на главную страницу

18 Февраля 2004 года

«Горячие точки» планеты

Среда

Новая эра Кипра

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



Лидеры греческой и турецкой частей Кипра готовы принять предложенный Организацией Объединенных Наций план объединения острова. Таков итог сложных переговоров при участии президента Республики Кипр Тассоса Пападопулоса и руководителя самопровозглашенной Турецкой Республики Северного Кипра Рауфа Денкташа, состоявшихся в конце минувшей недели в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. На этой неделе они продолжатся в Никосии. Мировое сообщество отмечает, что появился шанс на урегулирование одного из застарелых конфликтов.

     
Разделенный остров


     Кипр был разделен на две части летом 1974 года, когда Турция оккупировала его северную часть (официальная причина оккупации – противодействие военному перевороту с целью присоединения Кипра к Греции, в которой тогда правила хунта «черных полковников»). 40-тысячная турецкая армия начала десантную операцию против суверенного государства – Республики Кипр - 20 июля 1974 года. Уже к 16 августа того же года под контролем турецких войск находилось около 40 процентов всей территории страны. Свыше 200 тысяч греков-киприотов были изгнаны из своих домов в северной части Кипра, около 5 тысяч человек погибли, а почти 2 тысячи греков-киприотов до сих пор считаются пропавшими без вести. Анкара переселила на оккупированную часть Кипра более 70 тысяч жителей из материковой части Турции (в итоге меняется демографический характер не только турко-кипрской общины, но и всего населения на захваченной северной территории). С тех пор Турция отказывается выводить свои войска с острова, а Кипр фактически остается разделенным на северную часть, в которой проживают турки-киприоты, и южную часть, где живут греки-киприоты. Между ними создана небольшая буферная зона, так называемая зеленая линия, которая патрулируется силами ООН.
     В 1983 году турецкий сектор провозгласил себя Турецкой Республикой Северного Кипра, однако признала это «государство» только Турция. Мировое сообщество все это время пыталось решить кипрскую проблему дипломатическими усилиями. Однако безуспешно – все переговоры, которые регулярно организовывала ООН (есть даже пост специального посланника Генерального секретаря ООН на Кипре, в задачи которого входит организация таких переговоров между конфликтующими сторонами), также регулярно проваливались. Не оказывали особого влияния на ситуацию ни усилия ООН (эксперты подсчитали, что Турция с 1974 по 1995 год не выполнила 67 резолюций Совета Безопасности ООН и 12 специальных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН по Кипру, являющемуся членом ООН и пользующемуся международным признанием), ни даже членство Греции, официально поддерживающей Кипр, и Турции в НАТО.
     Последнее, кстати, все это время оставалось особенно мощным подспорьем для критиков как деятельности альянса, так и его перспектив. Действительно, трудно рассчитывать на какую-то способность НАТО к миротворчеству, тем более в глобальном масштабе, если альянс десятилетиями не может или не хочет решить проблему, из-за которой два его собственных члена находятся фактически в состоянии войны. Дело неоднократно доходило до демонстративного приведения войск Греции в повышенную боевую готовность, грозных заявлений о том, что в следующий раз, когда турецкие боевые самолеты «окажутся в воздушном пространстве Греции», они будут уничтожены силами ПВО Греции, проведения обеими сторонами нередко провокационных маневров ВВС и ВМС.
     Сам же Кипр, конечно, с Турцией, имеющей вторые по численности вооруженные силы в НАТО, сравниться не может (регулярные вооруженные силы Кипра – национальная гвардия - 10 тыс. чел., Турции – 515 тыс. военнослужащих). Но кипрская проблема, похоже, уже давно не вопрос самого Кипра, а вопрос выяснения отношений между Грецией и Турцией, за которыми в свою очередь отчетливо просматриваются соответственно Европа и США. И хотя все это время на глазах «демократического мира» оккупация острова продолжалась, ситуация начала меняться с перспективой вступления Кипра в ЕС.

