на главную страницу

20 Февраля 2004 года

Пульс планеты

Пятница

АВАКС над Балтией

Алексей ЛЯЩЕНКО.



Североатлантический альянс начинает осваиваться в своих будущих владениях. 23 – 25 февраля страны Балтии, которые в июне официально станут членами НАТО, посетит с визитом натовский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ), или так называемый АВАКС Е-3 «Сентри». Как сообщается, основная цель визита самолета-разведчика – знакомство офицеров балтийских государств с его возможностями и проверка технологической совместимости оборудования с единой системой наблюдения за воздушным пространством Балтии «Балтнет».

     Натовский АВАКС прилетит с авиабазы альянса в Гейленкирхен (Германия) сначала в Латвию. Там, как сообщают латвийские СМИ, «на западе страны, вдоль ее морского побережья», 23 февраля состоятся его «демонстрационные» полеты. При этом официальная Рига подчеркивает, что полеты самолета-разведчика не будут проводиться вдоль границ России, во время полета «не будет проводиться слежка за объектами на российской территории», а сам локатор «не будет включен на полную мощность».
     24 – 25 февраля самолет-радар посетит Литву, совершив посадку на первой авиабазе ВВС республики в Зокняе. Там пройдет его презентация для командования вооруженных сил и руководства минобороны Литвы. Из Литвы Е-3 отправится в Эстонию, в воздушном пространстве которой также «продемонстрирует свои возможности».
     Самолет Боинг Е-3 «Сентри» представляет собой летающую радиолокационную станцию, устойчивую к различного рода помехам. Авиационная система АВАКС (ДРЛОУ) предназначена главным образом для обнаружения воздушных целей, но может также использоваться в качестве воздушного командного пункта и центра управления. Машина создавалась на основе планера пассажирского самолета «Боинг»-707-300В, над хвостовой частью фюзеляжа которого установили вращающийся круглый обтекатель антенны поисковой РЛС диаметром 9,14 м. Остальные антенны были размещены в крыльях, фюзеляже и хвостовой части. Вместо кресел в пассажирской кабине установили блоки специального оборудования и оснащенные экранами для отображения обстановки рабочие места операторов. Первый опытный самолет поднялся в воздух 5 февраля 1972 г., а первый серийный летающий радар с обозначением Е-3А поступил на вооружение ВВС США 24 марта 1977 г.
     В 2003 году в составе ВВС США насчитывалось 18 самолетов Е-3 различных модификаций. 17 машин Е-3А эксплуатируются НАТО. Все они прошли модернизацию, которая заключалась, в частности, в установке системы радиоэлектронной разведки. Четыре самолета с обозначением Е-3F имеет Франция, пять самолетов Е-3А состоят на вооружении ВВС Саудовской Аравии, семь машин Е-3D «Сентри AEW.Mk.1» - Великобритании.
     АВАКСы чрезвычайно важны для американских военных. Поэтому все имеющиеся на их вооружении машины в 2004 – 2005 годах будут модернизированы. Сообщалось, что в ходе модернизации кабина экипажа по составу оборудования будет соответствовать кабине экипажа пассажирского самолета «Боинг»-737-700, то есть оснащена цифровой авионикой. Кроме того, на эти самолеты будет установлена система «Игл», предназначенная для обнаружения и слежения за полетом тактических ракет. Предполагается, что изменениям подвергнется поисковая РЛС, бортовые компьютеры и навигационные системы. Самолеты также получат новые двигатели.
     
НАША СПРАВКА.

     Самолет ДРЛОУ «Боинг» Е-3 «Сентри» оснащен четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями «Пратт-Уитни». Экипаж самолета – 17 человек: 4 летчика и 13 операторов. Самолет может иметь на двух подкрыльных узлах подвески до 4 управляемых ракет класса «воздух-воздух» «Сайдуиндер». Максимальная скорость на большой высоте – 855 км/ч, практический потолок – 8.840 м, радиус действия 1.610 км (с учетом патрулирования в течение 6 часов без дозаправки топливом в воздухе). Максимальная продолжительность полета без дозаправки в воздухе – более 11 часов.
     
Официальные власти балтийских стран подчеркивают, что «происходящее ни с какой стороны не должно вызывать обеспокоенность России». То есть, по их мнению, полет одного из мощнейших на сегодняшний день комплексов воздушной разведки в непосредственной близости от российских границ Москву волновать не должен. Однако в России это обстоятельство обеспокоенность вызвало. «Верховное главное командование Объединенных вооруженных сил HАТО в Европе планирует отработать боевые задачи в воздушном пространстве Латвии и Литвы с использованием возможностей самолета дальнего радиолокационного обнаружения», - заявил Интерфаксу военно-дипломатический собеседник в Москве. Полеты самолета-шпиона над территорией Латвии и Литвы, по его данным, «позволяют осуществлять глубокую воздушную разведку в Северо-западном регионе России». Напомним, что такую же оценку получил недавний визит натовского АВАКСа и в Грузию.
     Но если в Грузии и вообще на Кавказе военное присутствие НАТО еще не развито, то в странах Балтии оно уже есть. При этом никакой особой инфраструктуры им там дополнительно развертывать и не нужно. Разумеется, модернизация портов и аэродромов, дорожной сети, развертывание стационарных РЛС и разведывательных центров будет продолжаться, но по большому счету эти мероприятия не нужны. Для НАТО гораздо важнее использовать морское и воздушное пространство прибалтов, а не узкую полоску суши. Поэтому системам контроля за ними альянс уделяет особое внимание.
     В Литве, Латвии и Эстонии в рамках единого проекта «Балтнет» завершается создание системы контроля воздушного пространства. Так, американский трехмерный радар TPS-117 (производства «Локхид – Мартин»), который установлен в местечке Аудрини под Резекне, может обнаруживать скоростные малоразмерные воздушные цели, в том числе и боеголовки ракет различных типов на дальности до 500 километров и с высотой полета в 30 километров. Свыше 20 тысяч собранных местными жителями подписей против установки радара никого в Латвии не поколебали. Более того, министр обороны Латвии, как известно, заявил, что протесты населения будет считать впредь «действиями, направленными против государственных интересов». В ближайшее время в Латвии собираются установить еще две такие радиолокационные станции. Силы обороны Эстонии получили в пользование такой же радар дальнего трехмерного слежения. Стратегический объект расположился в деревушке Келлавере в Ляэне-Вирумаа, в сорока километрах от Чудского озера, в непосредственной близости от российской границы. Эти радары стали частью системы ПВО трех балтийских государств и позволяют в режиме реального времени передавать информацию в «центр» не только из Эстонии, но и из Латвии и Литвы. При этом все они будут интегрированы в соответствующую инфраструктуру НАТО.
     Накануне появления сообщения о выполнении полетов натовским самолетом-разведчиком министр обороны Латвии Гиртс Валдис Кристовскис заявил, что военные аэродромы в Риге и Лиелварде будут переоборудованы для нужд альянса. «Это не будут аэродромы HATO, но они обеспечат задачи HATO» и будут «оказывать поддержку силам НАТО», сказал министр. При этом официальная Рига считает, что «у России не может быть никаких возражений».
     Однако возражения у России все же имеются. Наращивание военного присутствия и активности НАТО в странах Балтии наряду с продолжающимся неприсоединением этих государств к Договору об обычных вооруженных силах в Европе может рассматриваться в Москве как прямая военная угроза России. И потому определенные меры для обеспечения безопасности наша страна принимать будет.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service