на главную страницу

28 Января 2004 года

Пульс планеты

Среда

ДИВИДЕНДЫ ФИНАНСОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



На днях в присутствии посла Соединенных Штатов в Бишкеке прошла церемония передачи Киргизии двух вертолетов Ми-8 МТВ, предназначенных для обеспечения пограничной безопасности республики. Помимо двух геликоптеров, прошедших капремонт, передан и полный комплект запчастей к ним, что тянет на сумму более 4,5 млн. долларов. По сообщению американского посольства, эта помощь является крупнейшей единовременной поставкой за весь период отношений между двумя странами. Техника предоставлена Киргизии в рамках реализации проекта «Пресечение контрабанды через границу с помощью средств авиации», осуществляемого под эгидой программы «Экспортный контроль и безопасность границ».

     Что ни говори, американцам не откажешь в умении броско и масштабно обставлять свои акции. Каких только программ и проектов не напридумывали в Вашингтоне ради того, чтобы закрепиться на постсоветском пространстве. Самый наглядный тому пример – программа подготовки американскими инструкторами грузинских спецназовцев «Обучение и оснащение», из которой Штатами извлечены колоссальные дивиденды.
     В той же Киргизии первоначальный годичный срок аренды американцами авиационной базы в Манасе недавно продлили еще на три года, оговорив при этом и возможность последующего продления. Судя по тому, какие деньги вкладывают Соединенные Штаты в обустройство этого объекта, сомневаться в их намерении и дальше осваивать центральноазиатские просторы СНГ не стоит.
     В самом Бишкеке авиабазу антитеррористической коалиции называют одним из гарантов национальной безопасности государства. Аналогичным гарантом здесь считают и российскую авиабазу, созданную в прошлом году в Канте. Но противоречий между ними призывают не искать. Дескать, у американцев и их партнеров по НАТО — одни задачи, у россиян — другие.
     На нынешнем этапе это, думается, вполне оправданно. Киргизы на собственной шкуре испытали, что такое терроризм. В результате вторжения бандформирований в 1999—2000 годах здесь потеряли много человеческих жизней, понесли ощутимый материальный и моральный урон. В такой ситуации, утверждают в Бишкеке, неучастие страны в борьбе с международным терроризмом было бы воспринято в мире с непониманием.
     С подобным аргументом спорить трудно. Но он — далеко не единственный и, возможно, не главный в стратегии республик Центральной Азии, дающих добро на американское военное присутствие. Не менее важен для них и финансовый аспект этого вопроса. В условиях ослабленной экономики, хронического бюджетного дефицита регулярная плата американцев за аренду земли, за воду, за взлет и посадку каждого самолета, наем местных жителей в качестве обслуживающего персонала — та «манна небесная», отказаться от которой невозможно.
     Российская авиабаза — это тоже рабочие места для местных жителей, инвестиции в республиканскую экономику. Но конечно же пока несоизмеримые с американскими. Что в этой связи примечательно?
     Киргизия — одна из немногих в СНГ стран, сохранивших ориентацию на Россию. Исправно пополняя свой бюджет за счет богатеньких американцев, щедро расплачивающихся за присутствие в Манасе, Бишкек не поддался соблазну выставить и Москве счет за присутствие наших войск. Российская группировка будет находиться в Канте как минимум четверть века (таков срок аренды, который в дальнейшем может быть продлен) фактически на безвозмездной основе. В отличие от Грузии или Азербайджана (с которых, увы, пытается брать пример и Таджикистан) здесь мы не будем нести никаких расходов, кроме тех, что непосредственно связаны с обустройством и содержанием авиационной группировки. По данным, обнародованным недавно представителями Минобороны РФ, база в Канте ежегодно будет обходиться нам в 4 млн. долларов. Это гораздо меньше тех затрат, которые несут Соединенные Штаты на содержание авиабазы в Манасе.
     То есть Москва сумела «сторговаться» с Бишкеком максимально выгодно. И не просто «сторговаться», но и закрепить эти договоренности на бумаге. Что в последующем, кто бы ни пришел в Киргизии к власти, не позволит дезавуировать соглашения о военном сотрудничестве. И это – несомненный успех наших внешнеполитического и оборонного ведомств, которые, по мнению наблюдателей, переходят к более жесткой и прагматичной военной политике в ближнем зарубежье. Не проиграла, впрочем, и Киргизия, руководство которой заявляет, что «наши дивиденды – это мир и покой в регионе». Не случайно все коммунальные расходы базы киргизская сторона с готовностью взяла на себя.