     
По швейцарской модели


     После очередного провала мирных переговоров в 2002 году ООН разработала для урегулирования конфликта на Кипре специальный план. Согласно ему на Кипре должно быть создано единое государство по швейцарской модели, то есть конфедерация, которая будет состоять из двух автономных частей - греческой и турецкой.
     План предполагает переселение этнических групп, имущественный обмен и демилитаризацию обеих общин. Планируется создание президентского совета из шести человек, которые по очереди будут занимать пост главы исполнительной власти страны. Ротация на посту президента и вице-президента будет происходить каждые 10 месяцев. Соотношение между представителями греческой и турецкой общин в президентском совете будет пропорционально соотношению между населением обеих частей Кипра (сегодня соотношение между греческим и турецким населением острова составляет примерно два к одному). При этом от каждой из составных частей конфедерации в совет должны войти как минимум два представителя. Верховный суд страны будет состоять из девяти судей - по три из каждой части острова плюс три иностранца. План не давал ответа на вопрос о границе между двумя автономными образованиями и о возвращении беженцев; предполагалось, что эти аспекты сторонам еще предстоит обсуждать в ходе переговоров. Считается, что если план ООН будет выполнен, то на Кипре появится новая политическая структура с совместными властными институтами при достаточно высокой степени автономности обеих общин, что приведет к окончанию политической изоляции оккупированной турками северной части острова.
     План был представлен греческой и турецкой сторонам, а также представителям стран, чьи войска находятся на Кипре - Турции, Греции и бывшей колониальной метрополии – Великобритании, в ноябре 2002 года. Переговоры о мирном урегулировании (в период председательства Греции в ЕС) увязывались с саммитом союза в Афинах в декабре уже 2003 года (на котором Кипр в числе других стран-кандидатов получил официальное приглашение вступить в Евросоюз), и ЕС, конечно, хотел бы добиться позитивных результатов к этой «исторической» встрече в верхах. Однако, несмотря на мощное давление мирового сообщества, лидеры греческой и турецкой общин отказались принять план ООН к установленному сроку - марту 2003 года.

     
Дипломатические игры


     Более-менее осязаемые перспективы урегулирования тридцатилетнего конфликта появились лишь сейчас. Лидер турков-киприотов Рауф Денкташ занял неожиданно конструктивную позицию - новый импульс переговорам дала перспектива неотвратимого вступления Кипра в ЕС. Стороны согласились с тем, что в апреле нынешнего года в обеих частях Кипра должны быть проведены референдумы по вопросу воссоединения острова. И, в случае одобрения этого предложения, 1 мая уже единый Кипр должен вступить в Евросоюз. Если дипломатические усилия не увенчаются успехом, в ЕС вступит только южная, греческая, часть острова.
     При этом не секрет, что все позиции Денкташа, бессменно правящего Турецкой Республикой Северного Кипра с 1983 года (срок его полномочий официально заканчивается в 2005 году), определяются в Анкаре. А Турция уже давно сама желает стать членом Евросоюза, проводя многочисленные реформы, пытаясь подвести свое общество к стандартам ЕС. Однако Евросоюз во многом благодаря Греции очень жестко увязал все перспективы принятия Турции в свои ряды с кипрским урегулированием. Поэтому сейчас в урегулировании на Кипре особенно заинтересована именно Турция, поскольку перспективы ее собственного вступления в ЕС зависят от того, произойдет ли воссоединение южной и северной частей острова. В Брюсселе исходят из того, что членство Турции в Евросоюзе будет невозможно без предварительного вывода войск с оккупированной территории Республики Кипр, с 1 мая 2004 года становящейся официальным членом ЕС.
     Конечно, сторонам еще предстоят сложные переговоры, особенно по вопросу возврата территорий, собственности и компенсаций. Несомненно, ни на политическом, ни на бытовом уровне тридцатилетнюю оккупацию ни греки, ни турки не забудут, и это еще очень долго будет отравлять жизнь людям. Но решительный шаг, по мнению наблюдателей, все же сделан. Как сказал в этой связи министр иностранных дел Греции Георгиос Папандреу, «в случае успеха кипрского урегулирования в регионе начнется новая эра».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства