на главную страницу

18 Февраля 2004 года

Твои гарнизоны, Россия

Среда

Когда граница рядом

Капитан Олег ВЕРШИНИН. Дальневосточный военный округ.



На Дальнем Востоке много отдаленных гарнизонов, однако похожих на этот - считанные единицы. В советское время здесь существовал укрепрайон. Чтобы понять масштабы УР, достаточно сказать: более семидесяти лет назад его строили 12 тысяч рабочих! Еще недавно здесь кипела жизнь. На «точках» несли боевое дежурство. Но в 1990-х годах воинские части сократили. С орудий сняли двигатели и воздушные устройства, «точки» законсервировали. Буквально за считанные месяцы «металлисты» расхитили все, что осталось без должного пригляда. Выкопали провода от электростанции, сняли даже шпалы. Сейчас единственное воспоминание об укрепрайоне - воинская часть, где командиром полковник Вячеслав Ленский...

     Мотострелковый полк сокращенного состава занимает довольно большую площадь. Основной городок неформально называют «центральной усадьбой». «Северный городок» достался в наследство от другой расформированной части. На территории есть все необходимое для жизнеобеспечения - начиная от столовых и заканчивая котельными.
     Главная проблема легко предсказуема: нехватка личного состава. В полку совсем немного солдат срочной службы. Между тем они несут наряды не только по ротам, столовой и КПП, но и охраняют парки колесной и гусеничной техники. Ежедневно на суточные дежурства и в караул заступает до половины всех военнослужащих. Однако к постоянным нарядам здесь относятся как к неизбежной данности. Выкраивают время и на занятия с личным составом, и на боевую подготовку, и на культурно-досуговые мероприятия.
     Полк дислоцируется на территории поселка городского типа. Раньше этот населенный пункт был обязан своим существованием укрепрайону. После сокращения воинских частей поселок не исчез с лица земли, не зачах. Сегодня он динамично развивается. Открылся новый железнодорожный вокзал, который чем-то напоминает замок из давно забытых сказок. Построен мост через железнодорожное полотно. Обновлены многие здания. Бары и китайские забегаловки - на каждой улице. Есть здесь и компьютерный клуб с выходом в Интернет - такое заведение встретишь далеко не в каждом дальневосточном городке с населением до 30 тысяч человек.
     Причина процветания рядом - Китай. До границы - считанные километры. До недавнего времени в поселке находился один из самых крупных в Приморье китайских рынков. Но сейчас товар перепродают на месте или везут в ближайший город. На железнодорожном вокзале постоянная суета, высятся огромные кучи баулов, набитых всякого рода ширпотребом. От вокзала до пункта назначения товар доставляют на микрогрузовиках и автобусах.
     Для местных жителей такое соседство - единственный способ приемлемого заработка. Здесь существует даже такая специализация - «помогайка». Так местные жители окрестили людей, которые помогают челнокам доставлять товар из Китая в Россию. За рубеж с руководителем группы убывают пять-шесть человек. Им предоставляют бесплатное питание, спиртное, организуют ночевку на сопредельной стороне. На следующий день «помогайки» получают груз - по 50 килограммов ручной клади. Можно и больше, лишь бы сил хватило. Затем возвращаются домой. Расчет «живыми» деньгами - пара сотен рублей за каждые полцентнера.
     Близость Китая не может не отражаться на жизни офицеров и контрактников. Нет, сами военнослужащие, конечно, «помогайками» не устраиваются. Но денежное довольствие контрактников по нашим временам невелико, поэтому их жены порой вынуждены вступать в игру по чужим правилам, мотаться в Китай. Накладывает отпечаток такая схема и на жизнь полка в целом. Порой приходится сталкиваться с неожиданными проблемами, как, например, в прошлом году при подготовке к отопительному сезону. Уголь завезли заранее, еще в мае. Но в ноябре были вакантными 19 мест кочегаров. Люди сейчас умеют считать деньги. Десять поездок в Китай принесут, по самым скромным подсчетам, не меньше 2 тысяч рублей. Кто пойдет на работу в пыль и грязь за полторы тысячи вместе с премиальными? А лишних солдат для работы на кочегарке нет...
     Есть здесь, конечно, и проблемы, обычные для отдаленных гарнизонов. Сложности с вещевым имуществом, с ГСМ, с капитальным ремонтом зданий... Как и в других дальневосточных частях, возникают проблемы с ВПД. Для следования в отпуск в западные районы страны надо приложить немалые усилия. Летом достать билеты на самолет - задачка из разряда многоходовок. Другой вариант - поездка на поезде. Но если младшие офицеры такую роскошь себе позволить могут, то старшие офицеры осторожничают. Семь дней следования до Москвы и семь дней обратно вместе с детьми могут испортить впечатления даже о самом прекрасном отпуске. Поэтому предпочитают не рисковать и берут отпуска в зимний период.
     На запад старшие офицеры переводиться не торопятся. В управлении полка сложился крепкий костяк. Причин тому несколько. Опыт показывает, что при определенной настойчивости все проблемы решаемы. Однако напряженный ритм деятельности личного состава должен компенсироваться полноценным отдыхом. Как и в любом другом поселке городского типа, культурных учреждений здесь не так уж много. Кинобаза давно канула в Лету - ближайшая теперь далековато, добираться сложно и нерентабельно. Бензина, даже по скромным подсчетам, надо не меньше 150 литров. Поэтому смотрят видеофильмы. Устраивают спортивные состязания. Благо для игры в мини-футбол дорогостоящего инвентаря не требуется.
     Во-вторых, торговля в приграничной зоне вывела городок на достаточно высокий жизненный уровень по сравнению со многими другими поселками Дальнего Востока. Хорошо обставить квартиру и стильно одеть семью здесь не проблема. Многие рассчитывают, что вскоре здесь откроется свободная экономическая зона, и уровень жизни еще более возрастет. Еще один плюс: челнокам невыгодно быть в городке только гостями - слишком неудобно и накладно, поэтому растет спрос на квартиры. Цена на них в последние годы ощутимо повысилась.
     Отпадает вопрос трудоустройства - один из наиболее актуальных в отдаленных гарнизонах. Молодым офицерам, правда, устроить жен сложнее, поэтому командование части старается помочь. Было бы только высшее образование. У многих офицеров жены работают в администрации, в таможне. Да и самих офицеров после увольнения в запас охотно берут на работу в любые структуры. Те, кто пошел по этому пути, ничуть не жалеют, что после увольнения остались жить в этом поселке.
     В общем, жизнь рядом с соседним государством наложила отпечаток на все. Многие военнослужащие, особенно молодые, считают отдаленные гарнизоны «дырами», стремятся как можно быстрее перевестись поближе к крупным административным центрам или вовсе уволиться из армии. В этом же полку таких немного. В прошлом году в часть прибыли десять лейтенантов. Все намерены служить как минимум до заключения следующего контракта.
     По иронии судьбы торгаши, сами того не желая, делают доброе дело. Стране приносят прибыль, семьям военнослужащих обеспечивают сносные условия жизни. Вот только роль государства в этом процессе просматривается весьма смутно. Оно предпочитает оставаться в стороне.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства