Перейти на главную страницу

7 Феврапя 2004 года

Новости

Суббота




Новые книги

    
От Балкан до Ирака: роковая зависимость?


    Книга В.С. Черномырдина «Вызов» (М.: «Московский писатель», 2003) открыла по сути новый для России жанр открытых политических мемуаров высших должностных лиц.
    Биография автора - российского премьера в период 1992-1998 гг. - несомненно, богата на судьбоносные исторические события. Но то что он выбрал именно решение кризиса в Косово в качестве предмета своих воспоминаний, говорит о многом, и прежде всего о том, какое большое значение он придает этому вопросу.


    – Я не являюсь дипломатом в профессиональном понимании слова, – так 14 апреля 1999 г. ответил Виктор Черномырдин на предложение Президента России Б. Ельцина возглавить российскую посредническую миссию по урегулированию военного конфликта в Югославии и Косово, где боевые действия поставили под угрозу не только европейский мир, но и мир вообще. И без долгих раздумий согласился.
    В 1999 г. в Европе впервые после 1945 г. запахло большой войной. Впервые НАТО применила военную силу на европейском театре. Впервые обозначилось противостояние, предотвратить которое мировые институты оказались бессильны. Причины на применение силы со стороны США были понятными, со стороны европейцев – сомнительными. Однако США не только уломали своих союзников, но и заставили играть их свою партитуру. Мир приобрел четкую однополярную направленность. Югославский кризис со всей остротой поставил перед международным сообществом вопрос о правомерности использования военной силы в международных отношениях. Кризис положил конец существованию югославской федерации и породил в Европе новые формы протекторатов.
    Почему именно Черномырдину поручили возглавить посредническую миссию России? Этот вопрос в свое время бурно интересовал общественность. Решение Ельцина? Не только оно, хотя Ельцин мог за первые недели войны убедиться, что официальные структуры государства не могут ни предотвратить ее, ни остановить. Россия в апреле 1999 г. оказывалась не в состоянии оказать сколь-нибудь существенную помощь Югославии, разве что через вступление в войну против стран НАТО.
    Не оправдались и расчеты Америки, на то, что югославский лидер С. Милошевич быстро встанет на колени и выкинет белое полотенце. Югославы вопреки тяжелым потерям продолжали упорно сопротивляться. Возникала опасная для всех, в том числе и США, угроза ведения наземных военных действий с большими потерями в людской силе.
    По словам Черномырдина, в ходе предвыборных дебатов в США в 2000 г. между Дж. Бушем-младшим и А. Гором последний признался, что в апреле 1999 г. конфликт зашел слишком далеко. Тогда в Вашингтоне решили привлечь Россию в качестве единственного и реального посредника. А наиболее подходящей кандидатурой посчитали Черномырдина, которого знали в США, на Западе, на Востоке и в Югославии. Б. Клинтон позвонил Б. Ельцину, который также искал человека для посреднической миссии в этом конфликте.
    Словом все эти факторы привели к принятию решения о назначении Виктора Степановича спецпредставителем президента по Югославии и Косово. Хотя он и не был профессиональным дипломатом, но начал свою миссию с достаточно логичного шага. Нужно было заручиться поддержкой союзных и нейтральных в отношении Косово стран. Это были государства СНГ, Китай, Индия.
    Второй важный момент, который затрагивается в книге и интересен политикам и военным: могла ли Россия начать предоставление Югославии экстренной военной помощи? В. Черномырдин считает, что нет. Обещать помощь, в его понимании, означало блефовать, что и делали некоторые российские политики. Югославия отрезана от России странами НАТО или странами, стоящими в приемной НАТО, которые еще более услужливы перед Брюсселем по сравнению с давними его членами, еще более ретивы в деле нажима на Югославию. Ни Венгрия, ни Румыния, ни Болгария ни под каким предлогом не пропустили бы в Югославию военные эшелоны или самолеты через свое воздушное пространство. Достаточно напомнить, что Венгрия в те дни блокировала проход колонны МЧС России с гуманитарной помощью в Сербию. А военно-морские силы НАТО фактически блокировали побережье Черногории, а на ее президента М. Джукановича оказывался самый неприкрытый политический нажим и давались посулы.
