на главную страницу

7 Феврапя 2004 года

Тема номера

Суббота

Бессмертие «Варяга»

И спустя век подвиг русских моряков не меркнет

Виталий МОРОЗ, «Красная звезда».



     В ночь на 9 февраля 1904 года (по новому стилю) десять японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. Это было началом войны, которую Япония объявила России на следующий день. О событиях в Порт-Артуре командир крейсера «Варяг» капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев не знал. Корабль под его командованием находился далеко от базы - в нейтральном корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон), именуемом морскими воротами Сеула. «Варягу» была отведена роль стационера, то есть корабля, выделенного для длительной стоянки в зарубежном порту и обслуживания дипломатической миссии. То, что с конца декабря 1903 года именно эту задачу возложили на один из самых современных русских крейсеров, оторвав его от эскадры, было ошибкой. Но многие просчеты, большие и малые, часто вскрывает только история.
     Крейсер 1 ранга «Варяг» водоизмещением 6.500 тонн по заказу России был построен в 1899 году на верфи Крампа в Филадельфии. Это был красивый по архитектуре четырехтрубный двухмачтовый корабль с разнообразным вооружением: 12 орудий калибра 152 мм, 12 - калибра 75 мм, 8 - калибра 47 мм, 2 пулемета и 6 торпедных аппаратов. Артиллерия располагалась на многослойной броневой палубе и прикрывалась щитами: орудийных башен и казематов крейсер не имел. Две паровые машины по 10.000 лошадиных сил каждая приводились в действие 30 котлами системы Никлосса, работающими на угле. Высокой проектной скорости в 23-24 узла (42-44 км/час) «Варяг» на дальних переходах не достигал как раз из-за неудачной конструкции котлов, что было выявлено уже после приемки корабля. Тем не менее крейсер в открытом море мог уйти от преследования любого из японских кораблей и, ведя разведку, был способен достойно за себя постоять. «Варяг» имел небронированный (кроме палубы) корпус из высококачественной стали, скорострельные орудия, бортовую телефонную связь, центральную систему управления огнем в понимании того времени, электрическую вентиляцию. Даже тестомешалка в пекарне имела электропривод. Но судьба крейсера с хорошим боевым потенциалом и приличными условиями обитания для экипажа оказалась несчастливой.
     Важным моментом в непродолжительной летописи «Варяга» было назначение его командиром потомственного моряка капитана 1 ранга В.Ф. Руднева, занимавшего до этого в Порт-Артуре должность помощника командира военного порта. Первый командир «Варяга» - капитан 1 ранга Бэр отличался жестокостью в обращении с матросами. Под стать ему был старший офицер Крафт, сторонник подзатыльников.
     Когда полвека тому назад, при первом юбилее подвига «Варяга» в Москве собрались дожившие до того времени ветераны-матросы с крейсера, то они непременно подчеркивали: с приходом на корабль Руднева экипаж ожил, распрямил плечи, стряхнул с себя оцепенение. Начало крепнуть ощущение духовного единства, общности судьбы с офицерами. Только теперь крейсер становился для матросов родным домом. У Руднева, старшего штурмана лейтенанта Евгения Андреевича Беренса, многих других офицеров отчетливо проявлялось уважение к матросу. И сочувствие. Потому что служба на боевом корабле при любом командире легкой быть не могла.
