на главную страницу

7 Феврапя 2004 года

ЮБИЛЕЙ

Суббота

Пилот Божьей милостью

К 100-летию со дня рождения Валерия Чкалова

Аркадий ПИНЧУК, «Красная звезда».



Валерий Чкалов – не просто выдающийся летчик, Герой Советского Союза. Он символ советской эпохи, позвавшей в небо несколько поколений юных граждан великой страны, с него стремились делать жизнь миллионы мальчишек. Одним из них был и автор этих заметок.

     Чкалов прибыл в Ленинград в 1924 году после окончания Московской авиационной школы высшего пилотажа. О его первом боевом самолете «Ньюпор-24-бис» командир звена сказал так: «Летать только по кругу. И никаких сарталь-морталь не вздумайте делать – «ньюпор» может рассыпаться...»
     Чкалов тяготился такими ограничениями и постоянно упрашивал «батю» Антошина пересадить его на более «приличную машину». Командир эскадрильи сдался, распорядился закрепить за Чкаловым самолет «Фоккер-Д-7», на котором можно было летать без особых ограничений. Валерий Павлович ликовал: теперь не только на пальцах, но и в воздухе можно заняться высшим пилотажем...
     Как только в Ленинград приходили белые ночи, 1-я истребительная эскадрилья выезжала в лагеря. Летали с аэродромов Дудергофа и Гатчины. Вскоре и вовсе подразделение перебазировалось в Гатчину. Однажды, это было летом 1927 года, Валерий Павлович шепнул жене:
     – Если хочешь посмотреть, как я буду летать, выходи в поле.
     Ольга пришла. Аэродром располагался неподалеку от дома. Долго ждать не пришлось. Послышался звук мотора, а потом показался и самолет. Женщина ахнула – летел он вверх колесами. Что это ее Валерий, у нее сомнений не было. Зато были потом серьезный разговор и укоры. Чкалов делал виноватый вид, а сам улыбался: дескать, это не я, это самолет так повел себя в воздухе. Нечто подобное он попытался сказать и командиру эскадрильи Антошину:
     – Пошел на «мертвую петлю», в верхней точке завис, и самолет, вместо того чтобы свалиться на крыло, стал планировать на спине...
     Иван Панфилович сделал удивленное лицо и пообещал сегодня же вечером проверить, что это за фокусы выделывает самолет. Чкалов не стал ждать разоблачения, сам пришел перед вечерними полетами к командиру и признался:
     – Батя, ругай меня, наказывай, но я хочу сказать, что полет вверх колесами я сделал преднамеренно. По моим расчетам, «Фоккер» должен летать на спине...
     В этот раз Чкалов отделался легким наказанием, повинную голову меч не сечет. Но стремление к рискованным «трюкам» он не мог в себе победить. Однажды заключил с товарищем пари, что сделает непрерывно 50 «мертвых петель»! И не пожалел - выиграл пари, хотя, сидя за воздушное хулиганство на гауптвахте, написал в записке командиру, что в полной мере осознал свой поступок. Когда его досрочно освободили, признался жене, что петли крутил для проверки своих возможностей и возможностей самолета.
     Недаром же в одном из писем своей жене Валерий Павлович писал: «Как истребитель, я был прав и буду впоследствии еще более прав. Я должен быть всегда готов к будущим боям. К тому, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым, для этого нужно себя натренировать и закалить в себе уверенность, что я буду победителем... Я признаю только такого бойца, кто для спасения других людей пожертвует своей жизнью».
     Во время военно-морских маневров согласно вводной пропала связь с линкором «Марат». Командир эскадрильи получил приказ разыскать «потерянный» корабль и предупредить его командира о появлении крупных сил противника. Стоял туман, видимость почти нулевая. Антошин послал на задание Чкалова. Валерий Павлович изрезал галсами морской простор на минимальной высоте, нашел линкор и прицельно сбросил на его палубу вымпел. Поскольку задание было выполнено на последних литрах горючего, до аэродрома летчик не дотянул и приземлился на береговую кромку песчаного берега...
     В биографии Валерия Павловича была и черная полоса. Командира эскадрильи Ивана Антошкина, который любил и берег Чкалова, перевели в другой военный округ. Новый командир сразу обрубил талантливому летчику все возможности к экспериментам, наказывал за малейшее отклонение от установленных инструкций и норм. В аттестациях и характеристиках запестрили такие оценки: «храбр, но недисциплинирован». При первой возможности от Чкалова избавились и перевели на должность командира звена в Брянск. Будучи в подавленном состоянии, он при перелете из Гомеля на бреющем полете зацепил провода телеграфной линии. За это в январе 1929 года командование отдает Чкалова под суд трибунала. Решение по тем временам было строгим – год тюрьмы.
     В Брянск немедленно примчались друзья, приехала жена. Это она тайно вынесла из тюрьмы написанную Валерием Чкаловым просьбу в ЦИК СССР о помиловании. Письмо попало в руки Михаила Ивановича Калинина, и он сразу дал указание освободить Чкалова из заточения. Летчик пробыл в своей камере 19 дней. В сердцах он написал рапорт с просьбой об увольнении из ВВС. Эта просьба была немедленно удовлетворена брянским командованием. Чкалов вернулся в Ленинград, где его охотно взяли инструктором в аэроклуб Осоавиахима.
     Ленинградские друзья Валерия Чкалова активно хлопотали за его возвращение в Военно-Воздушные Силы страны. Сохранилось письмо авиаторов начальнику ВВС Красной Армии П.И. Баранову, в котором были не слова, а крик души: «Мыслимо ли отстранять его от дела, в котором он был талантливее многих и многих!»
     Потом было возвращение Чкалова летчиком-испытателем в НИИ ВВС, где он вместе с другими талантливыми летчиками на практике отрабатывал новые приемы и тактику воздушного боя. Была испытательная работа на авиационном заводе, за которую он получил свой первый орден Ленина. Был 9,374-километровый беспосадочный перелет Москва - остров Удд, отмеченный Звездой Героя Советского Союза. Беспримерный 63-часовой полет через Северный полюс в Америку. Но это уже совсем другие главы из жизни великого летчика...
     На снимке: после прилета с острова Удд В.П. ЧКАЛОВ с матерью Натальей Георгиевной ЧКАЛОВОЙ. Василево, 1936 г.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service