на главную страницу

19 Февраля 2004 года

Беспредел

Четверг

Таллин не выполняет обязательств

Алексей ЛЯЩЕНКО.



Накануне официального вступления в НАТО и ЕС Эстония в одностороннем порядке пересматривает заключенные с Россией двусторонние договоры и соглашения. Речь идет, в частности, о межгосударственном договоре о выводе Вооруженных Сил РФ из Эстонии и условиях их временного пребывания на ее территории и межправительственном соглашении по вопросам социальных гарантий военным пенсионерам России на территории этой балтийской республики, заключенных президентами двух стран в 1994 году.

     

     В конце 2003 года эстонский парламент принял поправки к закону «Об иностранцах». Цель поправок в ключевой для десятков тысяч неграждан Эстонии документ - лишить проживающих в республике российских военных пенсионеров и членов их семей возможности получения постоянного вида на жительство в этой стране. А именно - предоставления постоянного вида на жительство военным пенсионерам, уволенным в запас из частей, дислоцировавшихся в Эстонии, было обязательным условием вывода российских войск из этой страны. Однако эстонские власти считают теперь иначе.

     Канцлер права Эстонии (омбудсмен) Аллар Йыкс, выступая на днях в парламенте республики, заявил, что российские военные пенсионеры могут остаться без постоянного вида на жительство в стране. При этом, по его мнению, отказ в предоставлении постоянного вида на жительство военным российским пенсионерам и членам их семей не противоречит ни конституции Эстонии, ни международному праву, ни соглашениям с Россией по вопросам гарантий военным пенсионерам.

     «Согласно принципам международного права, каждое государство имеет право само решать вопросы, связанные с въездом иностранцев на его территорию, их пребыванием и высылкой из страны», - заявил омбудсмен. «Государство имеет право ограничить выдачу видов на жительство известным категориям иностранцев, например, в целях обеспечения государственной безопасности, по демографическим причинам или исходя из иных соображений», - сказал канцлер права. А из конституции страны, по словам чиновника, в чьи обязанности входит надзор за соблюдением прав человека, также не вытекает «безусловного права иностранца проживать в Эстонии и получать вид на жительство». При этом канцлер права ссылался на вердикт государственного суда от 12 сентября 2002 года, согласно которому «соглашения с Россией от 1994 года оставляют на усмотрение внутригосударственного законодательства Эстонии предоставление вида на жительство военным пенсионерам».

     Однако эксперты указывают, что, согласно принципам международного права, условия международного договора, в данном случае ратифицированного парламентами обеих стран соглашения, нельзя изменять или отменять внутренними правовыми актами одной из договаривающихся сторон. Конституция Эстонии в случае противоречий между эстонским законом и международным договором отдает приоритет международному договору.

     Кампания по пересмотру своих обязательств перед Россией, по мнению наблюдателей, направлена на получение Эстонией возможности депортировать российских военных пенсионеров и членов их семей. Люди, служившие в частях Советской Армии, дислоцировавшихся в Эстонии, и уже давно уволенные с военной службы, считаются в этой стране ни много ни мало «угрозой национальной безопасности в виде «пятой колонны». Поэтому, мол, и необходимо принимать меры по ее устранению.

     Уже имеются и прецеденты - эстонские власти приняли решение выслать из страны нескольких пенсионеров, которые раньше служили в Советской Армии, а теперь получают пенсию от российского Минобороны. Гражданства Эстонии они не имеют, а в продлении вида на жительство правительство республики им отказало, наверное, люди, прожившие в Эстонии по двадцать лет, для эстонской государственности исключительно опасны. Приказ о высылке советских отставников был подготовлен департаментом по делам иностранцев МВД республики. Попытки обжаловать его в судах различных инстанций оказались безуспешными.

     Характерно, что официальный Таллин в ситуации с военными пенсионерами, и особенно с бывшими сотрудниками органов безопасности Эстонской ССР, явно переплюнул даже Сталина, к «международному признанию преступлений» которого Эстония уже не первый год призывает мировое сообщество. Тот говорил, что дети не отвечают за родителей, а Эстония считает, что дети пенсионеров также не имеют никакой возможности получить постоянный вид на жительство, потому что они – дети людей, которые Эстонию «оккупировали». Хотя все они оказались в этой стране не по своей воле, а выполняли приказы единого командования единых вооруженных сил единого государства, официальной составной частью которого была Эстония.

     Временный же вид на жительство продлевается лишь в том случае, если отставник не представляет собой «опасности» для эстонского государства. Сама процедура этого процесса унизительна. В числе представляемых документов военнослужащими в запасе и отставке необходимо представить, например, дополнительно к общей анкете-ходатайству анкету, в которой требуется полностью изложить весь послужной список кандидата на получение временного вида на жительство в Вооруженных Силах СССР и России с перечислением войсковых частей, их действительного наименования, места дислокации и занимаемой должности. Вместе с тем все военнослужащие в запасе и отставке и члены их семей, в том числе малолетние дети, обязаны пройти обследование на СПИД, сифилис, туберкулез, психическую полноценность и представить справку от соответствующего специалиста. Также при ходатайстве о получении вида на жительство требуется приложить автобиографию каждого, в том числе и малолетнего, члена семьи бывшего военнослужащего. При этом все эти данные уже отражаются в общей анкете-заявлении.

     Москва неоднократно указывала на «грубые нарушения» эстонской стороной межправительственного договора (это касается не только видов на жительство, но и, к примеру, медицинского обеспечения). Но такая «мелочь», как обязательства, даже в данном случае не перед Россией (официальные власти Эстонии традиционно проводят совсем не пророссийскую политику), а перед иностранным государством, с которым заключен официальный документ, похоже, в Таллине расстраивает немногих. Потому что, несмотря на официальные заявления Москвы, никаких улучшений не видно, более того, ситуация явно усугубляется. К слову, если Эстония берет на себя право в одностороннем порядке без переговоров вносить подобные изменения в законодательство, у другой стороны тоже есть право поступить точно так же. И Москве ничего, по идее, не мешает в таком случае пересмотреть, к примеру, договор о границе, который парафирован, но не подписан, не ратифицирован и в силу поэтому не вступил. Да и о чем можно договариваться со страной, которая не выполняет своих обязательств?

     Эстония игнорирует не только обязательства перед Россией, но и рекомендации, в том числе касающиеся и положения российских военных пенсионеров, крупных международных организаций – ОБСЕ, Совета Европы и его парламентской ассамблеи, которые, по идее, следовало бы выполнять. Таллин этого не делает. Но примечательно, что и сами международные организации не особо спрашивают с эстонских властей результаты «работы над ошибками». Европейские чиновники озабочены процессами расширения ЕС, в который 1 мая этого года официально вступит и Эстония. А европарламентариям вообще не до российских военных пенсионеров, проблем с русскоязычным населением в странах Балтии в целом и невыполнения международных обязательств Эстонии перед Россией. Европарламент, как сообщалось, обсуждает актуальнейшую проблему – степень угрозы киндерсюрпризов для детей и методы борьбы с ней.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service