     В Чемульпо «Варяг» прибыл 12 января 1904 года. Через неделю в порту бросила якоря канонерская (артиллерийская) лодка «Кореец» под командованием бывалого моряка - капитана 2 ранга Григория Павловича Беляева, завершающего многолетнюю службу. Канонерка представляла собой деревянный корабль давней постройки, оснащенный паровой машиной и парусами. Орудия «Корейца» по дальности стрельбы уже не соответствовали требованиям времени.
     В те дни в Чемульпо в качестве стационеров находились корабли многих стран. Англию представлял крейсер «Талбот», Францию - крейсер «Паскаль», Италию - крейсер «Эльба», Японию - крейсер «Чиода», США - канонерская лодка «Виксберг». Обилие флагов свидетельствовало, что судьба Кореи, которой сама география предопределила в регионе стратегическое положение, волновала многих. Англию и Америку не устраивало усиление влияния России в Китае и Корее. Президент США Теодор Рузвельт публично признавался, что Япония на Дальнем Востоке ведет его игру.
     Но одно дело политика, а другое - будничные взаимоотношения экипажей кораблей, стоящих в одной гавани. Подвиг, который судьба предписала «Варягу» и «Корейцу», возможно, не получил бы мирового звучания, не вызвал столько откликов, если бы его очевидцами не стали моряки многих стран, если бы весть о нем не разнеслась по планете на разных языках.
     В те самые часы, когда в Порт-Артуре ночью и утром была внезапно атакована русская эскадра, японский крейсер «Чиода», не прощаясь, как было принято, покинул Чемульпо. Встревоженному этим Рудневу русский посланник в Сеуле немедленно уйти в Порт-Артур не разрешил. Загруженного же до предела «Корейца», направленного в нашу главную военно-морскую базу, уже встретила японская эскадра из шести крейсеров (в их числе был и «Чиода») и восьми миноносцев. Трижды обстрелянная торпедами канонерка вернулась в порт, где японцы на виду у всех высаживали на берег десант - до полка пехоты с артиллерией.
     Командир британского крейсера капитан 1 ранга Бейли - он был старшим на рейде - при встрече передал Рудневу ультиматум командующего японской эскадрой контр-адмирала С. Уриу. Уведомляя о начале войны, тот требовал от Руднева до полудня покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на якорных стоянках. Командир «Талбота» от имени других стационеров просил русских моряков не подвергать их опасности. Командир «Варяга» заявил, что к назначенному противником сроку они уйдут на прорыв, предпочтут неравный бой сдаче или затоплению кораблей. Бейли, как стало известно, проинформировал об этом японцев, с которыми англичан связывали союзнические отношения.
     Есть сделанные с борта других кораблей снимки, на которых «Варяг» и маленький по сравнению с ним «Кореец» в общем строю покидают нейтральные воды, следуя курсом к противнику - в бой. Моряки иностранных кораблей провожали их русским гимном, отдавая дань мужеству, самоотверженности тех, с кем не один день стояли борт о борт и кто теперь шел на верную гибель.
     Броненосец «Асама» с его четырьмя 203-мм орудиями в броневых башнях и шестнадцатью 152-мм орудиями в бронированных казематах, превосходивший по мощи огня «Варяг» и «Кореец», вместе взятые, сигналом предлагал русским сдаться без боя. Но в вахтенном журнале «Варяга» уже была запись о бесповоротном решении: не сдавать корабль ни при каких условиях, сражаться до последней возможности, последней капли крови.
     В 11.45 японцы открыли огонь. Спустя две минуты заговорили орудия «Варяга». Русские моряки стремились в первую очередь нанести урон крейсеру «Асама», и это им удалось. Точными выстрелами комендоры «Варяга» повредили и несколько легких крейсеров (особенно досталось «Такатихо», на котором было до 200 раненых и который затем, следуя в Сасебо, затонул). Миноносец, пытавшийся торпедировать наш крейсер, точным залпом был потоплен.