     Сегодня задача заключается в том, чтобы российское военное присутствие в регионе обеспечило нашу собственную безопасность от террористов и экстремистов всех мастей, а заодно бы способствовало нашему экономическому проникновению в Киргизию, богатую и природными ресурсами, и промышленным потенциалом. Некоторые российские компании уже осваивают этот регион. Но пока это капля в море экономических возможностей, связанных с Киргизией. Бишкек «сигнализирует» нам об этом все активней. О чем можно судить и по итогам только что завершившегося визита в Российскую Федерацию премьер-министра КР Николая Танаева. В Москве он обсудил дальнейшее развитие экономического сотрудничества между нашими странами, проблемы трудовых мигрантов из Кыргызстана в Россию и многое другое.
     Киргизия готова сотрудничать в целом ряде областей, представляющих взаимный интерес. Прежде всего это энергетика – речь идет и о поставках электроэнергии в Российскую Федерацию, и о совместной реализации второй фазы проекта реконструкции ТЭЦ в Бишкеке, и о проекте модернизации Уч-Курганской ГЭС, и о строительстве ряда новых электростанций. В отличие от некоторых наших соседей Киргизия не боится участия россиян в приватизации объектов АО «Кыргызнефтегаз» и создания совместных компаний.
     В промышленности и сельском хозяйстве сфер взаимодействия еще больше. Это, по словам Николая Танаева, и осуществление стабильных поставок сурьмяного концентрата из России на Кадамжайский сурьмяный комбинат, и сотрудничество между радиозаводами, и создание совместных производств на базе ведущих машиностроительных предприятий, в том числе оборонного назначения. Но, как с сожалением констатировал премьер-министр РК, заинтересованности в создании совместных предприятий по производству и переработке фруктов и овощей на базе предприятий Кыргызстана со стороны российских предпринимателей пока не видно. Хотя завозить эту продукцию отсюда, а не из дальнего зарубежья россиянам было бы выгодно. Бишкек готов заменить даже пресловутые «ножки Буша», проявляя заинтересованность в предоставлении импортной квоты на ввоз в нашу страну мяса домашней птицы.
     Иными словами, Киргизия хотела бы видеть в лице России не столько донора, сколько стабильного экономического партнера. Товарооборот между нашими странами в прошлом году составил 245,3 млн. долларов, по сравнению с 2002 годом увеличившись на 24,7 процента. Но, как подчеркивает тот же Николай Танаев, наши торгово-экономические отношения еще не соответствуют своему потенциалу. Чтобы реализовать этот потенциал, подписан долгосрочный договор между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией о торгово-экономическом сотрудничестве до 2009 года.
     Как бы ни были актуальны вопросы региональной безопасности, совместной борьбы с терроризмом, надо признать: только на них «погоду» в межгосударственных отношениях уже не сделаешь, и ограничиваться ими нельзя. Наших партнеров в Центральной Азии не меньше волнуют вполне прагматичные вопросы экономического характера, и они должны продвигаться параллельными курсами. Как известно, Душанбе затягивает переговоры о придании 201-й мотострелковой дивизии статуса российской военной базы именно по финансовым причинам. Правительство Таджикистана добивается от Москвы оплаты пребывания на своей территории российских войск во многом и потому, что за истекшие годы мы не сумели подтянуть наше двустороннее экономическое сотрудничество до уровня отношений в военной сфере.
     Перефразируя известное изречение, война приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Не хотелось бы, чтобы и на «киргизском направлении» осознание этой истины пришло с запозданием. Пусть тягаться с американцами в масштабах единовременной финансовой поддержки своих партнеров нам пока тяжеловато, зато у нас есть возможность на постоянной основе выстроить свои отношения с ними так, что это будет выгодно всем в долгосрочной перспективе.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service