на главную страницу

4 Феврапя 2004 года

Загадки нашей биографии

Среда

НА СЛУЖБЕ НАРОДУ И АРМИИ

Отдел истории «Красной звезды».



Хотя Советский Союз перестал существовать еще в декабре 1991 года, однако многие тайны этого исчезнувшего великого государства хранятся за семью печатями до сих пор. Происходит так и в силу соображений государственной безопасности России, и по внешнеполитическим соображениям, а иногда просто «по привычке». В этом мы, журналисты «Красной звезды», в очередной раз смогли убедиться на собственном опыте, занимаясь поиском документов, касающихся обстоятельств создания нашей газеты. Казалось бы, какие могут быть секреты у издания, которое сразу же пошло в открытую продажу? Но вот поди ж ты…

     Далекой осенью 1923 года, когда принималось решение об учреждении центрального печатного органа военного ведомства, ключевые позиции в руководстве Красной Армии занимали люди, которым через полтора десятилетия было суждено войти в официальную советскую историю (вернее сказать – надолго быть из нее вычеркнутыми) в качестве «врагов народа». Среди них оказались и начальник Политуправления Реввоенсовета СССР Владимир Антонов-Овсеенко, и нарком по военным и морским делам, председатель Реввоенсовета СССР Лев Троцкий. Известно, что первый из них был, мягко говоря, не ангел, а уж о том, сколько жизней несогласных с коммунистическими идеями людей оказалось на совести последнего и говорить не хочется! Но, как говорится, из песни слова не выкинешь: именно Троцкий сыграл больщую роль в создании новых Вооруженных Сил, разгромивших войска белого движения и поддерживавшей его Антанты, а также был одной из ключевых фигур в советском руководстве в годы Гражданской войны.
     Однако и Троцкий, и Антонов-Овсеенко были, опять-таки мягко говоря, оппонентами Иосифа Сталина. Так что не стоит удивляться, что все важные документы, ими подписанные, начали исчезать еще в 1920-е годы… Вот почему все поиски наших журналистов так бы и остались безрезультатными
     (см. «Красная звезда», 29 января 2004 г.), если бы не помощь сотрудников Архива Президента Российской Федерации. Именно им удалось обнаружить документы, интересующие краснозвездовцев.
     Как выяснилось, записку с предложением о создании ежедневной военно-политической газеты направил 26 ноября 1923 года в секретариат Политбюро ЦК Антонов-Овсеенко, которого поддержал нарком по военным и морским делам. Несмотря на отсутствие тяжело больного Ленина, механизм управления государством работал очень оперативно, и уже через три дня - 29 ноября - на заседании Политбюро предложение военного руководства не только было рассмотрено, но и положительно решено.
     Сегодня мы впервые публикуем записку Антонова-Овсеенко – очень любопытный документ, дающий несколько неожиданное представление об армии того периода. Знакомясь с ее содержанием, молодому читателю надо учитывать: в нем, разумеется, сказались особенности тогдашнего революционного времени. Аргументы в пользу создания газеты сильно идеологизированы, «красной нитью» проходят через них «классовая нетерпимость», резкая неприязнь ко всему дореволюционному. Такое тогда было время – время больших перемен и великих свершений. Однако недаром ведь русская пословица гласит: «Лес рубят – щепки летят»...



     26 ноября 1923 года
     № 0856/снп
     гор. Москва
     Секретариат Политбюро ЦК РКП



     
ЗАПИСКА О ЕЖЕДНЕВНОЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЕ


     1. Издание ежедневной военно-политической газеты для кадрового состава армии (т.е. для командиров, вплоть до отделенных, для курсантов военно-учебных заведений и для политработников, вплоть до рядовых членов партии) выдвигается Реввоенсоветом Республики в целом, как командованием, так и ПУРом уже с конца прошлого года.
     Пожелание об издании такой газеты было принято единогласно и Всесоюзным совещанием политработников Красной Армии и Флота, проходившем в Москве 21 – 26 октября с.г.
     2. Издание такого органа вызывается следующими обстоятельствами:
     а) Условия партийной и общеполитической работы в Армии чрезвычайно осложнились за последнее время. Проверка политических знаний показала крайне слабую политическую грамотность комсостава (до 1/3), неудовлетворительную и совершенно недостаточную подготовку политработников.
     В среде комсостава, притом даже среди командиров – членов партии, замечается оживление старых кастовых традиций. Эти старо-офицерские влияния проникают также и в военно-учебные заведения.
     Предрассудки великодержавности закреплены в Армии особенно сильно, и решения XII съезда по национальному вопросу и практический подход к их осуществлению здесь воспринимаются чрезвычайно туго.
     Между тем состав приходящих пополнений – большей частью крестьянский молодняк, почти не знавший старого режима, прошедший через полосу военного коммунизма и пропитываемый нэповскими влияниями, – требует особо углубленной политической обработки. К этой работе необходимо подготовить весь кадровый состав.
     Особенность партийной организации в Армии – слияние парторганов с органами политработы и политконтроля – обязывает к особо внимательной воспитательной работе и непрерывному ее руководству.
     б) Вопросы военной организации и специально-боевой подготовки в последнее время в связи с развитием техники и пересмотром тактики настолько осложнились новыми моментами, что настоятельно требуют переобучения всего кадрового состава Армии.
     Необходимы постоянное, изо дня в день идущее разъяснение новых задач военного строительства и боевой работы, ежедневный разговор виднейших военных работников с кадровым составом Армии.

     

     «Нынешняя газета предполагается не как узковедомственная, но с широким общественным охватом».
     Владимир Антонов-Овсеенко.


