем, к чему пока готов Пхеньян. И все же сторонники Колина Пауэлла, оценивая последние шаги Пхеньяна, считают, что уже в следующем месяце можно будет провести шестисторонние переговоры.
     В свою очередь «ястребы» настроены решительно. Так, советник министра обороны США Ричард Перл, главный идеолог иракской войны, заявил недавно, что в отношении Северной Кореи необходимо реализовать вариант «воздушной и морской блокады по типу той, что была установлена против Кубы в 1962 году», или, более того, нанести превентивный удар по ядерным установкам. Похоже, и президент Джордж Буш больше склоняется к этому варианту. Во всяком случае так, очевидно, следует трактовать его выступление перед конгрессом с ежегодным посланием «О положении страны», где сказано, что Соединенные Штаты оставляют за собой право в любой момент начать войну, если существует угроза безопасности нации. А именно из Северной Кореи, как убеждают американцев, исходит такая угроза.
     Хотя другого сегодня, наверное, и нельзя ожидать от нынешней американской администрации. Сеcть за стол переговоров с северокорейцами и прийти, по сути, к тому, что было уже достигнуто в 1994 году, значит, признать, что весь скандал вокруг ядерной программы КНДР был политическим провалом Буша. Конечно, договоренности с Пхеньяном можно попытаться подать под каким-то удобоваримым соусом, и тем не менее накануне президентских выборов в США все это чревато для Буша и его сторонников серьезными потерями.
     Отсюда и воинственная риторика, и ряд практических мер, которые призваны свидетельствовать о подготовке к проведению силовых акций против КНДР. Это и решение о перебазировании из Америки в Азию стратегических бомбардировщиков Б-52, и планы по отводу 2-й пехотной дивизии от разделяющей две Кореи демилитаризованной зоны, после чего между проходящей от нее в 40 – 50 км границей с КНДР и Сеулом не останется никаких частей из 37-тысячного контингента «джи ай», и вывод американских войск из южнокорейской столицы.

     
Время не ждет


     Однако вряд ли Вашингтон пойдет на проведение силовых акций. Совершенно очевидно, что они не принесут ему желаемого результата. Если взять такой их вариант, как нанесение упреждающих ударов по ядерным объектам Северной Кореи, то их успех, с военной точки зрения, весьма сомнителен. Да, американское оружие сейчас обладает большой точностью и поражающей способностью, но нет адекватных разведывательных данных о целях, в связи с чем трудно предсказать возможность их поражения. С политической точки зрения, упреждающие удары тоже не очень желательны, особенно учитывая, что против них выступают даже американские союзники, обеспокоенные последствиями ответного удара Северной Кореи. А кроме того, за такие действия Соединенным Штатам придется расплачиваться резким ухудшением отношений со многими авторитетными в мире странами, рекомендующими им этого не делать.
     Второй «силовой» вариант действий США - введение комплекса санкций против Пхеньяна, включая экономическую и политическую изоляцию в сочетании с военной блокадой. И хотя эффективные санкции носят менее вызывающий характер, чем упреждающие военные удары, они тоже вряд ли найдут поддержку у американских союзников из-за непредсказуемой реакции со стороны Северной Кореи. Да и другие страны, прежде всего Китай и Россия, которые могут оказаться под разрушительным бременем приема из КНДР экономических беженцев, станут решительно возражать против ужесточения санкций в отношении Северной Кореи.
     Можно, конечно, предположить, что, осуществляя подготовку к силовым акциям и говоря о возможности их проведения, Вашингтон рассчитывает, что Пхеньян не выдержит и пойдет на попятную. Однако такие расчеты, если они действительно существуют, вряд ли оправданны. Для северокорейских руководителей это бы означало потерю не только лица, но и контроля над страной. Другими словами, «время сейчас не на стороне США», как заявил входивший в состав американской делегации Джек Притчард, в прошлом сотрудник госдепа и член национального совета безопасности США. Мировое сообщество, да и Вашинтон тоже, не устраивает сохранение тупиковой ситуации вокруг ядерной программы КНДР. Совершенно очевидно, что в этом случае Пхеньян продолжит свои работы по созданию ядерного оружия, и даже если его нет сейчас, то в конце концов оно может появиться. В результате в Северо-Восточной Азии может возникнуть трудноуправляемая ситуация, связанная с распространением ядерного оружия, увеличением возможности подключения Японии, Южной Кореи, других стран к гонке вооружений. Что в свою очередь приведет к росту нестабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
     Единственный выход из создавшегося положения, как считают в Москве, – быстрейшее возобновление шестисторонних переговоров. Вместе с тем понятно, что ядерная проблема КНДР относится к категории таких вопросов, которые трудно решить за короткое время, за несколько раундов. Но если проявить терпение, умеренность в своих заявлениях и гибкость в действиях, не прерывать переговорный процесс, то появится шанс достичь договоренностей, приемлемых для всех сторон и направленных на сохранение безъядерного статуса Корейского полуострова, обеспечение безопасности расположенных в этом субрегионе государств.

     На снимке: Ядерный центр в Йонбене (снимок сделан из космоса).


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service