на главную страницу

29 Января 2004 года

Тема номера

Четверг

ВВС становятся сильнее

Армия обновляет авиапарк

Александр МАНУШКИН, «Красная звезда».



Вчера на вооружение ВВС поступила первая партия модернизированных десантно-боевых вертолетов Ми-24ПН (пушечный ночной). В Ростове-на-Дону состоялся акт приема-передачи винтокрылых машин Министерству обороны РФ, в котором приняли участие главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал-полковник Владимир Михайлов и генеральный директор авиазавода ОАО «Роствертол» Борис Слюсарь.

     Вертолеты марки «Ми» известны практически во всех странах мира. На них установлено более 150 официальных мировых рекордов. Милевские винтокрылые машины поставлены более чем в 80 стран. Всего построено более 8 тысяч вертолетов марки «Ми». Каждая четвертая «вертушка» в мире – милевская.
     Особую известность получили военные, в частности, транспортно-боевые вертолеты Ми-24 (экспортный вариант Ми-35). Эти ударные машины, которые за свою огневую мощь и «агрессивный характер» в войсках прозвали «крокодилами», составляют основную атакующую силу армейской авиации при поддержке боевых действий общевойсковых подразделений и частей с воздуха. Сотни таких вертолетов поставлены и за рубеж. Они успешно участвовали в 30 войнах и вооруженных конфликтах. Ими уничтожены тысячи единиц бронетехники противника. В воздушных боях они сбили более 50 вертолетов и даже сверхзвуковой истребитель F-4 «Фантом».
     Ми-24 эффективно действовали в Афганистане, Чечне и других «горячих очках». Однако шло время, и бортовое радиоэлектронное оборудование, вооружение и ряд других систем за десятилетия эксплуатации морально и физически устаревали.
     

     
     Летно-технические характеристики Ми-24ПН
     Двигатели 2х2.400 л.с.
     Взлетная масса:
     нормальная 11.200 кг
     максимальная 11.500 кг
     в перегоночном варианте 12.000 кг
     Масса боевой нагрузки до 2.400 кг
     Скорость:
     максимальная 310км/час
     крейсерская 260 км/час
     Потолок:
     статический 3.160 м
     динамический 5.500 м
     Дальность полета:
     нормальная 450 км
     перегоночная до 1.000 км
     Экипаж: 2 чел.
     

     

     На смену боевому вертолету Ми-24 разработчик милевских машин ОАО «Московский вертолетный завод имени М.Миля» (генеральный директор - Юрий Андрианов) создал ударный вертолет ХХI века Ми-28 «Ночной охотник». Он прошел почти все этапы государственных испытаний и уже в 2004 году первые машины могут поступать в войска. Однако закупка новой авиатехники – дорогое удовольствие. Учитывая экономическую ситуацию в стране и нынешний объем финансирования государственного оборонного заказа, в ближайшие 2 – 3 года массовых закупок боевых вертолетов Ми-28 не предвидится. С учетом этого командование Военно-воздушными силами, думается, приняло единственно верное решение – взяло курс на модернизацию существующего парка ударных вертолетов Ми-24.
     На протяжении последних нескольких лет этой работой занимался серийный производитель боевых винтокрылых машин ростовский вертолетный завод «Роствертол» при конструкторско-технологическом сопровождении разработчика – Московского вертолетного завода имени М. Миля. Надо сказать, что промышленники с пониманием относятся к нуждам и финансовым проблемам армии вообще и ВВС в частности. «Роствертол» и поставщики новых систем, узлов и агрегатов большинство опытно-конструкторских работ, а также испытаний, особенно на начальном этапе, провели за свой счет, как бы в долг. Такой подход к делу позволил ускорить модернизацию вертолета Ми-24.
     Год назад мне довелось побывать на «Роствертоле», и тогда генеральный директор Борис Слюсарь сказал, что первый опытный модернизированный вертолет Ми-24ПН уже готов и находится на войсковых испытаниях в Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации (Торжок Тверской области). На сегодня он выполнил около 200 зачетных полетов и показал высокую боевую эффективность как в дневных, так и в ночных условиях.
     По результатам этих испытаний параллельно шла доработка систем и агрегатов вертолета, в результате чего спустя лишь год авиастроителям удалось модернизировать пять винтокрылых машин Ми-24ПН по тактико-техническому заданию заказчика.
     Наша справка. Вариант модернизации Ми-24ПН разработан для применения в ночных и ограниченно-сложных метеоусловиях. На Ми-24ПН установлены бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования БРЭО-24 и ночная тепловизионная прицельная подсистема наведения. К существующей прицельной системе добавлены тепловизионная подсистема, лазерный дальномер и канал управления противотанковыми ракетами. Интегрированный комплекс БРЭО включает жидкокристаллический индикатор, очки ночного видения с адаптированным под их применение светотехническим оборудованием кабины. Новое оборудование обеспечивает круглосуточность боевого использования вертолетов с применением всех штатных систем вооружения, пилотирование в ночных условиях на малых высотах, высокую точность навигации за счет использования цифровой карты местности. Вооружение вертолета составляет противотанковый ракетный комплекс с высокоточными ракетами «Штурм» или «Атака» круглосуточного применения, блоки с неуправляемыми реактивными снарядами (НУРС), а также встроенное и подвесное стрелково-пушечное вооружение. В результате совмещения капитально-восстановительных работ и модернизации вертолет получает полный межремонтный ресурс - 1000 часов налета или 7 лет эксплуатации.
     Вертолеты данного типа характеризуются как боевые машины с расширенными возможностями, улучшенными точностными характеристиками, способные эффективно поражать цели как днем, так и ночью. Не случайно его уже, как и Ми-28Н, прозвали «Ночной охотник». Боевая эффективность модернизированного вертолета в 1,5 -1,7 раза выше по сравнению с базовым Ми-24.
     С учетом того, что за рубежом эксплуатируются несколько сотен боевых вертолетов Ми-24 (35) различных модификаций, «Роствертол» разработал и для инозаказчиков различные варианты модернизации с учетом финансовых возможностей стран.
     Одной из целей модернизации является расширение диапазона применения вертолета. Вариант модернизации по типу Ми-35М реализуется ОАО «Роствертол» совместно с ОАО «МВЗ имени М. Миля». Вертолетный комплекс проходит всестороннюю оценку на совместимость оборудования с пилотажно-навигационным комплексом для всего диапазона условий применения. Программа модернизации вертолета Ми-35 разделена на несколько отдельных блоков, которые могут быть реализованы независимо друг от друга в зависимости от выбора заказчика.
     «Роствертол» выходит на рынок услуг с уже отработанными вариантами модернизации. По желанию заказчиков предприятие реализует программу модернизации как в целом, так и отдельными независимыми этапами. Во-первых, это снижение массы вертолета и повышение надежности и живучести систем при боевых повреждениях, что достигается за счет доработки фюзеляжа и механических систем вертолета. Во-вторых, «Роствертол» обеспечивает повышение боевой эффективности комплекса вооружения: вводит в состав вооружения ПТУР повышенной эффективности, а также неуправляемые ракеты типа С-13.
     Кроме того, «Роствертол» занимается модернизацией несущей системы вертолета, повышением ее аэродинамической эффективности и снижением массы. Для этого используются несущий и рулевой винты, унифицированные с винтами, разработанными по программе вертолета Ми-28. Это приводит к снижению массы и увеличению эффективной тяги несущего винта. Модернизация может включать оснащение вертолета новыми средствами радиосвязи и установку новых, более мощных двигателей ВК-2500. Модернизация вертолета Ми-35 максимально приближает его к вертолетам нового поколения. Фактически это новая машина, в которой богатый опыт длительного боевого применения соединен с последними достижениями и разработками в области вертолетостроения.
     Итак, первые ударные всепогодные вертолеты Ми-24ПН круглосуточного действия Военно-воздушные силы получили. Пять винтокрылых машин, которые приняли в Ростове-на-Дону представители Главного штаба Военно-воздушных сил во главе с заместителем главкома ВВС по вооружению, будут сначала отправлены в Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации. Там специалисты подготовят все необходимые инструкции для эксплуатации модернизированных вертолетов в строевых частях.
     И еще одна добрая весть: готовится очередная партия винтокрылых машин для модернизации, которая поступит в наши ВВС в феврале - марте 2004 года. А это значит, что мы и впредь будем иметь самые современные вертолеты, способные эффективно поддерживать войска на поле боя.
     

