на главную страницу

31 Января 2004 года

Музыкальный глобус

Суббота

БЛЮЗ СИГАРНЫХ КОРОБОК

Игорь ЕРЕМЕЕВ.



Бадди Гай (настоящее имя Гай Джордж), так же как и Отис Раш, Эрик Клэптон, Стиви Рэй Воэн, составляет славу чикагского блюза. Его влияние испытали на себе Джимми Хендрикс и Джонни Уинтер, Джефф Бек и Ten Years After. Только в прошлом веке, начиная с 1965 г., он записал 40 альбомов, не считая сборников.

     Гай родился 30 июля 1936 г. в Леттсуорте в семье луизианского фермера. Учился играть самостоятельно, слушая радио и пластинки. Поскольку лишних денег в семье не было, свои первые гитары парень мастерил из сигарных коробок и лески, которую вытягивал из противомоскитных сеток. Первые профессиональные выступления основывались на блюзовых стандартах Джона Ли Хукера, Мадди Уотерса и Лайтнинга Хопкинса. Причем стеснительный и неуверенный в себе подросток во время исполнения садился к публике спиной.
     Тогда, в Луизиане, Бадди и сделал свои первые записи. Однако точкой отсчета настоящей карьеры блюзмена можно считать 1957 г., когда после переезда в Чикаго молодого гитариста взял под свой патронаж сам кумир - Мадди Уотерс. Мэтр случайно услышал игру Гая и сразу же нашел ему работу в местных клубах, а также на знаменитой студии грамзаписи братьев Чесс. Именно здесь сходивший с ума от счастья новичок аккомпанировал таким звездам блюза на все времена, как тот же Уотерс, а также Коко Тэйлор, Литтл Уолтер, Сонни Бой Уильямс. В 1959 г. вышли его первые сольные синглы.
     Но только в 1962 г. имя Бадди Гая появилось в ритм-н-блюзовом хит-параде - благодаря
     12-му месту его сингла «Камень безумия». О нем заговорили как о создателе нового стиля «вестсайдский блюз». Альбомы
     1960-х неплохо продавались, хотя вечно недовольные критики брюзжали, что Гай просто-напросто подражает Би Би Кингу и Джеймсу Брауну. Как бы там ни было, коллеги по цеху ценили его. Король блюза Уилли Диксон пригласил его в свое ревю «Американский фолк-блюзовый фестиваль», а Джуниор Уэллс, давний аккомпаниатор Мадди Уотерса, предложил выступать дуэтом. Выступления новоявленного тандема пользовались успехом на рубеже 1960-1970 годов, а несколько альбомов того периода записаны при участии и финансовой поддержке Эрика Клэптона и The Rolling Stones.
     Однако вскоре из-за общего падения интереса к блюзу у Гая начались проблемы. Паузы между выходом новых дисков растягивались на годы. В самые тяжелые моменты артист подрабатывал рабочим на стройке и водителем грузовика. Первый всплеск произошел в 1979 г., когда за несколько часов записи в парижской студии Бадди подал блюз в необычном рок-экспериментальном звучании - замечу, задолго до того, как это стали делать Стиви Рэй Воэн, Рик Дерринджер и Джо Кубек. Возвращение же на большую сцену произошло еще через десятилетие, когда Гай принял участие в концертах Эрика Клэптона в лондонском Royal Albert Hall.
     Имя Бадди Гая снова появилось в хит-парадах. В 1990-е с ним охотно записывались такие известные исполнители, как тот же Клэптон, Джефф Бек, Марк Нопфлер (экс-Dire Straits), Бонни Рэйтт, Джон Мэйэлл, Пол Роджерс (экс-Bad Company), музыканты групп Little Feat и Double Trouble. Сегодня Бадди чаще всего можно встретить на сцене его чикагского клуба «Легенды», названном так в честь великих блюзменов. «Как сказал Би Би Кинг, - размышляет Бадди Гай, - блюз сейчас более популярен, чем когда бы то ни было. И я счастлив, что дожил до такого. Но нет уже многих из моих лучших друзей и тех, кого я знал в блюзовом мире и кто был лучше меня. Если бы ради них я хоть что-то смог сделать для того, чтобы поддержать блюз, чтобы их жизни, в отношении музыки, не прошли даром! Потому что они любили эту музыку так же сильно, как я».


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service