на главную страницу

10 Феврапя 2004 года

ОПЫТ

Вторник

Виртуальная «ловля дельфинов»

Владимир СТРАШКО.



Машина подкатила к финишу и замерла. Упражнение, выполнявшееся на многокилометровой ухабистой трассе, усеянной препятствиями, позади. Но в памяти механика-водителя БМП вновь и вновь всплывает допущенная грубая ошибка, когда он, не скинув скорость на подъеме, со всего размаха бросил «стального коня» в заполненную грязью рытвину и, зацепив днищем грунт, разбил подвеску. На языке профессионалов-инструкторов эта распространенная ошибка имеет свое название: «поймать дельфина». Сейчас бы самое время вооружиться инструментом и начать ремонт… Но вместо этого сиденье механика-водителя уже занимал следующий обучаемый, ведь упражнение выполнялось на тренажерном комплексе.

     Еще в прошлом году в учебном мотострелковом полку, которым командует полковник Павел Жуков, обучение механиков-водителей БМП было организовано с использованием компьютерных тренажеров последнего поколения. Контрольная проверка показала, что виртуальное вождение техники позволило более успешно сдать экзамены выпускникам учебной части, нежели в былые времена. Если раньше по данной дисциплине неудовлетворительные оценки получали 12 процентов выпускников «учебки», то с оснащением компьютерными тренажерами на каждые сто специалистов приходится лишь по одному аутсайдеру.
     Впрочем, активно применяя тренажеры, командование части делало ставку не столько на повышение уровня индивидуальной выучки курсантов, сколько на общий результат обучения всех подразделений, готовящих механиков-водителей БМП. В 2004 году потребность в выпускниках «учебки» в ДВО по данной специальности выросла, и было принято решение развернуть на базе полка дополнительную учебную роту. А такого рода пополнение курсантских рядов непременно ведет к увеличению нагрузки на технику учебно-боевой группы полка да и на обучающий состав. Установленные новые тренажеры во многом свели трудности на нет.
     В учебном классе будущий специалист учится контролировать показания приборов, следить за маршрутом движения через триплекс, управлять рычагами и агрегатами машины. Имитировать подачу звукового сигнала, спектр шумов работающих агрегатов и двигателя в различных режимах позволяет акустическая система. Динамический эффект движения обеспечивается перегрузками при колебании кабины на так называемой люльке в результате переключения органов управления. Все эти виды информации взаимосвязаны и изменяются в зависимости от внешней обстановки и действий обучаемого. В общем, у обучаемого создается полный эффект присутствия на полигоне. И именно приближенные к реальности условия выполнения упражнения на тренажерах ТТВ-675К позволяют успешно справляться с задачей поддержания на необходимом уровне навыков механиков-водителей БМП.
     Относительно простой в эксплуатации тренажер позволяет инструктору при помощи компьютерной «мыши» выбирать режим работы, регистрировать обучаемого, задавать условия обучения и ставить задачу механику-водителю. Заданные условия вождения могут быть повторены несколько раз, причем программа позволяет произвольно менять элементы упражнения. «Перед тем как пустить курсанта на «холодное вождение», – говорит полковник Жуков, – каждый взвод успевает отработать на тренажерах навыки по три-четыре раза. Благодаря этому курсанты уже знакомы с техникой управления боевой машиной и умеют преодолевать препятствия». Однако, по словам инструкторов, тренажеры помогают курсантам не только получить практические навыки, но и преодолеть психологический барьер, боязнь и неуверенность при практическом вождении боевой техники. А это – едва ли не главнейшее условие для эффективного усвоения учебного материала.
     Бесспорным достоинством компьютерных тренажеров является их универсальность. Ряд учебных упражнений, а также зачеты по практике можно проводить на различной местности, в любое время года и суток. Это позволяет готовить специалистов для выполнения задач на конкретном театре боевых действий, в любых погодных и климатических условиях. Работать легче стало и руководителям занятий. Функции командира взвода теперь сводятся к контролю, выработке и принятию правильных методических решений в обучении личного состава. Такую информацию в условиях реального вождения получить довольно трудно, так как досконально проконтролировать действия механика-водителя на танкодроме попросту невозможно. На тренажерах же курсанты под руководством офицера могут в спокойной обстановке закрепить пройденный материал: пока одни изучают документы, четверо водят машины.
     Разработанное программное обеспечение контролирует действия обучаемого, фиксирует допущенные ошибки и выставляет оценку по форме ведомости учета результатов вождения боевых машин. Для отчета ведомость распечатывается на принтере и хранится у командира взвода. Офицер анализирует результаты выполнения упражнений и с учетом выявленных недостатков планирует последующие занятия. Всего за два часа взвод может полностью отработать отдельные навыки вождения. Еженедельно в каждой учебной роте подводятся итоги, где особое внимание уделяется разбору качества подготовки механиков-водителей, указываются наиболее характерные ошибки. В дальнейшем техническая служба и учебное отделение полка собирают эти данные и вырабатывают методические рекомендации за период обучения.
     Как сообщил начальник ОУЦ ДВО полковник Андрей Чечеватов, сегодня подобные тренажеры находятся в двух учебных полках: мотострелковом и танковом. Благодаря чему уровень подготовки механиков-водителей БМП и танка Т-80 заметно вырос. Но, к сожалению, из-за отсутствия тренажеров к танкам Т-62 страдает подготовка механиков-водителей данной техники.
     В ближайшее время в части окружного учебного центра поступят еще четыре тренажерных комплекта: по два для танкистов и мотострелков. Также планируется создание тренажерного комплекса в автопарке соединения для подготовки механиков-водителей МТЛБ. Это порождает надежду на то, что качество подготовки специалистов возрастет.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service