на главную страницу

11 Февраля 2004 года

Пульс планеты

Среда

Россия —— Грузия: диспозиции и перспективы

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда». Фото автора.



В Москве с официальным визитом находится президент Грузии Михаил Саакашвили. Сегодня запланированы встречи грузинского лидера с Президентом РФ Владимиром Путиным и другими официальными лицами России.

     Накануне Саакашвили заявлял, что цель визита в Москву - заложить положительную тенденцию для будущего развития отношений между Россией и Грузией. «Все накопившиеся между двумя странами проблемы невозможно решить за один день. Но то, что мы можем сделать на этом этапе, - это начать обсуждать эти проблемы», - сказал он. В общем, проблемный характер московских переговоров нового грузинского лидера предопределен. Их обозначение предварим существенным замечанием. Как известно, об «обреченности на успех» этого визита в отличие, скажем, от недавно состоявшегося визита в Россию президента Азербайджана Ильхама Алиева никто прогнозов не давал. Однако на самом деле такую возможность полностью исключить было бы неправильно. Ибо на фоне неудач своего предшественника, вконец испортившего отношения с Москвой, новому грузинскому лидеру отнюдь не помешал бы облик лидера нации, восстановившего нормальные связи со своим историческим северным соседом. Грузинский народ уважает тех лидеров, которые умеют договариваться с центрами силы, и Саакашвили конечно же это знает.
     В последние годы у всех на виду три блока проблем в российско-грузинских отношениях. Один из них связан с пребыванием наших военных баз на грузинской территории, другой – с грузино-абхазским и грузино-осетинским конфликтами, третий – с угрозой терроризма, исходящей с территории Грузии.
     Официальный Тбилиси, как известно, настаивает на выводе баз, но вот уже несколько месяцев подряд все заявления, звучащие на этот счет из грузинской столицы, ближе к риторике, чем к реальной политике, поскольку двусторонние переговоры по военным вопросам после состоявшихся восьми раундов прервались. Находясь в Германии, министр обороны РФ Сергей Иванов коснулся темы различных сроков вывода российских войск из Грузии, которые называются в настоящее время. При этом он выразил уверенность, что так продолжится до тех пор, пока не будут заключены два соглашения между Россией и Грузией: о сроках вывода российских баз и о порядке их функционирования до вывода.
     Что касается нашей позиции, то Министерство обороны России в вопросе вывода войск исходит из реальных сроков. До вывода баз необходимо полностью обустроить места их будущей дислокации на территории России, обеспечив военнослужащих жильем. Как не раз заявлял Сергей Иванов, «повторения приснопамятных времен вывода российских войск из Германии в чистое поле не будет».
     
«Рассчитываю, что российско-грузинские отношения будут развиваться на основе реального добрососедского взаимодействия, в интересах укрепления стабильности и безопасности на Кавказе».
     Президент РФ Владимир ПУТИН.