Как сообщила пресс-служба Минобороны РФ, глава военного ведомства Сергей Иванов провел совещание руководящего состава Министерства обороны, на котором был рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся обеспечения повседневной жизнедеятельности и повышения боеготовности Вооруженных Сил и, в частности, обсуждены проблемы поддержания боеспособности Военно-воздушных сил и авиации ВМФ.В ходе совещания его участники отметили, что в результате мер, принимаемых руководством Минобороны и ВВС, наметилась тенденция роста боевого потенциала военной авиации. Так, в 2003 году в ВВС было проведено более 400 мероприятий боевой подготовки, из которых 50 процентов с боевыми пусками, стрельбами и бомбометанием на различных полигонах, как на территории России, так и за ее пределами. Впервые после распада СССР проведено неординарное и по сути уникальное учение дальней авиации, в ходе которого экипажи стратегических ракетоносцев выполнили учебные пуски крылатых ракет в акватории Индийского океана.
     Средний налет на одного летчика (экипаж) составил 30 часов и по сравнению с 2002 годом увеличился на 4,8 процента, а общий налет часов летного состава по сравнению с предыдущим годом – на 12 процентов. При этом особое внимание уделяется подготовке молодых летчиков. Более чем 300 летчиков в воинских званиях от лейтенанта до капитана имеют средний налет, превышающий 50 часов.
     В результате модернизации имеющейся на вооружении авиационной техники и создания более перспективных ее образцов военная авиация стала получать больше новых машин. В июле 2003 года ВВС получили 5 истребителей Су-35, а в декабре еще 5 самолетов Су-27СМ. Кроме того, 20 декабря впервые в воздух поднялся фронтовой бомбардировщик Су-34, который по уровню радиоэлектронного оборудования можно отнести к самолетам 5-го поколения. В рамках гособоронзаказа на 2004 год запланированы достройка стратегического бомбардировщика Ту-160, капитальный ремонт около 150 самолетов фронтовой и военно-транспортной авиации, более 100 вертолетов армейской авиации.
     Учитывая, что для проведения полного перевооружения ВВС выделяемых бюджетных средств пока не хватает, на совещании было определено главное направление приложения усилий. В первую очередь решено оснащать новой авиационной техникой соединения и воинские части постоянной готовности. При этом основной упор должен быть сделан на приоритетном обеспечении их финансами и топливом, повышении уровня подготовки летного состава. Исходя из этого, руководством Министерства обороны выработаны первоочередные меры и приняты конкретные решения по поддержанию боевой готовности авиационных частей и соединений.

     

На снимке: модернизированный Ми-24ПН.



Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service