    Нужно было учитывать и особенности формирования российского бюджета в то время. Россия находилась в ожидании транша от западных клубов и МВФ, под который верстался бюджет страны. Если Россия лишилась бы этих финансовых вливаний, то бюджетную сферу ожидало бы нечто, похожее на катастрофу.
    В. Черномырдин определил свою главную задачу как прекращение бомбардировок Югославии. Но не так просто было остановить бомбардировки, уносившие сотни человеческих жизней. Слишком много было поставлено на кон. Требовалось какое-то компромиссное решение, позволяющее многим участникам войны спасти политическое лицо. Началась многотрудная челночная дипломатия. Автор вспоминает, что за почти два месяца только два дня не был в воздухе. Остальное - перелеты и переговоры, согласования и уточнения, опять согласования.
    По мнению автора книги, не мог он допустить и самоизоляции России, попыток из-за обиды уйти в себя. Россия должна была участвовать в процессе урегулирования. Европа для нее не второстепенное направление. Читая книгу, не перестаешь думать, что в ходе переговоров у американской стороны не раз возникало острое желание избавиться от российского посредничества и решить все самим. И, наверное, достижение российской дипломатии того периода заключалось именно в том, что ее представители не дали американцам утвердиться в правильности такого решения.
    Две вещи, о которых автор пишет достаточно откровенно, и которые его, очевидно, поразили. Первая - это отстранение ООН от процесса, что само по себе для мирового сообщества таило огромную опасность. Вторая - это единоначалие в НАТО. По словам Виктора Степановича, ему звонили и Ширак, и Шредер и интересовались, что же происходит в переговорном процессе, какие нюансы, есть ли сдвиги. На что бывший российский премьер со свойственной ему прямотой советовал обратиться за объяснениями к их начальству - натовскому, американскому. И ставил их тем самым в недоуменное положение. Все важнейшие решения принимались в Вашингтоне, а там не то чтобы не особенно советовались с союзниками, но попросту их не информировали.
    Первую задачу удалось решить. После трудных раздумий США согласились с кандидатурой финского президента Мартти Ахтисаари в качестве представителя генерального секретаря ООН К. Аннана. Третьим участником переговоров стал бывший руководитель корпункта «Таймс» в Москве, студенческий друг Б. Клинтона, а в ту пору первый заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт.
    Каждый из этой тройки, несомненно, играл свою, отличную от других роль. При всем уважительном отношении автора к своему финскому коллеге вряд ли можно сказать, что роль Ахтисаари носила активный характер. Полномочия переговорщика не могут быть больше тех, которые ему отпущены. Скорее всего, он выполнял роль присутствия ООН. Ахтисаари совершил единственную поездку в Белград, чтобы привезти туда итоговый документ.
    Другое дело Тэлботт. Именно он транслировал жесткие требования Америки российской и соответственно югославской стороне. Основной пласт переговорного процесса, который вел Черномырдин, пришелся именно на переговоры с американской администрацией. Это были реальные переговоры, в ходе которых приходилось объяснять суть российских интересов, реалии Европы и Балкан, возможные последствия для всех того или иного шага.
    Объективно при наличии общей генеральной линии в руководстве США были разумные политики, реалисты, но были и явные «ястребы». Сам президент Клинтон находился под воздействием разноплановых сил. Роль «ястреба» играл командующий вооруженными силами НАТО генерал У. Кларк. Именно он озвучивал наиболее радикальные и жесткие инициативы, например о нефтяном эмбарго. После такого рода пугающих заявлений российской стороне не оставалось иного выхода, как обращаться к руководству США за разъяснениями. И здесь Тэлботт дипломатично говорил, что это всего лишь возможный вариант действий.
    А что же Слободан Милошевич? Человек, несомненно, допустивший политические и иные просчеты, которые в конечном итоге и привели его к противостоянию с остальной Европой. Югославия в свое время жестко отмежевалась от социалистического лагеря под эгидой СССР, что обеспечило ей благосклонность Запада, выражавшуюся в кредитах и займах. Запад поощрял ее особый курс, СССР старался не допустить ее окончательного отрыва от мира социализма. Тито играл на противоречиях двух сторон. Получалось, что теперь этой стране пришлось заплатить за годы вольнодумства. СРЮ стала ненужной Западу, не вписалась в остальную Европу, а к России она так и не приблизилась.
    В отличие от некоторых политиков Милошевич, уверен Черномырдин, не был трусом. Он не выторговывал условия своей капитуляции, а всегда говорил об интересах и позициях своей страны, хотя и был по вполне понятным причинам весьма эмоционален. И его бравада сменилась унынием не от того, что Россия его разочаровала. Просто сам югославский народ понял, в какое труднейшее положение он попал. По этой причине автор книги считает, что Милошевич осознал реальность ситуации и отказался приносить в жертву новые жизни...
    Подспудно В. Черномырдин подметил и еще одну особенность ситуации. Лидеры Косово, за которых вроде бы де-юре вступилась НАТО, очень скоро осознали, что им на самом деле уготована роль марионеток. Они никак не могли ни влиять на процесс, ни остановить бомбардировки собственного края. Такие мысли навеяла встреча Черномырдина с лидером умеренных косоваров И. Руговой.
    Черномырдин считает важным достижением своей дипломатии то, что России удалось склонить на свою сторону Китай, возможно, и по стечению обстоятельств вследствие бомбардировки посольства КНР в Белграде. Пекин фактически консолидировался с позицией России. Поддержало российские шаги и другое крупное государство Азии - Индия, которая наряду с Югославией долгие годы играла ведущую роль в движении неприсоединения.
    Особого внимания заслуживает та глава книги, где говорится о «славянском единстве», или панславизме. Именно эта идея в свое время сыграла с Россией злую шутку - в 1914 г., когда наша страна на фоне роста ура-патриотических настроений с головой окунулась в котел Первой мировой войны. И спустя 85 лет эти идеи получили широкое хождение в российском обществе. В. Черномырдин со знанием дела и исторических реалий достаточно трезво и рационально дает им оценку.
    Автор книги высоко оценил действия российского миротворческого батальона, совершившего под покровом ночи стремительный бросок из Боснии в Косово, в район аэродрома Приштины. Высокомерные британцы так и не осмелились потеснить его.
    Книга содержит два важных вывода. Первый: очень быстро локальный конфликт может выйти за пределы отведенных ему рамок, и он уже готов, как бурный селевой поток, сметать все на своем пути.
    Второй урок событий 1999 г., по мнению автора, это их переход во вневременные рамки. Македония 2000 г., удары террористов по зданиям ВТЦ в Нью-Йорке в сентябре 2001 г., военные действия США в Афганистане и Ираке приобрели характер цикличности. Диктат силы не решает проблему, переводя ее в иные формы, а несправедливость порождает новое зло. И никто не знает, где оно проявит себя в следующий раз.
    Как обычно говорят: война есть продолжение политики иными (насильственными) средствами. В те дни, убежден автор, он приложил усилия к тому, чтобы для России политика продолжала осуществляться политическими средствами. России был необходим мир.
    В принципе любой военный готовится к войне. Но хорошо, когда он обходится без выполнения этого своего основного долга. На это уповают его родные и близкие. На это остается уповать нам всем.
 ||  Александр ФРОЛОВ, доктор исторических наук.



Прощальный салют

    В селе Большая Верейка Рамонского района Воронежской области прошли похороны 172 воинов, погибших еще в годы Великой Отечественной войны. По словам немногих оставшихся в живых очевидцев тех событий, бои в этих местах шли ожесточенные. На небольшом отрезке между селами Лебяжье и Большая Верейка длиной всего 12 километров полегла фактически вся 193-я стрелковая дивизия.
    Местные власти, члены поискового объединения «Воронежский фронт», сами жители близлежащих деревень начали большое дело по перезахоронению павших солдат, которые обрели наконец место своего упокоения. В перезахоронении приняли участие воины местного гарнизона, командование Западного регионального пограничного управления ФСБ России, военного комиссариата области, ветераны войны и труда, представители общественности. Следует отметить большую организационную работу, проведенную сотрудниками Воронежского филиала Военно-мемориальной компании во главе с его директором Владимиром Жидковым, которому администрация Воронежской области выразила искреннюю благодарность.
 ||  Соб. инф.



ДОКОЛЕ?

    
Размышления по поводу

    - Какое же оно доброе?.. – понуро отозвалась вчера утром сотрудница редакции в ответ на мое будничное приветствие. – Вы не через «Павелецкую» ехали? Метро взорвали…
    Самое ужасное, что это шокирующее известие было воспринято так же буднично. В гигантском информационном потоке, который сваливается на нас каждый день, новость о том, что на перегоне между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» сработало взрывное устройство в вагоне метро, конечно же вышла на первый план. Но не более того. За последние годы мы успели привыкнуть к этому сценарному ряду: такое-то число погибших; такое-то - раненых; к месту происшествия оперативно прибыли спасатели и наряды милиции; мощность взрывного устройства составила от 1 до 3 кг в тротиловом эквиваленте; заканчивается эвакуация пассажиров; в ГУВД не сомневаются, что это теракт; Замоскворецкая линия метрополитена остановлена, но ее работа будет восстановлена в ближайшие часы…
    Такой гигантский мегаполис, как Москва, не может жить без метро. Иначе он задохнется. Но он не может и не должен жить и в перманентном ожидании новых терактов. Иначе это не жизнь.
    Увы, но предыдущие события в столице нас так ничему и не научили. После подрыва жилых многоэтажек в городе стали лихорадочно проверять и опечатывать чердаки и подвалы, ставить новые кодовые замки на подъездах. В моем подъезде этот замок давно не работает, и здесь по-прежнему ночуют бомжи.
    После «Норд-Оста» проверки документов в Москве приняли тотальный характер. Но мы так и не поняли, как же удалось террористам грамотно, как по нотам, подготовить и организовать захват киноконцертного зала.
    Как ни кощунственно об этом говорить, новый теракт в метро «назревал» давно. Здесь не надо специально, как на рок-фестивале в Тушино, проникать в гущу людей. Достаточно купить билет и ступить на эскалатор. Пассажиров тут не пропускают через рамку металлоискателя, они валят сюда такой гурьбой, что никакой ретивый милиционер и никакая бдительная тетя Маша у турникетов не в состоянии осуществить надежный фейс- и прочий контроль. Те, кто регулярно пользуется услугами московской подземки, прекрасно знают, что нет ничего проще, как «забыть» в утренней давке портфель с соответствующей начинкой или сомкнуть провода на «поясе шахида».
    Пора признать, что мы давно живем в условиях постоянной террористической угрозы. Как признали это в Израиле или Соединенных Штатах, где всеобщая бдительность возведена чуть ли не в ранг государственной идеологии. Появление подозрительного человека или предмета в считанные секунды становится там поводом к всеобщей озабоченности и тщательному разбирательству. Мы же неделю-другую после очередного теракта еще напрягаемся, принимаем какие-то меры, а после по традиции спускаем все на тормозах. А то и вовсе беремся «юморить», иронизировать, переживать о соблюдении «прав человека»…
    Нужна система. Система, позволяющая от привычной кампанейщины в вопросах борьбы с терроризмом перейти к планомерной и рутинной работе, позволяющей еще на начальном этапе предотвращать такие чудовищные преступления. Ведь нынешний взрыв в московском метро – не первый. В последние годы, правда, не с таким количеством жертв, «взрывались» и «Белорусская», и «Третьяковская». Да и в переходе на «Пушкинской» люди шли из метро и в метро. Однако можно ли сказать, что система обеспечения безопасности метрополитена улучшена коренным образом?
    Ничего не меняется на протяжении многих лет и в вопросах миграции, остающейся питательной средой для роста преступности в столице. Ну, депортировали несколько партий жителей среднеазиатских республик, нелегально трудившихся на московских стройках, ввели квоты и специальные документы для гастарбайтеров, в которых Москва, как ни крути, нуждается. Но столица государства Российского, в которой даже в советские времена был особый порядок прописки, проживания и т.п., по-прежнему остается проходным двором и постепенно превращается в… столицу мигрантов. По данным специалистов, если раньше национальные диаспоры из соседних республик насчитывали в Москве от 50 до 200 тысяч человек, то теперь счет так называемых нерезидентов идет здесь на миллионы. И, между прочим, регистрируются они в столице-матушке точь-в-точь на тех же условиях, что и офицеры, переведенные служить в Московский гарнизон приказом министра обороны. Ну, не парадокс ли?
    А разве не парадокс, что система оптовой и розничной торговли в Москве тоже контролируется в основном мигрантами? Те же специалисты подчеркивают, что постепенно наблюдается формирование в столице многосекторной этноэкономики. И в рамках подобной экономической модели происходит не только бесконтрольный вывоз из России миллиардов долларов. Происходит разрастание той самой среды, под крышей которой запросто могут реализовывать свои чудовищные планы террористы-смертники. И среда эта требует не только тщательного контроля со стороны правоохранительных органов, но и определенного регулирования.
    Москве вряд ли удастся «зазвать» к себе Олимпиаду 2012 года, если она не очистится от тех криминальных и полукриминальных наростов, которые появились на ее теле. И задача эта вполне решаема. Во всяком случае, коренные москвичи говорят, что в городе никогда не было так спокойно и уютно, как во время Олимпиады-80. Быть может, что-то из того опыта пригодится и сегодня. Хотя понятно, что и времена другие, и нравы…
    К моменту подписания номера стало известно, что число погибших в результате вчерашнего теракта достигло сорока человек. Более семидесяти получили ранения разной степени тяжести. Мэр столицы Юрий Лужков прервал свою зарубежную поездку. Оперативный штаб по расследованию теракта возглавил заместитель министра внутренних дел России Александр Чекалин. Милиция переведена на усиленный вариант несения службы. В который раз…

    

    В связи с трагическими событиями в Москве министром обороны РФ Сергеем Ивановым принято решение подготовить в военных госпиталях им. Бурденко и им. Вишневского необходимое количество мест для оказания помощи пострадавшим с ранениями минно-взрывного характера, поскольку такие травмы являются одной из специализаций данных лечебных учреждений Министерства обороны РФ.
    Пресс-служба Министерства обороны РФ.

 ||  Владимир МОХОВ,«Красная звезда».



Курсом на сближение

    
СОДРУЖЕСТВО

    Вопросы противодействия терроризму стали одной из главных тем встречи президентов России и Азербайджана, состоявшейся в пятницу в Москве. «Борьба с терроризмом будет одной из тем нашей совместной работы», - заявил Владимир Путин, принимая в Кремле Ильхама Алиева. Он подчеркнул: «Если будем объединять усилия в двустороннем плане, на Кавказе в целом, международном плане, мы будем успешны в этой борьбе. Только объединив усилия, мы сможем справиться с чумой ХХI века - терроризмом». По оценке Владимира Путина, «за последние несколько лет отношения между Россией и Азербайджаном развивались очень интенсивно, находятся на весьма высоком уровне». Ильхам Алиев в свою очередь отметил, что «Россия для Азербайджана - стратегический партнер, и мы будем этому партнерству верны, будем этот курс постоянно продвигать». По его словам, процессы, которые происходят в наших отношениях последние три года, позволяют утверждать, что динамика и поступательное развитие этих отношений будет продолжено.
    Основное внимание на переговорах лидеров России и Азербайджана уделялось развитию сотрудничества в области топливно-энергетического комплекса и расширению торгово-экономических связей. В частности, обсуждались совместные действия по освоению каспийских энергоресурсов, вопросы транспортировки азербайджанской нефти через территорию России, а также пути увеличения объема торговли, развития кооперации в различных отраслях экономики.
    На этом фоне отмечается рост товарооборота двух стран. Как сообщает ИТАР-ТАСС, по данным ГТК России, в январе-ноябре 2003 г по сравнению с аналогичными показателями 2002 г. он вырос на 38,2 процента и составил 445,4 млн. долларов. Российский экспорт в Азербайджан сложился в размере 369,8 млн. долларов, увеличившись за этот период в 1,5 раза. Однако российский импорт из Азербайджана уменьшился на 1,6 процента до 75,6 млн. долларов.
    В ходе визита Ильхама Алиева в Москву внимание уделяется также развитию военного и военно-технического сотрудничества. Эта тематика широко обсуждалась в ходе встречи президента Азербайджана с министром обороны РФ Сергеем Ивановым. Как заявил в этой связи глава оборонного ведомства России, намечен ряд мер «по стабилизации в военной и военно-технической сфере» двух стран.
    Россия и Азербайджан проявляют также огромную заинтересованность в развитии гуманитарного блока двусторонних отношений, активизации культурных связей, укреплению позиций русского языка в республике, а также положению соотечественников в обеих странах.
    По итогам переговоров был подписан ряд совместных документов. Это, в частности, Московская декларация, в которой закреплены основные принципы двусторонних отношений. В документе выражено стремление двух стран к укреплению дружеских связей и стратегического партнерства, расширению сотрудничества в торгово-экономической, энергетической сферах, борьбе с международным терроризмом. В декларации отражено стремление сторон к дальнейшему взаимодействию в обеспечении безопасности на Кавказе, разрешении региональных конфликтов.
 ||  Роман СТРЕШНЕВ.



ФОРУМ В МЮНХЕНЕ

    
ГЕОПОЛИТИКА

    В Мюнхене усилены меры безопасности в связи с проведением здесь Международной конференции по вопросам политики, безопасности и обороны.
    На форуме будет рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с урегулированием кризисных ситуаций, а также выработкой единых подходов к решению проблем глобальной и региональной безопасности. В работе форума примет участие министр обороны России Сергей Иванов, который изложит мировому сообществу взгляды Москвы на эти актуальные вопросы.


    В контексте отношений России и НАТО министру обороны нашей страны, безусловно, есть что сказать западным партнерам. Похоже, на первый план в натовской тематике для Москвы выходят проблемы, связанные с неотвратимо приближающейся второй волной расширения НАТО. Оно состоится в июне на саммите альянса в Стамбуле, где в блок будут официально приняты семь новых членов, в том числе и три страны Балтии, являющиеся непосредственно постсоветским пространством.
    Очевидно, что принимаемые в альянс страны в силу известных причин не привнесут в совокупный военный потенциал НАТО сколько-нибудь значимой прибавки. Но инфраструктура (часто восстановленная и реконструированная под стандарты НАТО еще советская) и география для потенциального развертывания натовских сил в непосредственной близости от российских границ расширяются существенно. При этом территориально наиболее близкие к России страны Балтии тянут в НАТО и весь груз нерешенных проблем с Москвой, прямо затрагивающих наши интересы. В числе основных из таких неурегулированных вопросов остается формальное нераспространение на Латвию, Литву и Эстонию ограничений на развертывание сил по Договору об обычных вооруженных силах в Европе, который устанавливает количественные и качественные характеристики для каждого региона Европы. Поэтому их территория грозит превратиться в зону, свободную от контроля за вооружениями.
    В этой связи Россия проявляет серьезную озабоченность. Москва могла бы с пониманием отнестись к появлению баз НАТО, скажем, в Болгарии или Румынии, однако с точки зрения проведения международных антитеррористических операций - а именно под этим предлогом идет восстановление военной структуры в Польше, Словении и Прибалтике - появление здесь подобных объектов абсолютно бессмысленно. Аналогичный подход в России имеют и к проблеме размещения военных объектов НАТО и США в странах СНГ, которые Москва считает исключительной зоной интересов своей национальной безопасности.
    На словах и в Брюсселе, и в Вашингтоне понимают обеспокоенность Москвы. Но пока никаких устраивающих Россию действий ни страны Балтии, ни НАТО в целом, ни США не предпринимают. И об этом, несомненно, пойдет речь министра обороны России на конференции в Мюнхене.
    На двусторонних же встречах с главой Пентагона, помимо «стандартных» тем о ситуации в Ираке, Афганистане, ядерных программах Северной Кореи и Ирана (Иран обязательно затронет сам Дональд Рамсфелд), Сергей Иванов обсудит состояние и перспективы двустороннего сотрудничества России и США. Напомним, что на состоявшемся в конце прошлого года в Брюсселе очередном заседании российско-натовской «двадцатки» и встрече Сергея Иванова с главой Пентагона Москва предложила провести ряд совместных учений. На переговорах министра обороны России с германским коллегой Петером Штруком помимо видения сторонами ситуации в сфере международной безопасности будут, в том числе, обсуждаться вопросы состояния и перспектив германского военного транзита через российскую территорию в Афганистан.
 ||  Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



Четвертый кандидат

    Спикер Совета Федерации Сергей Миронов, выдвигающийся на выборы от Российской партии жизни, зарегистрирован Центральной избирательной комиссией РФ четвертым претендентом на самую высокую должность в государстве. До него право быть внесенными в избирательный бюллетень уже получили нынешний Президент Владимир Путин, а также партийные выдвиженцы - депутаты Госдумы Олег Малышкин (ЛДПР) и Николай Харитонов (КПРФ). А вот бывшему главе Центрального банка Виктору Геращенко на этих выборах побороться за первое место уже не придется. Верховный суд оставил в силе решение Центрального избирательного комитета об отказе в регистрации Геращенко в качестве кандидата на президентский пост.
    Под вопросом и регистрация самовыдвиженца Ивана Рыбкина. Не в его пользу говорят предварительные итоги проверки подписных листов. Около 26 процентов подписей, по словам главы ЦИК Александра Вешнякова, недостоверны или недействительны.
 ||  Соб. инф.



Москва в шоке, а Страсбург взывает к «справедливости»

    Проблема терроризма - снова в горячих комментариях мировых СМИ. Мощный взрыв в переполненном вагоне московского метро жутким эхом пронесся по стране. Одна из основных версий - теракт. И потому сумбурные чувства смятения и негодования россиян вольно или невольно обращены к тем, кто готовит и посылает набитых «дурью» фанатиков реализовывать себя в кровавом злодействе. Вновь говорят о Северном Кавказе, где рыщут бандитские группы чеченских боевиков и иностранных наемников.
    Между тем в Страсбурге буквально несколькими днями раньше случился очередной приступ маниакальной озабоченности положением в Чечне. Депутаты Европарламента снялись с теплых мест и понеслись по континенту собирать подписи в поддержку «мирного плана правительства Масхадова», предусматривающего «установление в Чечне временной администрации ООН, вывод всех российских войск и разоружение чеченского сопротивления». Мероприятие идет под лозунгом объединения «людей доброй воли», считающих, что происходящее в этой российской республике «противоречит ценностям, на которых строится современная Европа». Одновременно критикуется поведение Москвы, которая якобы не хочет вести конструктивный диалог с европейскими инициаторами «более справедливого решения чеченской проблемы».
    В столице России незамедлительно отреагировали на инициативу Европарламента. Председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Константин Косачев назвал ее «абсолютно маргинальной, ничтожной с точки зрения международного права». Он сказал, что эта идея «не будет иметь никаких последствий», указав при этом на первоисточник - Транснациональную радикальную партию. По его словам, еще в середине января была предпринята попытка «вбросить» аналогичный текст в виде резолюции Европарламента, но потом она не получила никакого развития, даже не была поставлена на голосование.
    Что могло подтолкнуть европарламентариев к новым телодвижениям вокруг чеченской темы? Сомнительно, что искреннее стремление ускорить нормализацию обстановки в республике. В России по сему поводу есть твердое мнение: Чечня - хорошо известная, привычная для всех проблема, муссировать ее удобно, демонстрируя усердие на поприще защиты «несправедливо обиженных». Через четыре месяца - выборы в Европарламент. Проявить себя сейчас, оставив свежий след в памяти избирателей, значит присовокупить лишнюю копейку к своему политическому капиталу.
    Нет сомнений в том, что и взрыв в Московском метрополитене депутаты Европарламента используют в качестве аргумента в пользу «демократического решения» чеченской проблемы. Дескать, надо уступить масхадовцам, пойти с ними на переговоры, и тогда, может быть, теракты прекратятся. Опережая эти сопливые советы, напомним, что опыт умиротворения людей-волков нами уже освоен. В свое время Грозный получил карт-бланш на реализацию своих замыслов по подъему и переустройству республики. По сути ему была предоставлена чуть ли не полная независимость. Однако столь кардинальный поворот в судьбе Чечни лишь вдохновил ее тогдашних лидеров на экспансию террора.
    И потом - о каком еще «демократическом» решении может идти речь, если в Чечне исправно действуют всенародно избранный президент и абсолютно законное правительство? Если там налаживается нормальная жизнь и к родным очагам возвращаются беженцы, уставшие от походной жизни и подвешенного состояния. Чеченцам надо помочь закрепить на своей земле созидательный настрой, выветрить гнилой дух паразитизма, приумножить лучшие национальные традиции - в этом направлении следовало бы поусердствовать правозащитникам, а не в разлагающих разговорах о новом политическом переделе.
    Не в те адреса шлют свои призывы страсбургские умиротворители. Им бы поглядеть туда, откуда идет помощь кавказским бандитам. Да поставить вопрос ребром о санкциях в отношении тех стран, правительства которых попустительствуют международной террористической мафии. Адреса известны. На днях их назвал агентству ИТАР-ТАСС высокопоставленный источник в Министерстве обороны: страны Персидского залива и Ближнего Востока. «Мы убиваем граждан Турции с оружием в руках на территории Чечни. Это государство, входящее в Североатлантический альянс, не предпринимает адекватных действий для того, чтобы предотвратить инфильтрацию боевиков в Россию, являющуюся партнером НАТО и активным участником международной антитеррористической коалиции», - указал он.
    В подтверждение слов представителя Минобороны на территории Чечни был ликвидирован иностранный наемник. Им оказался гражданин Турции, имевший при себе паспорт с визами, выданными консульскими службами Пакистана и Грузии. В ближайшее время документы турецкого гражданина будут продемонстрированы журналистам в Москве, как уже было сделано в прошлом году после ликвидации банды иностранных наемников в Дагестане.
    Со ссылкой на анонимный источник в российских спецслужбах агентство ИТАР-ТАСС также сообщило, что смертников для осуществления терактов на Северном Кавказе и в других регионах России готовят инструкторы «Аль-Каиды» и других экстремистских организаций. Указываются и конкретные лица, оплачивающие «работу» террористов: глава арабских эмиссаров «Аль-Каиды» в Чечне Абу аль-Валид и распорядитель финансовых потоков международных террористов Абу Омар ас-Сейф. Подобные теракты, полагают российские эксперты по антитерроризму, планируются и осуществляются так называемой исламской бригадой террористов «Риядус-салихийн» под руководством Басаева. Ставка террористами делается на получение максимального политического резонанса вследствие массовой гибели мирных жителей.
 ||  Вадим МАРКУШИН.



