на главную страницу

6 Феврапя 2004 года

Пульс планеты

Пятница

Каспийские горизонты сотрудничества

Роман СТРЕШНЕВ, «Красная звезда».



Одним из главных векторов развития российско-азербайджанских отношений стало взаимодействие по тематике Каспийского моря. Двумя странами уже многое достигнуто в этом направлении. Тем не менее возможности дальнейшего плодотворного взаимовыгодного сотрудничества, в том числе в топливно-энергетической сфере, далеко не исчерпаны.

     Россия неоднократно заявляла, что готова на рыночной основе участвовать в тех проектах, которые будут предложены для реализации иностранным инвесторам в Азербайджане, в первую очередь на Каспии, а также в других проектах, в частности в строительстве объектов электроэнергетики и перерабатывающей промышленности. Как заявил на днях глава Минэнерго РФ Игорь Юсуфов, «мы также открыты и хотели бы видеть азербайджанские компании в реализации проектов на территории России на условиях открытых конкурсов в нефтяной сфере, а в перспективе - в газовой сфере и в электроэнергетике».
     Вместе с тем одной из основных преград в рамках пяти прикаспийских государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан) остается неурегулированность вопроса правового статуса Каспийского бассейна, и, как следствие, сложности в освоении и добыче его углеводородных, а также природных запасов. Напомним, что здесь достигнуты определенные успехи, например на основе ранее достигнутых договоренностей подписано трехстороннее соглашение между Россией, Казахстаном и Азербайджаном о точке стыка линий разграничения дна Каспия. Примечательно, что в декабре парламент Азербайджана вслед за Россией и Казахстаном ратифицировал данное соглашение. Однако в настоящий момент на первый план выходит необходимость скорейшей подготовки и подписания Конвенции по правовому статусу Каспия, что требует решения многих спорных моментов в рамках пяти прикаспийских государств.
     Несколько усложняет процесс довольно жесткая позиция Тегерана, который настаивает на разделе Каспия на участки, где минимальная доля Ирана будет составлять 20 процентов. Как отметил недавно в этой связи заместитель министра иностранных дел РФ, спецпредставитель Президента России по Каспию Виктор Калюжный, Москва надеется, что Тегеран изменит свою позицию в отношении проблемы раздела Каспия. «Очередные плановые переговоры двух стран по данной теме состоятся 6 февраля, - сообщил дипломат. - Иранскую сторону возглавит заместитель министра иностранных дел Мехди Сафари». «Важно, чтобы на консультациях в МИД и министерстве природных ресурсов стороны попытались определить возможные решения вопроса раздела южной части Каспия», - подчеркнул он.
     На нынешнем этапе, считает спецпредставитель России, вопрос разделения Каспийского моря находится на таком этапе, когда его необходимо решать не на уровне рабочих групп, а уже на министерском и даже президентском уровнях. По его словам, необходимость встречи глав МИД поддержали все пять прикаспийских стран. Российской стороной высказано предложение провести переговоры глав внешнеполитических ведомств в начале апреля в Москве. В последующем довольно высока вероятность проведения в Тегеране саммита на уровне глав государств «каспийской пятерки».
     По мнению дипломата, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) - растущий высоколиквидный проект, который планирует увеличить объемы нефтепрокачки. «Вопрос заключается лишь в том, каким образом решить финансовую сторону – за счет внутренней деятельности либо зарубежных инвестиций. Мы считаем, что наиболее приемлем первый вариант, так как долги растут», - отметил Виктор Калюжный. Вместе с тем он обратил внимание на то, что КТК на 80 процентов рассчитан на казахстанскую нефть.
     Что же касается проекта строительства нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, то Виктор Калюжный заявил, что данный вопрос «несколько политизирован, а его экономика рассчитана на рискованную перспективу». Это связано в первую очередь с тем, каково будет решение Казахстана. По мнению дипломата, если Астана пойдет на сотрудничество, то проект будет в достаточной степени выгоден. Однако, подчеркнул он, если Казахстан предпочтет сотрудничество с Китаем или же Россия изменит свою транзитную политику в отношении казахстанской нефти, то нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан столкнется с большими трудностями. Накануне в Баку были подписаны соглашения о финансировании проекта строительства нефтепровода на 2,6 млрд. долларов. К настоящему времени завершено 55 процентов строительных работ.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service