     Кроме того, необходимо исходить из финансовых возможностей России и существующего в нашей стране порядка формирования бюджетных расходов на оборону. Дополнительные ассигнования на обустройство баз Министерству обороны могут быть выделены только после подписания соответствующего договора между Россией и Грузией и его ратификации Государственной Думой.
     Грузинская сторона, как известно, сейчас говорит о трехлетнем сроке, которого с ее точки зрения достаточно для вывода наших баз из Ахалкалаки и Батуми. Скорее всего, эта позиция основывается не на технических расчетах грузинских военных экспертов (возможно, этих расчетов в документальном виде в минобороны Грузии нет вообще), а на убеждении грузинского руководства в том, что целью российской стороны является как можно дальше отодвинуть время вывода. На самом деле, как не раз заявляли представители Министерства обороны РФ, российская сторона не ставит перед собою цель сохранить военное присутствие в Грузии навсегда. Так что политический торг здесь неуместен.
     В то же время Россия не может безразлично относиться к увеличению на территории Грузии военного присутствия третьих стран и, в частности, к намерению США сделать пребывание своих военных на грузинской территории бессрочным. Вряд ли обсуждение этой темы в Москве произойдет по инициативе грузинской стороны. Но тема, скорее всего, будет затронута.
     Если военные базы в Ахалкалаки и Батуми являются предметом лишь двустороннего обсуждения (хотя, конечно, не стоит забывать, что на этот счет имелись заявления и представителей американской администрации), то абхазскую и югоосетинскую проблему в процессе двусторонних российско-грузинских переговоров не решишь. Участниками переговорного процесса здесь не могут не быть Сухуми и Цхинвали, а также ООН и ОБСЕ, представители которых осуществляют наблюдение в зонах конфликтов.
     Саакашвили, как известно, делал разноречивые заявления по поводу способов восстановления территориальной целостности Грузии. При этом и в Цхинвали, и в Сухуми гораздо более внимательно и настороженно прислушиваются к воинственным тирадам. Применительно к Южной Осетии они сегодня неуместны хотя бы потому, что с середины февраля начнется реализация программы Евросоюза по реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта. Протокол о реализации этой программы, для финансирования которой Евросоюз выделяет 2,5 млн. евро, подписали представители Грузии, Южной Осетии, России, Северной Осетии - Алании, ОБСЕ и ЕС. Реализация данного проекта может сыграть важную роль в развитии процесса мирного урегулирования последствий грузино-осетинского вооруженного конфликта 1989-1992 годов, восстановив доверие между конфликтующими сторонами. Иными словами, все участники урегулирования заинтересованы в том, чтобы в этом регионе было спокойно. Конкретные шаги для этого предпринимают и Россия, и Евросоюз, они уверены в том, что альтернативы мирному урегулированию конфликта нет. Так что воинственная риторика, к которой порою прибегает грузинское руководство, при наличии подписи грузинской стороны в протоколе о реализации упомянутой программы звучит как-то странно.
     Россия хочет спокойствия у своих границ на юго-осетинском направлении и обеспечивает его всеми имеющимися средствами, в том числе и присутствием в зоне конфликта российского батальона в составе Смешанных сил по поддержанию мира. Официальный Тбилиси желает вернуть Южную Осетию под свой контроль. Если грузинская сторона остановится на силовом варианте, то интересы России и Грузии разойдутся принципиально, поскольку новая война в регионе резко обострит ситуацию на южных рубежах нашей страны. Кроме того, нельзя не учитывать и тот факт, что из почти 100-тысячного населения Южной Осетии гражданами России являются около
     95 процентов. По словам президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, «остальные, включая грузинское население, уже подали заявления на получение российского гражданства». Любая уважающая себя страна должна делать все для обеспечения безопасности собственных граждан. В данном контексте это суждение – больше чем трюизм.
     В Абхазии также относительно велика доля российских граждан среди местного населения. Эта республика тоже находится у южных рубежей России. В зоне грузино-абхазского конфликта также работают международные наблюдатели, и, во многом основываясь на их информации, ООН в качестве единственного из перспективных способов разрешения конфликта называет политические переговоры сторон. 30 января на заседании Совета Безопасности ООН единогласно принята резолюция № 1524, в соответствии с которой мандат миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) продлен на очередные шесть месяцев - до 31 июля 2004 года. В резолюции зафиксировано, что мандат МООННГ связан с мандатом Коллективных сил по поддержанию мира СНГ в зоне грузино-абхазского конфликта. При этом Совет Безопасности вновь подтвердил свою поддержку деятельности КСПМ СНГ, которые фактически состоят из подразделений Российской армии. Совбез ООН призвал стороны заявить о своем отказе от воинственной риторики и выступлений в поддержку военных вариантов решения конфликта, а также деятельности незаконных вооруженных групп. Принятая резолюция подтверждает приоритетность мер укрепления доверия между грузинской и абхазской сторонами как имеющих ключевое значение для достижения взаимопонимания сторон и проведения в конечном итоге предметных переговоров по всеобъемлющему политическому урегулированию.
     В то же время в Абхазии не верят в стремление новых тбилисских властей миром уладить существующие между сторонами разногласия. О том, что подозрения Сухуми не лишены оснований, говорят широко обнародованные планы грузинского пограничного департамента перекрыть в 2004 году доступ судов в акватории портов Абхазии. В Сухуми очень серьезно к этому относятся, полагая, что попытки установить морскую блокаду приведут к возобновлению вооруженного конфликта. При этом, по словам абхазского министра обороны Вячеслава Эшба, «военно-морские силы Абхазии сейчас разрабатывают план адекватных действий на случай попытки грузинской стороны перекрыть доступ судам в порты республики». По мнению главы абхазского военного ведомства, потенциала военно-морских сил республики достаточно, чтобы не допустить перекрытия абхазской акватории.
     Пикантность ситуации на море заключается в том, что, с одной стороны, у грузинских политиков в этом плане большая надежда на Турцию (буквально в эти дни перспективы сотрудничества должны обсуждать руководители служб береговой охраны Грузии и Турции). Однако, с другой стороны, в территориальные воды Грузии на абхазском направлении зачастую идут суда, принадлежащие именно турецким фирмам. Охотно ли станут турецкие «морские волки» готовить в своих учебных центрах кадры для грузинской службы береговой охраны, чтобы натасканные грузинские парни брали на абордаж рыболовецкие и прочие гражданские суда Турции? Однозначного ответа нет. Впрочем, эта проблема находится за рамками российско-грузинских отношений, для налаживания которых прибыл в Москву Саакашвили.
     Можно также с уверенностью предположить, что в ходе переговоров в Москве российская сторона поднимет вопрос об активизации совместных действий, направленных на искоренение терроризма. Не секрет, что Панкисское ущелье для части действующих в Чечне боевиков по-прежнему является чем-то вроде базы отдыха. Кроме того, Россию не могут не беспокоить факты беспрепятственной выдачи грузинских виз лицам, которые затем, переправляясь в Чечню, пополняют изрядно поредевшие в последние месяцы ряды боевиков. Аргумент, что на «фэйсе» у этих гостей Грузии ничего не написано, несерьезен, ведь грузинские пограничники не только запускают их в страну, но и беспрепятственно выпускают из нее, в том числе на чеченском участке, уже вооруженными до зубов.
     Учитывая, что реальная власть Тбилиси не распространяется не только на абхазскую и юго-осетинскую территории, но и на Аджарию, можно предположить, что именно восстановление территориальной целостности страны и участие в этом процессе России грузинская делегация превратит в одну из основных тем переговоров в Москве. Однако самой важной для Тбилиси составляющей во взаимоотношениях с Россией является не проблема абхазского, юго-осетинского, аджарского или самцхе-джавахетского сепаратизма, а экономика. Ибо даже в тех грузинских районах, на которые распространяется юрисдикция Тбилиси, социально-экономическая ситуация весьма напряжена. Так, в начале февраля забастовали учителя около половины школ Кутаиси (второго по величине города Грузии), незадолго до этого в Зугдиди акцию протеста проводили беженцы из Абхазии. Учителя требовали ликвидировать долги по зарплате, беженцы - долги по пособиям. Полный провал в социальной политике приводит к тому, что акции протеста в разных районах Грузии проводятся постоянно. Для небольшой по территории страны это всегда чревато переносом протестных действий в столицу и новыми, уже не столь бархатными революциями. Конечно, борьба с коррупцией, развернутая Саакашвили с первых дней пребывания на президентском посту, может восприниматься населением позитивно. Но посадка проворовавшихся министров за решетку снижает протестный потенциал живущего в нищете народа лишь на время. При отсутствии успехов в экономическом развитии страны не может быть сильной социальной политики и рост недовольства властью неизбежен.
     По данным ООН, Грузия сегодня - самое бедное государство на постсоветском пространстве. Уровень внутреннего валового продукта Грузии на душу населения не превышает 400 долларов в год, и по этому показателю некогда процветавшая закавказская республика входит в список бедных стран мира, соседствуя с такими государствами, как Судан, Эфиопия, Шри-Ланка и т.п. Напомним, что беднейшими странами ООН называет те, ежедневный уровень дохода на душу населения в которых не превышает одного доллара. И хотя уровень жизни в Грузии несколько выше, чем в той же Руанде или в Намибии, для того чтобы выйти из числа беднейших стран в ближайшее десятилетие, ее ВВП должен показывать ежегодные темпы роста не менее 14 процентов. Такие перспективы сейчас представляются не слишком реальными, хотя за последние два года, по данным Всемирного банка, республика показывала около 8 процентов в год.
     Грузинский внешний долг в настоящее время составляет более 1,5 млрд. долларов, то есть более 90 процентов всего ВВП Грузии. Из этой суммы России она должна только 157 млн. долларов за газ и электричество. Но как бы ни зависела сегодня экономика Грузии от США и Турции (именно эти две страны наряду с международными финансовыми организациями являются сегодня основными кредиторами Грузии), ее зависимость от России остается колоссальной. И дело тут не столько в прямых российских инвестициях (их объемы невелики), сколько в дешевых энергоносителях из России, фактической безальтернативности российского рынка для грузинских товаров и в миллиарде долларов национального дохода, образующегося за счет тех грузинских граждан, которые работают в России и переправляют деньги своим родственникам в Грузию.
     Без налаживания тесных экономических взаимосвязей с Россией грузинская экономика вряд ли выберется из того плачевного состояния, в котором находится сейчас. И если грузинское руководство не будет пытаться ущемлять политические интересы России на Кавказе, ничто не помешает масштабному восстановлению торгово-экономических взаимосвязей и, следовательно, сохранению Грузии на карте мира и возрождению как многонациональной страны, в которой стабильная власть сможет обеспечить условия для достойной жизни всем согражданам.
     На снимке: без российских миротворцев Кодорское ущелье патрулировать небезопасно.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service