на главную страницу

31 Января 2004 года

Армия и общество

Суббота

Нефтяной тыл России: иллюзии и реалии

Николай ГРИШИН.



Осенью минувшего года, в разгар борьбы за мандаты депутатов Государственной Думы, внимание общественности оказалось прикованным к проблеме природной ренты. И хотя большинство наших сограждан так и остались в неведении сути этого спора, однако призыв «отнять и поделить» не мог не найти благодатного отклика в сознании россиянина с его извечной тягой к справедливости. Поэтому неудивительно, что многие из политиков, призывавших «раскулачить» получающих сверхприбыли нефтяников, уверенно прошли рифы избирательной кампании. Судя по всему, тема природной ренты будет использована и в ходе начавшейся кампании по выборам Президента РФ.

     Вот поЧему наше внимание привлекла брошюра «Природная рента: мифы и правда» (М.: Союз-инфо, 2003). Эта подготовленная на большом фактическом материале работа аргументированно показывает популистский характер лозунга «изъятия природной ренты», несмотря на возможно благие намерения его приверженцев.
     Наверное, было бы лукавством отрицать необходимость поиска оптимальной модели экономической политики нашего государства. Ведь, несмотря на некоторые положительные подвижки, реальная ситуация в экономике, а главное, долгосрочные тенденции ее развития - по мнению ряда авторитетных экспертов - к расслабленности не располагают. Национальная инфраструктура изношена, и с началом ее модернизации мы опоздали уже на два десятилетия. Плачевное состояние систем образования, здравоохранения, фундаментальных научных исследований общеизвестно. В общем, «российского экономического чуда» пока ничто не предвещает.
     И в этой вот обстановке иные горячие головы предлагают решить задачи экономического возрождения России за счет дополнительного налогообложения нефтяной отрасли. Хотя именно благодаря нефтяной и газовой отраслям в России и сохраняется сейчас относительно стабильная внутриполитическая ситуация. Ведь в 1990-е годы вследствие системного кризиса экономики, неумелых реформ и последовавшего за ними краха наукоемких отраслей промышленности наша страна невольно превратилась в «нефтегосударство», поставщика энергоресурсов для мировой экономики. Не секрет, что нефть и природный газ составляют 20 процентов отечественной экономики, 55 процентов всех ее доходов от экспорта и 40 процентов общих налоговых поступлений в казну. Высокие цены на нефть на мировых рынках фактически спасли Россию от общенациональной катастрофы.
     При этом в самой нефтяной отрасли дела обстоят совсем не так безоблачно, как кажется многим. Финансовые отчетные документы российских нефтяных компаний, составленные по международным стандартам, позволяют достаточно объективно оценить реальное положение дел у нефтяников.
     Так, в 2002 году выручка нефтяной отрасли России составила 57,1 млрд. долларов. Продажа нефтепродуктов на внутреннем рынке дала 14,5 млрд., экспорт нефти - 29,7 млрд., выручка от экспорта нефтепродуктов – 12,9 млрд.
     Расходы за тот же год составили 60,5 млрд. долларов: себестоимость добычи и переработки нефти – 15,2 млрд., транспортировка нефти и нефтепродуктов – 9 млрд., инвестиции в основное производство (строительство скважин и внутрипромысловых трубопроводов, автодорог, замена изношенного оборудования и т.д.) – 10 млрд., выплата налогов – 21,7 млрд. Кроме того, 2,8 млрд. долларов было израсходовано на приобретение новых активов (плата государству за лицензии на разведку и разработку новых месторождений, приобретение земельных участков под строительство автозаправочных станций и т.п.), а 1,8 млрд. – на выплату дивидендов акционерам в целях обеспечения привлекательности инвестиций.
     Нехитрые арифметические подсчеты показывают, что после оплаты себестоимости добычи и переработки нефти, транспортных расходов, уплаты налогов и выплаты дивидендов в распоряжении российских нефтяных компаний в 2002 году осталось всего 9,4 млрд. долларов. Поэтому, чтобы обеспечить инвестиции в основное производство и приобретение новых активов, нефтяники были вынуждены привлечь долгосрочные кредиты и займы. Судя по отчетности четырех -
     ЛУКОЙЛа, Сибнефти, ТНК и ЮКОСа, - 3,39 млрд. долларов. Даже если бы вопреки правилам функционирования рыночной экономики были прекращены выплаты дивидендов акционерам, то и это мало бы изменило общую картину финансового положения отечественной «нефтянки».
     Приведенные данные также показывают, что самой большой составляющей расходной части нефтяной отрасли - 36 процентов - является выплата налогов. Из них самый крупный – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который, по данным за 2002 год, составил 38 процентов суммарных налоговых платежей.
     По сути НДПИ и есть та самая природная рента, которую призывают сегодня взимать с нефтяников. С 1992 по 2001 год эта рента взималась в виде трех различных платежей: платы за пользование недрами, отчисления на восстановление минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. В итоге в 2001 году на одну тонну добытой нефти природная рента, получаемая государством, составляла 336 рублей.
     С 1 января 2002 года вместо этих трех платежей существует НДПИ, и с каждой тонны нефти государство получает природную ренту (в виде НДПИ) в среднем в размере 666,5 рубля. Общий объем природной ренты составил в 2002 году 330,8 млрд. рублей.
     Размер природной ренты в России является самым высоким среди нефтедобывающих стран - 21,2 процента в 2002 году. В США в зависимости от штата – от 0 до 8 процентов, в Китае и Саудовской Аравии в зависимости от уровня добычи на месторождении – соответственно 0 – 12,5 и 12,5 – 20 процентов. В Великобритании и Норвегии в настоящее время она вообще отсутствует, тогда как до середины 1980-х годов англичане взимали ее на уровне 12,5 процента, а норвежцы – 8-14. Нелишне отметить также, что в Саудовской Аравии, где природная рента, как мы уже сказали, может достигать 20 процентов, себестоимость добычи нефти в несколько раз меньше, чем в России.
     По мнению аналитиков, специализирующихся на исследовании ситуации в нефтяной отрасли, объемы платежей российских нефтяников в бюджет достигли такого уровня, когда их дальнейшее увеличение затруднит инвестиционный процесс и поставит под вопрос дальнейший рост добычи «черного золота». Уже сегодня крупнейшие нефтяные компании России не в состоянии обходиться своими внутренними ресурсами и вынуждены привлекать значительные кредитные средства.
     Энергетическая стратегия, утвержденная Правительством РФ весной 2003 года, предусматривает увеличение добычи нефти с 380 млн. тонн в 2002 году до 520 млн. тонн к 2010 году - оптимистический сценарий или по крайней мере до 450 млн. - пессимистический сценарий. Для обеспечения ежегодного прироста в 10-20 млн. тонн нефтяной отрасли требуются новые многомиллиардные инвестиции. По некоторым оценкам, уровень в 500 млн. тонн в год к 2010 году достижим при ежегодных инвестициях в 16 млрд. долларов, тогда как сейчас они составляют 10 млрд.
     Для понимания сложившейся ситуации интересны и такие цифры: налоговые платежи нефтяных компаний в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличились с 360 млрд. рублей в 2000 году до 662 млрд. в 2002 году, т.е. на 84 процента, при росте доходов консолидированного бюджета на 67 процентов. Среднегодовая цена на нефть марки URALS, которую Россия экспортирует на мировые рынки, уменьшилась в этот же период с 26,8 до 23,8 доллара за баррель.
     Бесспорно, государство нуждается в дополнительных доходах. Но для достижения этого необходимы системный анализ имеющихся внутренних резервов отечественной экономики, меры по стимулированию реального роста всех отраслей промышленности, включая брошенное на произвол судьбы машиностроение, помощь малому бизнесу – в общем, все то, что и является основой полноценной рыночной экономики. Тем более не надо забывать, что именно «нефтянка» обеспечивает самыми крупными заказами предприятия смежных отраслей промышленности - трубные и машиностроительные заводы, строительные и сервисные компании. За 2000-2002 годы заказы нефтяников отечественным предприятиям составили около 18 млрд. долларов, что вдохнуло жизнь во многие промышленные предприятия, угасавшие после дефолта 1998 года.
     Конечно, здравомыслящие политики и эксперты при этом не отрицают необходимость совершенствования налогового законодательства, где еще немало «дыр», и выработки разумного механизма изъятия природной ренты. Стоило бы, например, повнимательнее приглядеться к тому, что происходит сегодня на Сахалине, где добыча осуществляется на основании соглашений о разделе продукции американскими, японскими и другими иностранными компаниями (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2»). К сожалению, ответ на вопрос, все ли там обстоит благополучно с соблюдением законодательства и выплатой налогов в российский бюджет, могут, наверное, дать только правоохранительные органы…
     В общем, кажущийся простым и легким способ пополнения федерального бюджета может обернуться новым экономическим кризисом, который больно ударит по всем сторонам нашей жизни – в том числе и по «оборонке», которая только-только начинает восстанавливаться. «Раскулачиванием» нефтяников не решить принципиальных проблем концептуального уровня, стоящих перед российской экономикой и нашим государством. И даже если удастся изыскать в нефтяной отрасли несколько дополнительных миллиардов долларов, они не помогут устранить системные «огрехи» в нынешней экономической модели. Тем более выполнить амбициозную задачу, поставленную Президентом России: удвоить внутренний валовой продукт в интересах существенного улучшения материального благосостояния российского населения.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service