на главную страницу

13 Февраля 2004 года

История Отечества

Пятница

Контингент высокой пробы

15 февраля исполняется 15 лет, как мы вышли из Афганистана

Виталий МОРОЗ, «Красная звезда».



     Политическая оценка нашей военной миссии в Афганистане известна. Кто только ни высказывался по этому поводу. Сколько гнева, недоумения, осуждения в иных словах! Но никто и ничто не принудит нас отнести это к армии. Солдат войну не выбирает. Солдат, что бы ни выпало на его долю, верой и правдой служит Отечеству, которому присягнул. В Афганистане родная армия виделась мне такой, какой знал ее всегда, какой гордился. Способной решать оперативные задачи неимоверной сложности. Обладающей тем внутренним единством, которое стирает служебные, социальные, национальные различия. Измеряющей все, что ей поручено, на тончайших нравственных весах. Ее приучили и к этому. И какие бы оценки той войны в устах мыслителей нового времени ни звучали, главный вывод останется неизменным: совесть миллиона советских людей, прошедших афганское горнило, чиста. Подвиг их высок и благороден.
     Никто там, на чужой земле, не мыслил себя покорителем. Мы шли туда, чтобы плечом к плечу с афганцами тушить пожар в их доме, чтобы уберечь от огня границы собственного Отечества. Горько, но это не удалось. Но нет в том вины наших войск. Они сделали все, что могли, что им было приказано.
     15 лет тому назад Боевое Знамя 40-й армии, ничем не запятнанное, вернулось на родную землю. Под этим знаменем доблестно проявили себя разные по характеру командующие новой формации. Генерал-лейтенантов Ю. Тухаринова, Б. Ткача, В. Ермакова,
     Л. Генералова, И. Родионова,
     В. Дубынина, Б. Громова сроднили не только должность, но и самоотверженность, профессионализм, умение работать с людьми, военный талант. Совместной службой с ними гордятся тысячи и тысячи однополчан.
     Война в Афганистане особенна и тем, что в рядах нашей армии еще оставались участники Великой Отечественной войны, последние представители самого героического поколения в нашей истории. Их было уже немного. Но сколь значимыми для войск были их бесценный опыт, их видение ситуации, решения, советы, их воля и личный пример. Имена С. Соколова, В. Варенникова, М. Сорокина, Г. Салманова, А. Майорова,
     М. Гареева, В. Меримского – всех, чья юность прошла в окопах самой кровопролитной войны двадцатого века, навсегда связаны и с Афганистаном. Там трагически оборвалась жизнь генерал-лейтенанта
     П. Шкидченко, четырежды раненного в сорок первом. Подвиги не меркнут. Героем Российской Федерации генерал Шкидченко стал спустя годы после гибели.
     В те скупые на информацию, детали, обделенные правдой годы страна все же узнала многих из своих сыновей, геройски сражавшихся вдали от дома, – П. Грачева, А. Слюсаря, А. Руцкого,
     Е. Высоцкого, В. Павлова, В. Востротина, В. Очирова, Н. Акрамова... Да разве всех их – пехотинцев, десантников, авиаторов – перечислишь.
     Все они в те дни подчеркивали: наш солдат превзошел их ожидания. Именно он, рядовой той войны, и был на ней главным подвижником. Поначалу ведь были сомнения, не верилось, что вчерашний десятиклассник, порой ничего тяжелее школьного ранца до призыва не таскавший, впервые в жизни увидевший горы только в Афганистане, будет способен забираться на головокружительные скалы с двухпудовой выкладкой, долбить камень, когда кровь и без того молотками стучит в висках, терпеть жгучую жажду, не терять самообладания под прицельным огнем... Афганистан развеял тревоги. Афганистан убедил: качества, которыми в нашем солдате восхищался еще Суворов, не утеряны. Разбудить их в нашем человеке, даже юном, знающем жизнь по учебникам, способно обостренное чувство долга. В Афганистане многие впервые на своем веку перешагнули через «не могу», потому что «надо!» стучалось в сердце сильнее.
     Вспоминаю встречу с десантниками братьями-близнецами Виктором и Николаем Якушкиными. Один из этих крепышей был мастером спорта, другой – кандидатом в мастера. До армии преподавали в школе физкультуру. Даже они признавались: тяжело. Виктор рассказывал, как под пулями отрывал каской окоп. После боя, говорил он, представил себя со стороны и рассмеялся. А тогда в глазах от напряжения темнело...
     Помню беседы с рядовым Минзахиром Миннебаевым. В одном из рейдов этот паренек из Куйбышева закрыл собой командира. Мне тогда думалось: вот вернется солдат домой и никто, кроме самых близких, не узнает, какие страшные следы оставил Афганистан на его теле. Солдата полк представлял к самой высокой награде. Пришел же орден Красной Звезды. Видимо, кто-то вдали от полка даже мысленно не увидел тех ран, которые навсегда отобрали здоровье у парня.
     Перед глазами бесстрашный разведчик Рустам Алимбаев. Спустя годы я нашел его фамилию и портрет в Книге памяти. Погиб солдат в провинции Фарах, в ночной засаде у иранской границы.
     Не забудешь беседы с младшим сержантом Имрамом Абдулвагаповым, чеченцем из села Гойты, что у Урус-Мартана. Он отлично командовал танком Т-62. Механиком-водителем и заряжающим в экипаже были молдаване Василий Цуркану и Юрий Чиботару, наводчиком – казах Ержан Раимбеков. Сколь дружным, спаянным был этот маленький боевой отряд, как любил и берег свою машину!
     Немало, как говорят, воды утекло с тех пор. И как много чего-то очень важного, казалось, незыблемого, вечного в нас она унесла. Может, и навсегда. Может, и безвозвратно. А ведь с момента вывода войск прошло всего-то пятнадцать лет.
     Ныне границы России проходят у Волгограда, Самары, Оренбурга. Афганистан теперь от нас за тридевять земель. Но мы знаем: что бы там ни происходило, какая бы речь ни звучала в Кабуле, какие бы силы ни брали верх, очень многие из афганцев поминают русских добрым словом.
     Мы и у себя дома, уверен, познавая прошлое с расстояния, впитывая новые уроки истории, будем ценить интернациональный – не убоимся этого слова – подвиг нашего солдата все больше и больше. Все наносное, несправедливое, незаслуженное развеется как дым.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service