     1.105 снарядов в течение часа выпустил «Варяг» по противнику. 18 выстрелов в минуту успевали делать его орудийные расчеты. Противник тоже был не только коварен, но и силен, умел: скорострельность и у японских кораблей была высокой, их снаряды обладали большой фугасной мощью, взрываясь при ударе о воду, осыпали «Варяг» градом осколков... Первый и последний бой гордого и красивого корабля поистине был подобен кромешному аду.
     Экипаж «Варяга» редел. Особенно ощутимыми потери были в орудийных расчетах. Раненые не покидали постов. Уцелевшие стреляли сразу из нескольких орудий. Удалось укротить возникший было пожар, заделать пластырем подводные пробоины, устранить затоплением отсеков мешавший стрельбе крен. Когда было повреждено рулевое управление, корабль осуществлял маневр при помощи машин. Раненный в голову Руднев без фуражки, в залитом кровью мундире на виду у всех управлял беспримерными по выдержке действиями офицеров и матросов. Экипаж - и это ощущали все - спаяла готовность выполнить любое веление командира, сражаться, пока способно стрелять хотя бы одно орудие.
     Вскоре Рудневу стало ясно, что «Варягу», израненному, потерявшему 34 моряка убитыми и 188 ранеными (при экипаже в 570 человек), лишившемуся многих орудий и, главное, присущей ему быстроходности, в Порт-Артур не прорваться. Он решил выйти из боя. Прикрываясь островом Йодолми, русские корабли взяли курс на Чемульпо. Теперь первым следовал не имевший потерь «Кореец», а за ним искалеченный, но непобежденный «Варяг». В 13.15 корабли стали на якорь. После совещания офицеров канонерская лодка была взорвана, а крейсер в 18.10 затоплен. Команда русского парохода «Сунгари», тоже находившегося в порту, последовала примеру военных моряков. Наши экипажи приютили на английском, французском и итальянском крейсерах. Раненым была оказана медицинская помощь.
     Разочарование японцев, лишившихся добычи, было столь велико, что в Токио распустили слух, будто «Варяг» вместе с экипажем уничтожен в бою. Эта весть раньше других донеслась до Петербурга, до семьи Руднева, родных и близких других моряков, обостряя страдания, умножая печаль.
     Правда о бое у Чемульпо, великом подвиге «Варяга» и «Корейца» дошла в столицу России, была без эмоций осмыслена, правильно понята позднее. Самих же героев-моряков, сделавших все, что могли, пришлось дожидаться не один месяц. Добирались они в родные порты разными маршрутами и с многочисленными пересадками.
     Но зато как их встречали Одесса, Севастополь, Симферополь, Тула, Москва и в конце долгого пути - Санкт-Петербург! Тысячи и тысячи россиян стремились высказать свое восхищение подвигом. Офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца» наградили Георгиевскими крестами. Была учреждена особая серебряная медаль за бой у Чемульпо на андреевской ленте. И все же нельзя не сказать, что в дни тех торжеств именинники радовались, кажется, меньше других, потому что особенно остро осознавали: война на Дальнем Востоке и Тихом океане грозит России бедой. Только мужества там будет мало. Вглядитесь в лица матросов, которых чествуют у стен Зимнего дворца: ни одной улыбки. Этот выразительный снимок, кстати, сделал один из первых русских военных фотокорреспондентов - прапорщик Виктор Булла.

     

     
Наша справка

     В.Ф. Руднев с 1872 по 1877 год учился в морском училище и по его окончании произведен в мичманы. На крейсере «Африка» участвовал в трехлетнем кругосветном плавании.
     Затем с 1891 года последовательно командовал броненосцем «Адмирал Грейг», миноносцем № 102, канонерской лодкой «Гремящий». Командиром крейсера «Варяг» назначен 10 декабря 1902 года.
     Награжден орденами: Георгиевским крестом IV степени, Станислава II степени, Анны II и III степени, Владимира III и IV степени, болгарским Александра IV степени, турецкими Меджидие III степени и Османие II степени, Сиамской короны III степени.
     Умер контр-адмирал в отставке В. Руднев в селе Савино (ныне Новомосковского района Тульской области) 7 июля 1913 года в возрасте 58 лет. Там же был похоронен без воинских почестей.
     В 1956 году в Туле открыт памятник В.Ф. Рудневу.

     


     По-разному воспринимали события у Чемульпо и на флоте. Некоторые исследователи особого мнения о них придерживаются до сих пор. Считается, к примеру, что «Варягу» все-таки можно было вырваться из ловушки, если бы тихоходный «Кореец» был взорван или затоплен до боя. Такой вариант действий обсуждался перед боем, но В.Ф. Руднев его не принял. В тот момент нравственные начала он поставил выше, может, и разумных, оправданных требований тактики. А как бы сложился бой без «Корейца», не дано знать никому. При таком развитии событий и японцы выстраивали бы его по-другому.
     Еще один упрек: «Варяг» был затоплен на мелководье, и японцы еще до окончания войны его подняли. Вооруженный орудиями меньшего калибра, крейсер под именем «Сойя» был включен в отряд учебных кораблей. Но разве капитан 1 ранга Руднев мог уже в первые часы войны предположить, что Японии будет позволено хозяйничать в Чемульпо, что Порт-Артур будет сдан, что нас ждет Цусима?
     У исследователей явное преимущество перед реальными участниками событий: они знают, как все протекало и чем закончилось. Они порой проверяют прошлое арифметикой. А следует алгеброй. Всего один час отвела история Рудневу и его экипажу для боя, но этого часа хватило, чтобы имя «Варяга» навсегда закрепилось в памяти потомков.
     В том скоротечном бою Россия добилась безоговорочной победы в небывалой по ожесточенности информационной войне. Япония ведь убеждала мир, что защищает интересы чуть ли не всей планеты, что она, мол, в одиночку противостоит «дикой орде, нации, которая, ничего не давая цивилизации, вулканической лавой катит из Сибири через Китай к южным морям». Подвиг же «Варяга» и «Корейца» даже в симпатизирующих Японии странах был воспринят как образец верности долгу, самоотверженности.
     Наверное, по-своему символично, что к одной из трогающих душу песен о «Варяге» («Наверх вы, товарищи...») причастен чужестранец - немецкий поэт Рудольф Грейнц. Это его стихотворение в вольном переводе дочери профессора медицины Евгении Студенской было опубликовано в апреле 1904 года и вскоре стало поистине народной песней. Глубоким сопереживанием рождена и другая популярная песня «Плещут холодные волны». Она тоже родилась не по заказу. Стихи написал рижский поэт-любитель Яков Репнинский, а музыку - студент Юрьевского университета Федор Богородицкий. Такие песни, способные хранить, передавать от поколения к поколению память о прошлом, составляют духовный арсенал народа.
     Эхо боя у Чемульпо было столь всеохватным, что даже микадо, японский император, в 1907 году счел нужным через сотрудников посольства в России направить Рудневу орден Восходящего солнца II степени (у ордена восемь степеней). Всеволод Федорович, правда, его ни разу в жизни не надел. Офицера, демократично относящегося к матросам, как и знаменитые русские флотоводцы, считающего, что субординация зиждется на уважении к командиру, его знаниям, опыту, власти особо не жаловали. Руднев был назначен командиром строящегося броненосца «Андрей Первозванный» и 14-го флотского экипажа, а затем контр-адмирала и вовсе уволили в отставку. Других офицеров, матросов с «Варяга» и «Корейца» распределили для дальнейшей службы на разные корабли. Многие из матросов, как уже говорилось, дожили до тех дней, когда уже Советский Союз созывал их в Москве на торжества по случаю 50-летия подвига у Чемульпо. Сам Н.Г. Кузнецов, главком, в то время адмирал флота, прикреплял к форменкам пятнадцати из них медали «За отвагу». Позднее орденами и медалями были награждены еще 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца».
     По-своему интересна и драматична история кораблей, носивших имя «Варяг». Первым из них был малоразмерный, но вооруженный тендер, купленный в 1847 году Россией у Англии. На парусно-винтовом фрегате «Варяг», построенном в 1861 году в Финляндии, служил какое-то время будущий командир крейсера «Варяг» В.Ф. Руднев. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов на Дунае и в Черном море дерзко действовал паровой минный катер «Варяг».
     Жизнь самого легендарного из «Варягов» тоже не оборвалась в Японии. После долгих дипломатических переговоров в 1916 году Россия решила выкупить его и еще два бывших российскими крейсера. Вначале японцы будто бы соглашались вернуть их в порядке «союзной помощи», но затем передумали.
     21 марта 1916 года на рейде бухты Золотой Рог во Владивостоке с русского минного заградителя «Монтугай» на японские крейсера «Ниссин» и «Касуга» весь день и всю ночь перегружали золотые слитки. Когда трюмы опустели, японцы ушли, оставив на рейде бывшие «Варяг», «Пересвет» и «Полтаву».
     25 марта 1916 года на «Варяге» был торжественно поднят русский флаг. 18 июня корабль отправился в дальний поход через восемь морей и три океана. В октябре в Глазго крейсер подготовили к использованию в северных широтах: поставили паровое отопление, обшили жилые помещения войлоком. Наконец 11 ноября 1916 года в 16.20 «Варяг» стал на якоря в Александровске (ныне г. Полярный), а затем перешел в Романов-на-Мурмане (Мурманск). В составе флотилии Северного Ледовитого океана крейсеру, состояние которого было не из лучших, довелось служить чуть больше двух месяцев. Корабль для капитального ремонта направили в Ливерпуль. В Британии экипаж застала Октябрьская революция. Англичане объявили «Варяг» собственностью своего военно-морского флота и в 1918 году распустили слух, будто он подорвался в Ирландском море на мине и затонул. В действительности «Варяг» погиб гораздо позднее и при иных обстоятельствах, следуя к месту разделки. Покоится корпус героического корабля у берегов Южной Шотландии на небольших глубинах, и недавно его посещали российские аквалангисты.
     В дни празднования 50-летия боя у Чемульпо было объявлено, что имя «Варяг» присвоено новому артиллерийскому крейсеру типа «Свердлов». Но он достроен не был. А славное имя получил дотоле невиданный корабль проекта 58. Этот гвардейский ракетный крейсер совершил тяжелый и опасный переход северным морским путем из Североморска во Владивосток и очень достойно нес там четвертьвековую боевую службу. Двенадцать раз его объявляли отличным. Но время неумолимо...
     Имя «Варяг», как мы помним, было присвоено строившемуся в Николаеве новейшему авианесущему крейсеру. Но не стало государства-заказчика, а с ним и этого корабля.
     В конце 1995 года на Тихоокеанском флоте относительно новый ракетный крейсер «Червона Украина», экипаж которого получил право выбора имени корабля из нескольких предложенных, стал-таки «Варягом».
     В декабре 2003 года там же воскресло и имя «Кореец». Успехами в боевой подготовке и службе его завоевал для своего корабля экипаж МПК-222.
     В эти дни гвардейский ракетный крейсер «Варяг» и малый противолодочный корабль «Кореец» в составе отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота находятся в Инчхоне (бывшем Чемульпо), воздавая почести героям-предшественникам. военно-транспортный Ил-76 доставил в Сеул 19-тонный гранитный памятник, который будет установлен в порту.
     Флаг с синим косым крес том, тот самый, который больше жизни берегли в неравном бою моряки самого знаменитого из «Варягов», по-прежнему реет над морями и океанами. И кто бы это обязывающее имя ни носил сегодня, оно всегда будет напоминать и о корабле, который вывести из состава русского флота, списать по выслуге лет невозможно. Он вечен, он вместе с Россией бессмертен.

     На снимках: - Крейсер «Варяг» в Чемульпо. Снимок сделан с борта американской канонерской лодки «Виксберг».
     (В российской печати публикуется впервые).


     - В. Ф. Руднев

     - Матросы с «Варяга» и «Корейца» у стен Зимнего дворца. Подарки для георгиевских кавалеров, как сообщалось в те далекие дни,
     собирались от имени всех слоев общества и включали даже ювелирные изделия. ( В России публикуется впервые.)



Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service