     

     в) Новым осложняющим военную работу обстоятельством является перевод и развертывание в этом году 39 дивизий на милиционных основах. На кадры этих дивизий, пополняемые комсоставом и политработниками из среды гражданского населения, ложится задача в кратчайший срок произвести строевую и политическую обработку до 450.000 чел. переменников. Это требует особенной сплоченности, особенной развитости, политической сознательности и строевой подготовленности со стороны кадрового состава тердивизий. Такие же качества требуются и от работников по допризывной подготовке, значение которой в громадной степени увеличивается в связи с переходом к милиционной системе.
     г) Наряду с этим переход на милиционную систему и возросшее значение допризывной подготовки вплотную приближают Армию к советским и партийным органам и к комсомолу. Как никогда раньше обостряется необходимость для этих органов и комсомола быть в курсе всех вопросов военного строительства и получать в этой области исчерпывающие разъяснения и должное руководство.
     д) Работа политического воспитания Армии за последнее время так осложнилась и задача выяснения перед страной вопросов военного строительства выдвигается с такой настойчивостью, что ограничиться в руководстве одними циркулярами и приказами ПУРа и РВС в этой области совершенно невозможно. Требуется ежедневное неотрывное воздействие на Армию со стороны партии через ПУР. Это воздействие возможно осуществить только посредством ежедневной военно-политической газеты. Нынешние гражданские газеты удовлетворить этим возросшим требованиям не в состоянии – слишком обширны и сложны задачи военного строительства. С другой стороны – только исходя из обсуждения специальных военных вопросов возможно втянуть наш комсостав в круг вопросов политики, освещаемых этой же газетой.
     3. Вопрос был поставлен нами в Оргбюро ЦК и был разрешен в положительном смысле еще 5/XI.
     Ныне от Политбюро испрашивается:
     а) принципиальное согласие на издание ежедневной военной политической газеты;
     б) утверждение состава ее редакции,
     намеченной так: тт. БУБНОВ, Я. ЯКОВЛЕВ – от ЦК, КАМЕНЕВ С.С. и Начпура – от Р.В.С., В.В. ПОЛОНСКИЙ как литератор и председатель Высшего военно-редакционного совета;
     в) ассигнование на издание газеты единовременно 50.000 рублей (испрашивалось 100.000 рублей, Оргбюро утвердило 50.000).
     Дополнительно отмечу: к участию в газете привлечены по сговору с Учраспредом и Агитпром Ц.К. фактическим редактором – тов. ЯБЛОНЬСКИЙ – быв. редактор Брянской ежедневной газеты, замредактор «Военного Вестника»; ответственным секретарем – тов. УСТИНОВ – быв. отв. секретарь «Рабочей газеты»; заведующим конторой – тов. МОДЕЛЬ – заведующий Восточным издательством Наркомнаца; заведующим военным отделом – тов. ВЕЛЕЦКИЙ – красный академик.
     Подготовительные организационные работы в отношении помещений редакции, конторы, типографии почти закончены. Смета составлена в размере до 30.000 рублей в месяц при тираже в 25.000.
     При сплоченности Армии газете обеспечено определенное количество подписчиков. Материально она будет стоять вполне прочно. Кроме единовременного пособия не потребуется никаких дополнительных ассигнований.
     Напомню, что Наркомвоен уже издавал в свое время ежедневные газеты – «Армия и Флот», «Красная Армия», «Известия Наркомвоен».
     Нынешняя газета предполагается не как узковедомственная, но с широким общественным охватом.
     Самым настоятельным образом прошу поспешить с окончательным разрешением вопроса, чрезвычайно жизненного для всей Армии и уже организационно глубоко и широко разработанного.


     Начпур АНТОНОВ-ОВСЕЕНКО.


     Вот такой вот документ. Уверены, что наши читатели не раз споткнулись на корявых его оборотах. К тому же в записке, представленной в секретариат Политбюро, оказались не только исправления, но даже грамматические и пунктуационные ошибки. А ведь в недавние, памятные нам времена опечатка или исправление в машинописном тексте вызывали как минимум начальствующее раздражение, а то и откровенный гнев… Однако на заре Советской власти к этому, как видно, подходили совсем иначе. Возможно, люди, создававшие, как им казалось, «новый мир», были выше этого, мудрее своих «наследников», которые, погрязнув в мелочах, потеряли великую державу…
     Интересен и такой момент: судя по записке, традиции старой, дореволюционной армии перешли в новую армию вопреки желанию ее создателей – очевидно, вместе с офицерским и унтер-офицерским составом, с серыми шинелями и трехлинейными винтовками... И вообще национальный дух, патриотическое чувство нашего народа - извечного воина и труженика - оказались гораздо сильнее химер мировой революции и пролетарского интернационализма.
     В полной мере сказалось это и на «Красной звезде», которая не стала орудием искоренения тех самых «великодержавности» и «старых кастовых традиций», о которой с тревогой писал в ЦК Антонов-Овсеенко, не превратилась ни в пустотелый рупор, ни в карающий меч... Прошло чуть более пятнадцати лет – и в нашей стране, в том числе и со страниц «Красной звезды», заговорили о необходимости возрождения славных боевых традиций Русской армии. Приоритеты определила Великая Отечественная война.
     …Возможно, именно в том и оказался секрет долголетия нашей газеты, что она де-факто не встала на службу сил, видевших в Советской России лишь инструмент реализации своих наднациональных геополитических замыслов. С тех времен в различных политических и идеологических условиях коллектив нашей редакции стремился прежде всего служить своему народу, своей Армии, без которой не может быть независимости Отечества.

     

     Коллектив редакции «Красной звезды» выражает благодарность сотрудникам Администрации Президента Российской Федерации, оказавшим помощь редакции в поиске исторических документов.

     На снимке: наши первые читатели.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service