на главную страницу

7 Феврапя 2004 года

История Отечества

Суббота

«Конфетка» для малограмотных

Игры вокруг истории

Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



     Лет несколько тому назад один наш добрый знакомый принес в редакцию сенсационный материал. По версии автора (впрочем, эта версия тогда вообще как бы витала в воздухе) на самом деле Иосиф Виссарионович Сталин был сыном не грузинского сапожника, а генерал-майора Николая Михайловича Пржевальского, знаменитого исследователя Средней Азии. По этой причине подлинная биография «отца народов» была совсем не такая, как утверждала официальная историография… Материал показался нам интересным, а приложенные к нему фотографии Пржевальского и Сталина вообще сомнений не оставляли: те же нос, усы и военный мундир… В общем, текст мы напечатали и он вызвал большой интерес читателей.
     Между тем время идет, и мы, кажется, становимся мудрее. В частности, мы уже давно «наелись» разного рода сенсациями, версиями и запоздалыми открытиями, а потому теперь верим не авторам, даже самым нами уважаемым, но фактам, которые, как правило, проверить не так уж и тяжело. Было бы желание!
     Так, достаточно взять 14-й том «Русского биографического словаря», чтобы понять, что первооткрыватель «лошади Пржевальского» совершенно никакого отношения не имеет к рождению Сосо Джугашвили. В книге этой Николаю Михайловичу посвящено 20 страниц. Не вдаваясь в подробности, скажем, что его присутствие на Кавказе там не просматривается… Понятно, что если бы словарь был издан, допустим, в 1938 году, то в нем были бы возможны какие-то коррективы. Но ведь он увидел свет в 1905-м!
     Между тем сейчас в прессе и по Интернету раскручивается еще более лихая кампания касательно биографии «вождя мирового пролетариата» и его семьи. Прошу прощения у читателей, но для дальнейшего понимания необходимо изложить суть дела.
     По утверждению ряда авторов, Мария Александровна Бланк, мать Владимира Ильича Ленина, была фрейлиной при дворе государя императора Александра II, где у нее случился роман с наследником-цесаревичем Александром Александровичем, будущим Александром III. (Правда, наиболее безграмотные – или наименее грамотные, не знаю, как выразиться точнее, – авторы вообще переносят дело ко двору Николая Павловича, притом соответственно меняя Сан Саныча на Алексан Николаича... Но это даже не смешно, потому и обсуждать не будем.) Так вот, после того как девица «понесла» - причем даже по второму разу, ее родные, чтобы скрыть позор, якобы выдали ее замуж за известного педераста, которого отправили в город Симбирск, обеспечив там ему блистательную карьеру по линии народного образования. Даже в статские генералы вывели. Между тем страстная натура сосланной в провинцию фрейлины способствовала стремительному увеличению семейства, а вот папаша с «нетрадиционной ориентацией» относился к собственным сыновьям не по-родительски…
     Все это, как утверждают «исследователи», и привело к тому, что выросший Александр Ульянов возненавидел собственного отца, т.е. царя-миротворца Александра III, виновника позора и унижения его матери, несчастья его семейства, и вознамерился папеньку-государя убить... Пересказ можно бы продолжать и дальше, но становится скучно, а потому перейдем к анализу достоверности текста. (Только уточним, что в этой ситуации В.И. Ленин оказывается чуть ли не двоюродным братом последнего русского императора.)
     Сделать, простите, из дерьма конфетку не так уж и сложно. Для этого нужно, во-первых, чтобы человек очень хотел эту конфетку получить, а во-вторых, ее нужно как следует подать.
     Пункт первый – о желании «получить конфетку». Советская партийно-комсомольская номенклатура, фактически развалившая великую страну, считала себя умнее всего остального народа, а потому четко дозировала поступающую «в массы» информацию. Например, еще в школе я знал, что всяческие исследования на тему ленинской родни с материнской стороны просто-напросто запрещены. Причина – «пятый пункт» дедушки вождя мирового пролетариата, который, как теперь известно, был выкрестом, т.е. крещеным евреем. Ну и что? Это был, насколько известно, хороший доктор, а его родной брат, тоже врач, погиб на своем боевом посту во время «холерного бунта» в Петербурге - осатаневшая толпа выбросила его в окно в качестве «врача-отравителя».
