на главную страницу

17 Февраля 2004 года

Из зала суда

Вторник

НАВАР... С СОЛДАТСКОГО СТОЛА

Николай АСТАШКИН, «Красная звезда».



     В Ростовском гарнизонном военном суде завершаются слушания по скандально известному делу бывшего начальника продовольственной службы СКВО полковника Сергея Серкина, обвиняемого в превышении должностных полномочий. Из Москвы, где велось предварительное следствие, в Ростов-на-Дону было доставлено более ста томов уголовного дела. По версии следователей Главной военной прокуратуры, которые вели это дело, офицер допустил растрату бюджетных средств в особо крупных размерах, закупая для войск продукты по завышенным ценам. Из предъявленного обвинения следует, что полковник Серкин, возглавлявший продовольственную службу СКВО с декабря 2000-го по октябрь 2002 года, при закупках продуктов питания отдавал предпочтение определенным коммерческим фирмам, получая за это, так сказать, свой процент со сделок.
     Согласно материалам уголовного дела, по его указанию, в частности, были произведены закупки около 3 тысяч тонн свежемороженой рыбы путассу, запрещенной нормативными актами к поставкам в войска. Тем не менее личный состав частей и подразделений округа исправно пичкали этой невкусной и самой дешевой рыбой в течение двух лет.
     Только по данному факту ущерб, причиненный государству, оценивается в 34 миллиона рублей. Рыбу, как выяснилось, закупали по ценам, значительно превышающим среднерыночные. Кроме того, в деле есть и другие эпизоды незаконных сделок, с которых офицер якобы получал хороший навар.
     Впервые с Серкиным я познакомился в начале 1990-х годов, когда он, будучи еще майором, прибыл из Туркестанского военного округа, где служил до этого, в Ростов-на-Дону за новым назначением. Уже тогда в нем без труда заметил хозяйскую сметливость. Качество, безусловно, положительное, но при определенных условиях оно может человека подвести.
     Время тогда, как известно, было тяжелым: «накат» на армию ощущался буквально во всем. Все кругом сыпалось и разваливалось. Сама ситуация как в стране, так и в армии как бы подталкивала многих из тех, кто находился на «хлебных» должностях, в зависимости от их моральных и деловых качеств, воспользоваться возможностями, прикарманить кое-что из того, что принадлежит отнюдь не им, а государству.
     Если помните, именно в тот период появилась расхожая фраза: мол, государство нас всю жизнь обирало, так что ничего с ним не случится, если кое-что возьмем себе на пропитание из его кармана. На мой взгляд, именно тогда, в начале 1990-х, наше общество стало расслаиваться на богатых и бедных. Армия, к сожалению, не стала исключением, так как она, как известно, слепок общества.
     Жить на широкую ногу Серкин начал еще в Армавире, где по приезде из Ташкента возглавил окружные продовольственные склады. Первый навар получил при закупке картофеля. Казалось бы, какая может быть проблема в снабжении этим продуктом питания войск, если Северо-Кавказский военный округ соседствует с самыми изобильными картофельными полями России? Ан нет. В 1995 году Серкин, по-видимому, не без ведома вышестоящих начальников закупает картошку не там, где она подешевле, - в Воронежской, Курской или Липецкой областях, а в... Польше, да еще через белорусских посредников! Как свидетельствуют документы, Серкин со товарищи закупили два железнодорожных состава картофеля якобы по 1.500 рублей за килограмм, тогда как в России в то время «второй хлеб» стоил по 300 рублей за кило.
     В ходе следствия выяснилось, что, польским коммерческим фирмам картофель вместе с перевозками обошелся по 400 рублей за килограмм. Таким образом, в свои карманы Серкин и те, кто его благословил на эту аферу, положили около 100 миллионов рублей.
     Однако вернемся к рыбе. Вот что по поводу качества этого морепродукта говорится в уголовном деле: «...Закупалась рыба путассу неразделанная, с головой, на что СКВО израсходованы значительные бюджетные средства. В то же время данный вид продукции нормами снабжения в Минобороны РФ - Руководством по приготовлению пищи в воинских частях и военно-учебных заведениях и учреждениях армии и флота, утвержденным начальником ЦПУ Минобороны РФ 31 октября 1990 г., не предусмотрен и соответственно не разрешен к поставке и использованию. Путассу - низкокалорийная и даже опасная для здоровья рыба, используемая в основном для кормления пушных зверей».
     За два года полковник Сергей Серкин закупил запрещенной рыбы около 3 тыс. тонн. Чтобы скрыть преступление, он приказал во всех накладных писать следующее: «рыба свежемороженая, неразделанная, с головой, океанических пород». Цена такой «засекреченной» продукции составляла в 2002 году 31 рубль за 1 кг - по отчетным документам. На самом деле красная цена путассу - 8 рублей. Всего на несъедобный продукт было потрачено около 72 млн. рублей. Серкин и его подельники прикарманили 34 млн. рублей.
     Когда этой рыбой были завалены все продовольственные склады СКВО, возмутился начальник тыла округа генерал-майор Александр Соловьев, он отдал распоряжение Серкину возвратить ее поставщику. Разговор об этом состоялся в октябре 2002 года. Вскоре после того разговора полковника Серкина отстранили от должности, вызвали в Центральное продовольственное управление Минобороны, после чего он был допрошен следователями Главной военной прокуратуры и взят под стражу.
     Если вина офицера будет доказана, ему грозит наказание до 7 лет лишения свободы. В минувший понедельник Серкин выступил с последним словом, признав свою вину по статье 293 УК РФ (должностная халатность). Он сказал, что вина вызвана его некомпетентностью и халатностью, отметив, что «согласен с любым обвинительным приговором, не связанным с лишением свободы».
     Как сказал Сергей Серкин, 8 месяцев, проведенных им в тюрьмах, были для него хорошим уроком, для того чтобы понять, что даже должностная халатность не проходит бесследно...
     Приговор Серкину будет объявлен 24 февраля.
     5


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service