на главную страницу

7 Феврапя 2004 года

Все о льготах и правах

Суббота

И СНОВА СУП ИЗ ТОПОРА?

О некоторых аспектах транспортировки личного состава

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Сильная армия отличается не только внушительным бюджетом и безупречной выучкой, но и детальной регламентацией всего, что связано со служебной деятельностью человека в погонах, его социальной адаптацией, ответственностью государства за соблюдение его прав.

     Корреспондентов «Красной звезды», побывавших в сухопутных частях бундесвера или подразделениях ВМС Великобритании, признаться, больше всего поразили даже не материально-технические факторы, а… отсутствие у военнослужащих тревоги за любые из аспектов своей жизни и службы.
     «Их» люди не понимают, почему надо переживать, к примеру, о том, чтобы вовремя и в полном объеме им были осуществлены какие-то выплаты. Скажем, суточные перед убытием в командировку. Ведь это предусмотрено! Они и представить себе не могут, что основной проблемой на новом месте службы окажется отсутствие крыши над головой и это будет только твоя проблема.
     Попытки спроецировать некоторые наши реалии на их действительность всякий раз терпят фиаско, и только потому, что запрограммированная на привычный, устоявшийся уклад службы психика зарубежного офицера или солдата отказывается моделировать ситуации, при которых может быть «что-то не так». Если «не так», мгновенно реагирует иностранная военная сущность, то это «не наши проблемы». Это проблемы тех, кто отвечает за данный участок работы. И кто его провалил. А раз так, то ни им мало не покажется, ни государству, не обеспечившему выполнения условий заключенного с военнослужащим контракта.
     Наш менталитет устроен иначе. Ну не привыкли мы «лезть в бутылку» из-за того, что где-то что-то недодают, в чем-то ущемляют, на что-то не обращают внимания… Впрочем, дело здесь не только и не столько в менталитете.
     …Минувшим летом мне довелось провожать в Питер бывшего сослуживца-полковника, находившегося в Москве в служебной командировке. Духота на Ленинградском вокзале стояла страшная. У билетных касс – не протолкнуться. В воинскую кассу выстроились человек тридцать. Впереди товарища полковника, скромно пристроившегося в хвост очереди, оказались разящие перегаром контрактники, скромные солдатики-первогодки, другие личности, принадлежность которых к Вооруженным Силам вызывала определенные сомнения, но у которых в воинской кассе даже не спрашивали никаких подтверждающих документов – зачем, если билеты те приобретают не за ВПД, а за «живые деньги»?
     Между делом мы с товарищем вспомнили, что в советские времена на крупных вокзалах неизменно функционировали две воинские кассы – для офицерского и для рядового (сержантского) состава. А в первой половине 1950-х существовали даже отдельные офицерские вагоны! И дело здесь не в делении на «черных» и «белых». Согласитесь, у того же старшего офицера и дел побольше, чем у ефрейтора, и здоровье уже не то, чтоб выстоять несколько часов в духоте…
     Под одну гребенку армейских пассажиров стали «стричь» уже после развала Союза. Когда за все понадобилось платить. Сначала представителей службы ВОСО лишили права бронировать места на отходящие поезда, поскольку Минобороны отказалось эту услугу оплачивать. Затем незаметно ушли в небытие и раздельные воинские кассы. На некоторых из них поначалу висели объявления, гласящие о том, что правом внеочередного обслуживания пользуются Герои Советского Союза, кавалеры ордена Славы трех степеней, генералы, адмиралы и офицеры в звании полковника (капитана 1 ранга). Сегодня таких объявлений уже не встретишь. Всеобщая демократизация нашей жизни привела к тому, что их, надо полагать, сочли пережитком прошлого. Тем более ни одним документом в Министерстве обороны не регламентировано, кто должен оформляться в билетной кассе раньше: полковник, следующий в отпуск, или сержант, направляющийся в служебную командировку.
     Реализовать полковничьи «привилегии» офицер теперь может разве что в центральных воинских кассах, расположенных в Москве на Можайском валу (недалеко от станции метро «Киевская»). Фактически это «последний бастион», позволяющий обеспечить служебную деятельность центральных органов военного управления. Не будь и этих касс, срочно отправить по служебной необходимости группу офицеров в командировку было бы весьма проблематично. Но, скажем, мой знакомый о существовании этих касс даже не подозревал. Он по привычке отправился на вокзал и добросовестно отстоял за билетом почти три часа. Лезть без очереди, козыряя полковничьими погонами, ему не позволила природная скромность.
     Как всегда, все упирается в деньги. В те годы, когда воинские перевозки носили массовый характер, а железнодорожники не выставляли силовым ведомствам многомиллионные счета, наличие «офицерской» и «солдатской» касс представлялось вполне логичным. Теперь в Минобороны прежде всего думают не о соблюдении «пассажирской субординации», а о рентабельности содержания воинских касс на железнодорожных вокзалах. Ведь за каждую из них приходится платить. И суммы при этом «вылезают» весьма приличные. Не случайно на многих вокзалах воинские кассы сегодня ликвидировали «как класс». Пока они остаются в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах, через которые следует большой поток армейских пассажиров. Но и здесь от дальнейших «реформ» не застрахованы. Тенденция у железнодорожников обозначилась такая: билетные кассиры должны работать со всеми категориями пассажиров, а значит, ни к чему и «ведомственные» кассы.
     Офицеры ВОСО высказывают сомнения на сей счет. Ведь обычный пассажир оформляется за «наличку», офицер же или солдат, как правило, протягивает в окошко воинское требование. А чтобы работать с воинскими перевозочными документами, требуется определенный опыт.
     Но дело по большому счету не в этом. Просто на фоне появления на железнодорожных вокзалах, в аэропортах всевозможных сервис-центров, рассчитанных даже не на VIP-пассажиров, а на состоятельных граждан, которые не хотят убивать время в очередях за билетами, ликвидация воинских касс выглядит еще одним шагом, попирающим социальный статус военнослужащих.
     В конце концов, нынешний полковник не чета царскому. Ездит не в бричках, а на метро. Живет не в хоромах, а в съемной «хрущобе». Чего ж ему в таком случае не постоять в общей очереди? Чай, не сахарный – не растает. Вот только любому солдату или курсанту, созерцающему такую картину, станет ясно: лучше быть предпринимателем средней руки на «гражданке», чем полковником в Российской армии. По крайней мере не будешь стоять в очередях…
     Немногим лучше ситуация и на «военных авиалиниях», неприспособленность которых к нормальной, цивилизованной транспортировке пассажиров давно стала притчей во языцех. Трагедия с замороженными подмосковными призывниками стала откровением для общества. Общество требует, и требует справедливо, чтобы новобранцы не спали на полу в неотапливаемом помещении. Чтобы в аэропортах для них были созданы соответствующие условия. Но обществу почему-то невдомек, есть ли для этого возможности.
     Мне не раз приходилось пользоваться услугами военного аэродрома Чкаловский, и я не понаслышке знаю, сколько бытовых неудобств доставляет это офицерам, прапорщикам, членам их семей, порою сутками в совершенно неприспособленных помещениях дожидающимся своего «борта». Поговорите с теми, кто регулярно улетает отсюда в Таджикистан, Закавказье, Приднестровье, и вам такое порасскажут… Повторяю, речь идет об офицерском составе. Что уж говорить тогда о солдатиках, даже не успевших принять присягу? Гарнизонный клуб или спортзал – вот и все, что может быть предоставлено в их распоряжение.
     Гражданские аэропорты – и вовсе отдельный разговор. Можно сколько угодно говорить о необходимости создания при них транзитных коридоров, пунктов приема и размещения личного состава. Но в каждом аэропорту – свое начальство, и найти с ним консенсус по данному вопросу порой весьма непросто даже военному коменданту.
     А ведь из того же Чкаловского отправляются служить и будущие контрактники. Организм у них, вероятно, покрепче, чем у восемнадцатилетних юнцов, всех русским морозом не возьмешь. Но если театр начинается с вешалки, то армия или Погранвойска – с таких «мелочей», как условия перевозки призывников и военнослужащих. А это целый комплекс вопросов, замыкающихся и на военно-транспортную авиацию, и на ВОСО, и на военкоматы, и на местные власти. Но без серьезных финансовых вливаний многие из них не решить.
     Между тем давно пора подумать - где, в каких условиях должны дожидаться военнослужащие своего самолета в том же Чкаловском или пережидать время дозаправки в Новосибирске. Не сопровождающий офицер и не военный комендант должны ломать над этим голову. Армейская смекалка – дело хорошее. Но сколько можно «варить суп из топора»? Пора бы уже приготовить соответствующие ингредиенты. Это не менее важно, чем наказать виновников беспрецедентного магаданского ЧП. Иначе от таких случаев мы не будем застрахованы и впредь.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service