     Однако «цековские мудрецы» постарались всю информацию засекретить. В соответствующем томе 2-го издания Большой Советской Энциклопедии, вышедшем в 1956 году, нет даже девичьей фамилии Марии Александровны, а биография ее изложена на удивление невнятно: «Родилась в Петербурге в семье врача. Получила домашнее образование. Живя в Симбирске, сдала экстерном экзамены на звание народной учительницы. Образованная, высококультурная, хорошо знала русскую и мировую художественную литературу, французский, немецкий и английский языки…» Ну и так далее. Статья в 3-м издании отличается только добавлением изначальной фамилии. В общем, желание «получить конфетку» - сиречь узнать, что там от нас скрывают, - у читателя возникает сразу после прочтения.
     Переходим ко второму пункту – подаче материала. «Конфетку» нужно красиво «завернуть». В качестве «фантика» прежде всего взята ссылка на давно уже покойную Мариэтту Сергеевну Шагинян, лауреата Ленинской премии за книгу «Четыре урока у Ленина». Вот цитата из одного «бульварного издания»: «В 70-х годах эта писательница писала книгу о Ленине и получила доступ к архивам. Видимо, их хранители сами не знали, что спрятано в бумагах за семью печатями. Когда Мариэтта Шагинян ознакомилась с бумагами, она была потрясена и написала докладную записку Л.И. Брежневу лично. Тот ознакомил с этой информацией свой круг. Суслов три дня лежал с давлением и требовал расстрелять Шагинян за клевету. Но Брежнев поступил иначе: он вызвал Шагинян к себе и в обмен на молчание предложил ей премию за книгу о Ленине, квартиру и т.д.»
     Поставив под сомнение последнее утверждение – думается, у советских руководителей были и другие, кроме подкупа, способы попросить товарища помолчать, - скажу, что автор этого текста вряд ли когда сам работал в серьезных архивах.
     В качестве «фантика» необходимо еще подпустить немного тумана: действеннее всего звучит фраза типа «это очень сложно проверить, но…» Так вот, по утверждению «создателей сенсаций» сложнее всего проверить близость Марии Александровны к Императорскому двору. То есть была она фрейлиной или нет. А ведь именно это и есть тот краеугольный камень, что лежит в основе всей постройки. Между тем проверка проводится элементарно.
     В Государственной исторической публичной библиотеке, что находится в Москве, в Старосадском переулке, я заказываю «Придворный календарь» на 1857, 1860 и 1863 годы и получаю три книжечки формата «pocket-book», т.е. «карманное издание», в переплете тисненой красной кожи, с золотым обрезом страниц и белыми муаровыми форзацами. Книги эти печатались каждый год в типографии Императорской академии наук, и в них были обозначены все, кто входил в придворный штат как Императорского двора, так и дворов великокняжеских, начиная от министра императорского двора и до подкамердинера (т.е. помощника камердинера) Павла Тиханова, столь мизерной личности, что ему и отчество даже было не положено…
     Раскрываю пофамильное оглавление тома на 1857 год – фамилия Бланк не значится. Возникает шальная мысль: может, это как бы та «придворная мелочь», которая в оглавление просто не входит? Но нет, как я скрупулезно проверил: в списке указаны абсолютно все упомянутые в тексте фамилии. Все же я беру и непосредственно списки фрейлин, каковых на тот год оказывается (никак бы не мог подумать!) 184.
     Фамилии буквально завораживают: тут и светлейшая княгиня Любовь Александровна Италийская, графиня Суворова-Рымникская, и Мария Александровна Пушкина, и Анна Федоровна Тютчева… А вот буквально «Военная галерея 1812 года» в женском варианте: Елена Николаевна Раевская, Екатерина Дмитриевна Дохтурова, Варвара Николаевна Репнина - дочери блистательных генералов, героев Отечественной войны.
     Да, в этом «цветнике» первых дворянских фамилий Российской империи дочери врача места явно бы не нашлось... Причем не на основе пресловутого «пятого пункта», а из-за отсутствия больших заслуг папеньки перед державой.
     Таким же тщательным образом я изучаю все прочие книги. Фамилии Бланк или хотя бы чего-то с ней схожего в них нет, а значит, говорить о близости Марии Александровны Бланк к высочайшему двору и соответственно к наследнику престола не приходится. Очередную «сенсацию» можно переводить в разряд мыльных пузырей…
     Ну и слава Богу! А то ведь очень противно, когда из каких-то заплесневелых сундуков появляются на свет очередные «скелеты» - мол, и тот был совсем не такой, как мы думали, и этот… Чему же тут радоваться? Впрочем, работа наша такова, что новых «открытий» от недобросовестных авторов приходится ожидать постоянно.

     На снимке: Отец многих открытий — знаменитый русский путешественник генерал-майор Н. Пржевальский и не подозревал, что он еще является «отцом» И.В. Сталина.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service