на главную страницу

19 Февраля 2004 года

Есть проблема

Четверг

Ивановские резервисты

Василий ФАТИГАРОВ, «Красная звезда».



История у этого военкомата особая. 25 марта 1918 года постановлением пленума Иваново-Вознесенского губисполкома по инициативе М.В. Фрунзе был создан губернский комиссариат по военным делам и «опробован» в работе еще до 8 апреля 1918 года, когда Совнарком издал декрет о создании системы военных комиссариатов. До 1919 года военкомат в Иваново и возглавлял сам Михаил Васильевич Фрунзе.
В оргмобуправлении Московского военного округа об областном комиссариате в Иванове самые добрые отзывы. Не так давно он был признан одним из лучших в округе по итогам проведенных мобилизационных учений с реальным призывом граждан на военную службу из запаса. Но проблем здесь, как и везде, хватает. Ими и поделился с нашим корреспондентом облвоенком полковник Владимир СОКОЛОВ.


     - Владимир Александрович, вы почти два года руководите облвоенкоматом. Кто сейчас составляет костяк военнослужащих запаса в области?

     - Прежде всего замечу, что в силу объективных причин резерв постоянно сокращается. В статистических отчетах это — «естественная убыль населения». Она по Ивановской области составляет почти два процента от всех, кто стоит у нас на воинском учете. Количество специалистов 1-й категории запаса из числа «приписников» уменьшается ежегодно на 2–2,5 тысячи человек. Что же касается качественных показателей мобилизационных людских ресурсов, то они продолжают ухудшаться, так как граждане, пребывающие в запасе, по истечении 5—10 лет (в зависимости от сложности имеющейся военно-учетной специальности) утрачивают полученные военные знания, умения и навыки. В настоящее время около 80 процентов граждан, состоящих на воинском учете, относятся ко 2-й категории запаса, т.е. имеют перерыв в военной подготовке более 10 лет и неспособны при мобилизации войти в строй без дополнительной подготовки.
     На возможности подготовки и накопления в запасе ряда специалистов серьезное влияние оказывает большая разница в штатах мирного и военного времени - и по количеству личного состава, и по потребности в конкретных специалистах. В результате этого не представляется возможным по штатам мирного времени подготовить в период прохождения гражданами военной службы и накопить в запасе необходимое количество военно-обученных специалистов. Около 150 воинских специальностей в штатах мирного времени не предусмотрены. Экстерриториальный принцип комплектования войск (сил) также не обеспечивает накопления необходимых специалистов в районах комплектования. Только в 2002 году до 92 процентов граждан было направлено для прохождения срочной военной службы по специальностям, не востребованным в районе комплектования по месту их проживания.
     Показатели состояния ресурсов будут еще более снижаться после перехода на систему комплектования Вооруженных Сил РФ преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (в основном после 2007 г.), так как не будет обеспечиваться накопление достаточных объемов военно-обученных мобилизационных людских ресурсов в районах комплектования войск (сил) за счет граждан, прошедших военную службу по призыву и уволенных с военной службы. В сложившейся ситуации значительно повышается роль военных сборов.
     Так, с 2001 года объемы призыва граждан, пребывающих в запасе, на военные сборы увеличились более чем в 10 раз.

     - И люди без проблем прибывают на эти сборы?

     - Проблемы, к сожалению, есть. Основная из них – отсутствие у граждан заинтересованности повышать свою военную обученность и проходить военные сборы, а у руководителей организаций всех форм собственности – отпускать на такие сборы своих работников. Ведь установленный государством уровень оплаты для граждан и компенсаций организациям несоразмерно низок по отношению к тем деньгам, которые они обычно зарабатывают. Поэтому наибольшие трудности в работе по отбору на военные сборы возникают с гражданами, работающими в негосударственных организациях и имеющими высокий уровень доходов.

     - Как же вы выходите из положения?

     - Для гарантированного выполнения задания по подготовке военнообученных ресурсов ежегодно проводится совещание у губернатора области с привлечением военного комиссара области, глав администраций городов и районов, руководителей ведущих предприятий, руководителей органов УВД и прокуратуры, а также с участием представителей средств массовой информации. В ходе совещания определяются цели и задачи сборовых мероприятий и намечаются пути их решения. Чтобы такая работа была более эффективной, на мой взгляд, необходимо усовершенствовать действующее федеральное законодательство по мобилизационной подготовке, которое не в полной мере отвечает требованиям времени.

     - Но ведь помимо несовершенной нормативно-правовой базы, наверное, существуют и другие объективные и субъективные причины низкой эффективности подготовки граждан на военных сборах?

     - Да, и к объективным причинам в первую очередь относится низкий экономический потенциал государства, который не позволяет на должном уровне финансово и материально обеспечить военные сборы, а гражданам - предоставить социальные льготы и гарантии. В числе субъективных причин - низкая законопослушность граждан и руководителей организаций.
     Вот и приходится военкоматам, чтобы призвать одного человека на военные сборы, отправлять до 5–6 повесток. В результате удается оповестить только одного-двух человек, а прибывает в военный комиссариат в лучшем случае один. Остальные уклоняются от призыва на сборы.

     - Существуют ли, на ваш взгляд, какие-то меры, которые в современных экономических условиях и в рамках правового поля военные комиссары могут применить к уклоняющимся гражданам?

     - Это прежде всего организация целенаправленной практической подготовки руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, территориальных представительств федеральных органов исполнительной власти и руководителей организаций к выполнению ими обязанностей, предусмотренных законодательством в области обороны. Во-вторых, осуществление отбора граждан для призыва на военные сборы, их оповещение жилищно-коммунальными организациями, кадровыми органами организаций. Как показывает опыт, если такой механизм работает без сбоев, эффективность проводимых мероприятий повышается в 2-3 раза. В-третьих, увеличение уровня компенсационных выплат гражданам, призванным на военные сборы, за счет средств, выделенных из местных бюджетов и средств предприятий, а также предоставление им дней отдыха. Нельзя обойтись и без информационного обеспечения военных сборов с участием в этом процессе СМИ, общественных и религиозных организаций. И, конечно, надо обеспечить эффект неотвратимости наказания за ненадлежащее выполнение воинской обязанности. Нужен лишь прецедент наказания одного гражданина или группы граждан за отказ от выполнения воинской обязанности с последующим обнародованием этого факта в средствах массовой информации. Уверен, другим неповадно будет.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service