CD-новости

    
Александр Ливер

    
«Проффессионнал» Концерн «Группа СОЮЗ»





    Александр Ливер - голос легендарной питерской группы «Н.О.М.» («Неформальное Объединение Молодежи»). Если его в шутку называли Федором Шаляпиным XXI века, то после выхода этого альбома - шутки в сторону. В смысле похожести голосов. Но не в смысле «долой улыбки»! Наряду с песнями о несбывшихся мечтах и покинутой родине здесь есть и шуточные композиции - «Железнодорожная баллада», «Песенка состарившихся рок-музыкантов», «Школьные истории» №1 и №2.






    
Cirque Du Pevzner

    
«Вещь» В. Певзнер/Bad Taste





    Это шансон Дмитрия Певзнера, живущего в США и недавно посетившего Отечество. В свое время он состоял в «Бригаде С.» и, полагаю, никто лучше бывшего фронтмена этой группы Гарика Сукачева о нем не скажет: «Я знаю его с юных лет, когда мы с Димой много общались и были очень дружны, кстати, мы с ним когда-то вместе написали такие вещи, как «Моя маленькая бэби», «Гады». Я считал и сейчас считаю его одним из самых интересных и ярких поэтов того времени».







Редакции газеты «Красная звезда» требуются:

    верстальщица (QuarkXPress), наборщица на ПЭВМ. Возможно обучение в процессе работы. Режим работы: через день.
    Тел.: 941-22-48, 941-23-75.

Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства