на главную страницу

28 Января 2004 года

Пульс планеты

Среда

Классическая дипломатия

Вадим МАРКУШИН.



     Вчера официальная Москва проводила госсекретаря США Колина Пауэлла и занялась тем, чем и принято в подобные моменты заниматься - подведением итогов переговоров. Ибо всякое крупное дипломатическое мероприятие (а в данном случае мы наблюдали именно такое: имеет в своем развитии три главные фазы: подготовку, само мероприятие и разбор. Словом, классическая триада. Поскольку же внешняя политика в эпоху всезнающих СМИ есть предмет массового спроса, участниками «процесса» являются самые широкие слои. Говорить о политике, разумеется, легче, чем ее делать. Делают политику единицы, рассуждают о ней миллионы. При этом последние полагают, что они-то, дай им полномочия, смогли бы проявить себя на данном поприще не хуже тех, кто такие полномочия имеет. Кроме того, среди этих последних немало граждан, убежденных, что они вообще прирожденные политики, способные на нечто большее, чем делается выдвиженцами выборных кампаний. Наконец, внутри категории «прирожденных политиков» существуют субъекты, готовые по всякому общественно значимому случаю продемонстрировать, что называется, мастер-класс, сочетающий простоту и гениальность. Этих национальных корифеев мы хорошо знаем в лицо.
     Итак, господин Пауэлл убыл на родину, а мы коллективно размышляем о наших дивидендах от его пребывания в России. Они, конечно, налицо. Начнем с того, что уже сам визит руководителя внешнеполитического ведомства крупнейшей державы мира есть результат, независимо от того, в какой тональности прошли обмены мнениями в ведущих государственных учреждениях - в Кремле, Министерстве иностранных дел и Министерстве обороны. Тональность же не была, да и не могла быть сплошной органной полифонией.
     Причиной тому трудные, если не сказать каверзные обсуждаемые вопросы. Взять опять ту же Грузию, в которой Пауэлл побывал перед прилетом в Москву. Говорили о сроках вывода российских баз из этой страны. Госсекретарь заявил, что проблему должны решать Москва и Тбилиси. «Это дело российских и грузинских представителей - найти соответствующее решение», - сказал он. Однако тут же внятно обозначил позицию Вашингтона, которая, дескать, состоит в том, что «российские силы должны быть выведены оттуда в соответствии со Стамбульскими договоренностями 1999 года». Хотя конечно же не только в этом состоит американская позиция. Она состоит еще и в том, что Россия должна вывести свои подразделения как можно быстрее и с наименьшими претензиями на финансовую поддержку. «Мы обсуждали с Россией нашу готовность оказать ей помощь в выводе войск, но у меня нет точных цифр», - заметил госсекретарь в интервью радиостанции «Эхо Москвы». Он бы мог выразиться и откровеннее, как уже это делал, комментируя данный вопрос и называя сумму в 500 миллионов долларов «несерьезной» (то есть слишком завышенной). Но выразился вот таким образом.
     Да и вообще Пауэлл всячески пытался создать впечатление, что грузинская тема интересует Вашингтон исключительно в плане строительства в этой стране современной демократической системы. «США заинтересованы в том, чтобы в Грузии росла солидная демократия», - подчеркнул он. «Мы просто хотим иметь хорошие отношения с Грузией, как и с другими странами, и базы строить не собираемся, - сказал он. - Мы хотим иметь хорошие отношения с грузинским руководством. США не занимаются только тем, что ищут в мире возможности построить военные базы». По словам Пауэлла, «присутствие американских военнослужащих в Грузии было предназначено для того, чтобы помочь этой стране в борьбе с международным терроризмом». «Эта миссия подходит к концу, и по ее завершении у нас с Грузией будут нормальные отношения на дипломатическом и военном уровнях», - сказал госсекретарь.
     Упростит или усложнит российско-грузинские отношения активная опека Тбилиси Вашингтоном? Посмотрим. Пока же мы слышали, как министр иностранных дел Игорь Иванов после переговоров с Пауэллом сказал, что российская сторона «приняла к сведению заявление американской стороны о том, что США не планируют развертывать военные базы на территории Грузии, и нынешнее военное сотрудничество нацелено на укрепление потенциала Грузии в борьбе с международным терроризмом». Мы также слышали весьма значимое заявление главы российского МИД, что вопрос о скорости вывода военных баз «будет решаться в контексте развития отношений в других областях, таких как политическая, экономическая, гуманитарная». И это очень важно.
     Совсем не просто проходит американо-российский диалог и по другим темам. Притом что стороны демонстрируют проявление дружеского расположения друг к другу. Так, министр обороны Сергей Иванов, приветствуя высокого гостя в своем ведомстве, назвал его «ветераном «холодной войны», добавив к этому, что и он сам такой же ветеран. «Думаю, что у нас будет хорошая возможность обсудить вопросы российско-американского сотрудничества в областях безопасности и обороны, а также вопросы совместного планирования применения видов вооруженных сил и родов войск», - сказал наш министр, открывая встречу с госсекретарем. «Мы также планируем обменяться мнениями по реализации тех вопросов, которые наши президенты согласовали в Кэмп-Дэвиде в прошлом году, значительный сегмент которых относится и к вооруженным силам», - добавил он.
     К сожалению, приходится констатировать, что американцы идут навстречу пожеланиям активного сотрудничества лишь до того момента, пока не оказывается, что им предстоит где-то потесниться, в чем-то уплотниться. Оказавшись же перед лицом такой реальности, они мгновенно начинают работать локтями. Наглядный тому пример - ситуация, сложившаяся вокруг тульского Конструкторского бюро приборостроения, против которого госдепартамент США решил ввести свои санкции за «поставки оружия в Иран и Ирак». В действительности никаких поставок не было, а есть только стремление госдепа расчистить торговую площадь для американских фирм-соперников.
     «Никаких контрактов на поставку военной техники с Ираном и Ираком мы не заключали, а следовательно, ничего им не поставляли. Более того, в соответствии с российским законодательством полномочные государственные органы тех стран, с которыми заключались контракты и в которые были осуществлены поставки нашего вооружения и военной техники, предоставили нам сертификаты конечного пользователя. То есть взяли на себя обязательства не продавать и не передавать купленное у нас вооружение в другие государства. Фактов нарушения этих обязательств мы не имеем», - говорится в письме, направленном в адрес госдепартамента США генеральным конструктором Аркадием Шипуновым.
     Короче говоря, переговоры переговорами, а реальное взаимодействие США и России по различным направлениям может осложнять и омрачать презренная проза соперничества, где голый материальный интерес довлеет над всем прочим. И тут всякий раз приходится вспоминать понятие «политическая воля», которая призвана служить мудрым и сильным посредником между высокими помыслами и эгоистическими страстями.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service