на главную страницу

10 Феврапя 2004 года

Тема номера

Вторник

РОССИЯ - НАТО:
искомый запас прочности

Вадим МАРКУШИН.



Одна из острейших проблем современности, масштаб которой до недавнего времени осознавался не всеми, – создание всеобъемлющей системы противодействия международному терроризму. Тезис о необходимости создания на антитеррористическом направлении запаса прочности ранее звучал неоднократно. Но лишь сегодня общая линия на укрепление широкого международного союза против террора получает всемирную поддержку. С такой мысли начал свое выступление на 40-й Международной конференции по вопросам политики безопасности министр обороны России Сергей Иванов. Как мы уже сообщали, она проходила в Мюнхене в конце прошлой недели и привлекла к себе пристальное внимание многих наблюдателей.

     Тема борьбы с международным терроризмом, затронутая в докладе Сергея Иванова, оказалась в связи с последними московскими событиями на самом острие. Соответственно она сфокусировала на себе аналитические взгляды заинтересованных экспертов, которые пытаются все эти последние годы определить оптимальные подходы к организованному в мировом масштабе противодействию терроризму. Данная задача, как показала жизнь, отнюдь не легкая даже в теоретическом плане. Тем более в практическом выполнении. Неоспорим лишь главный принцип, на который российский министр указал: ответ глобальной угрозе должен даваться комплексно - как в рамках существующих постоянных механизмов, так и на основе временных коалиций. Причем последние будут играть все более значительную роль, подчеркнул он, сославшись на наглядный пример совместных действий в Афганистане.
     Говоря о сложности и многогранности современного мира, глава Минобороны РФ заострил внимание участников конференции на таком каверзном вопросе, как допустимость односторонних действий государства или группы государств вне мандата ООН по применению силы прежде всего для борьбы с международным терроризмом. «Считаю, - сказал он, - что партнерство России и НАТО призвано содействовать тому, чтобы применение силы в международных отношениях, в том числе и для борьбы с международным терроризмом, происходило исключительно в поле международного права. Борьба с терроризмом должна быть частью усилий по поддержанию цивилизованного характера современных международных отношений. Бороться с терроризмом неправовыми методами неправильно, да и невозможно».
     На фронте борьбы с терроризмом, отметил Сергей Иванов, есть такие успехи, как разгром «Талибана» и инфраструктур «Аль-Каиды», успешные акции спецслужб России, США и Великобритании по пресечению контрабанды ПЗРК «Игла», формирование системы международного финансового контроля по пресечению каналов подпитки террористов. Однако не сидит без дела и враг. Активизируются международные террористические структуры. Их будто магнитом тянет в Ирак. Перебираются в другие регионы ячейки «Аль-Каиды». Частично восстанавливают боевой потенциал талибы.
     В этом же ряду и проблема Чечни, подчеркнул министр обороны России. Сегодня в этой российской республике уничтожены все крупные формирования террористов и их инфраструктура, идет процесс политического урегулирования, проведен референдум, принята Конституция, избран законный президент. На очереди - избрание чеченского парламента и подписание договора между Федеральным центром и Чеченской Республикой о распределении полномочий с широкими автономными правами для Чечни. Тем не менее в горных районах Чечни и Грузии, по словам Иванова, еще остались отдельные действующие бандформирования, в состав которых входят арабы, турки и даже представители некоторых стран Западной Европы. Проникают они туда вполне определенными путями, о которых российская сторона неоднократно информировала органы соответствующих государств, передавая им паспорта убитых наемников с визами на въезд в Саудовскую Аравию, Пакистан и Грузию.
     Сергей Иванов остановился и на других сферах взаимодействия с западными странами. В частности, он с удовлетворением отметил, что партнерство России с НАТО вышло из возраста «отрочества». И что главная задача сейчас – «превратить механизм «двадцатки» из политического фактора, который уже играет значительную роль в формировании духа современной системы международных отношений, в фактор, который определяет практические действия и альянса, и России в силовой сфере». В этой связи министр обороны призвал «больше проводить практически значимых совместных акций. Причем не только в сфере вспомогательных силовых технологий (спасательные и гуманитарные операции, обмен информацией), но и по основным направлениям деятельности вооруженных сил альянса и России». При этом, по его мнению, «разворот к практической работе уже обозначился».
     В выступлении главы Минобороны РФ отмечен «существенный позитив в области ПРО ТВД». В частности, речь идет о принятой программе работы специальной группы на период до 2005 года, определении конкретных направлений сотрудничества, доработке концепции ПРО ТВД, о совместимости систем ПРО ТВД. Повышение оперативной совместимости, сказал Иванов, является и более общей задачей в области взаимодействия вооруженных формирований России и НАТО. В 2003 году в рамках этого направления было проведено более 20 мероприятий. «Мы готовы продолжать такое сотрудничество, в том числе и в проведении двусторонних совместных учений с так называемой «коалицией желающих» из числа членов НАТО», - подчеркнул он.
     Сергей Иванов обратил внимание коллег на необходимость возобновления диалога между Россией и НАТО по соглашению о статусе сил. В Москве считают, что выход на такое соглашение даст дополнительный импульс развитию сотрудничества в области проведения совместных тренировок, командно-штабных и войсковых учений на базе учебных центров и полигонов, расположенных на национальных территориях. Для развития практического сотрудничества большое значение имеет и рамочное соглашение по спасанию экипажей аварийных подводных лодок, которое было подписано в Мюнхене год назад. По словам министра, это соглашение, хотя и кажется сугубо техническим, однако на деле выводит взаимодействие России и НАТО на совершенно новый практический уровень.
     Другая коллективная задача – нераспространение ОМУ. «Мне кажется, что именно механизм взаимодействия НАТО и России может стать тем инструментом, который позволит добиться существенного качественного прогресса в этой области. Я бы считал важным начать проработку вопросов взаимодействия вначале на военно-политическом, а затем и на военно-техническом уровне по предотвращению применения в террористических целях или вследствие ошибок или аварий различных компонентов ОМУ и ликвидации последствий такого применения», - сказал Иванов. По его словам, Россия и НАТО, не подменяя ООН и МАГАТЭ, «могут выработать на базе механизма «двадцатки» стандарты и технологии осуществления кризисного и превентивного реагирования в подобных случаях».
     В данном контексте глава военного ведомства России обратил внимание участников конференции на ситуацию вокруг Пакистана, которая не может не вызывать беспокойства. Российская сторона, сказал он, уже давно указывает мировому сообществу на существующую опасность распространения ядерных материалов и отдельных компонентов ядерного оружия из этой страны.
     Однако лишь в последнее время для многих стала очевидной вероятность получения из Пакистана ядерных материалов различными странами и режимами, стремящимися стать обладателями ядерного оружия, а также экстремистскими и террористическими группировками, ставящими своей целью создание так называемой грязной бомбы.
     Отдельный пункт доклада Сергея Иванова - военно-техническое сотрудничество, которое, как он считает, находится на начальном этапе, отставая от реализации совместных программ в военно-политической области. Тем не менее существуют очевидные перспективные направления. В том числе в плане создания ПРО ТВД, утилизации боеприпасов, модернизации военной техники советского производства, находящихся на вооружении в странах НАТО.
     Министр обороны РФ указал и на наличие проблем в отношениях с НАТО. Прежде всего это ситуация вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Российская сторона, по его словам, неоднократно заявляла, что не намерена затягивать с ратификацией этого договора. Подтверждением тому является внесение на рассмотрение в Государственную Думу уже два года назад пакета документов, необходимых для ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ. Однако натовские партнеры явно тормозят движение. Сначала они призывали Россию любой ценой выполнить фланговые ограничения по ДОВСЕ. Когда же россияне сделали это, сами к ратификации адаптированного ДОВСЕ не приблизились ни на миллиметр. Затем Москву призвали проявить открытость относительно данных о выводе войск с Северного Кавказа. Но также ничего сами не сделали после того, как россияне отозвались на указанный призыв. А сегодня камнем преткновения стал блок так называемых стамбульских обязательств в той их части, которая к Договору не имеет ни малейшего отношения. И это все понимают. Так же, как понимают, что искусственное втягивание в контекст ДОВСЕ этих проблем только затрудняет поиск приемлемых для всех решений в двустороннем формате.
     «У нас складывается впечатление, что кому-то все это выгодно, и адаптированному ДОВСЕ может быть уготована судьба Договора по ПРО. А стамбульские обязательства, о которых так много говорят, когда речь заходит об адаптированном ДОВСЕ, в этом деле играют лишь вспомогательную, пропагандистскую роль, - сказал Сергей Иванов. - Для нас же ясно одно – в существующем виде режим ДОВСЕ уже не в состоянии поддерживать стабильность и баланс интересов государств-участников в процессе продолжающихся военно-политических изменений в Европе. Прием в НАТО «семерки» новых членов без присоединения четырех из них к режиму Договора окончательно делает систему его ограничительных положений несовершенной, слабо эффективной и оторванной от реальной действительности».
     В этой связи министр обороны РФ напомнил представителям НАТО, что с расширением альянса они начинают оперировать в зоне жизненно важных интересов России. И потому должны реально, а не на словах учитывать обеспокоенности россиян, проявляя ту открытость, к которой они сами призывают Россию. «Разумеется, мы не собираемся вмешиваться в политику альянса относительно расширения его членства. Не собираемся диктовать свои условия кандидатам на вступление в НАТО. Но у нас есть права, вытекающие из нашего участия в ДОВСЕ, и мы намерены ими воспользоваться», - подчеркнул Сергей Иванов.
     Продолжая свою мысль об открытости российской военной политики, министр обороны привел в качестве образца обнародованный документ «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил». Это, по его словам, потребовало серьезных усилий, но Россия как демократическое государство смогла преодолеть прежние стереотипы. «Этот документ делает очень многое в российском военном планировании прозрачным и для российского общества, и для наших партнеров. Очень надеюсь на то, что альянс в качестве ответного шага будет демонстрировать в дальнейшем столь же высокую степень открытости», - заявил Сергей Иванов.

     На снимках: от «круглого стола» – к практическим действиям. Слева – зал заседаний мюнхенской конференции; справа - российские и французские моряки в ходе совместных учений.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service