на главную страницу

21 Февраля 2004 года

Служба контрактная

Суббота

От призыва – к призванию

Капитан Алексей КОЗАЧЕНКО.



Старшина Дмитрий Резвый – один из тех, чью судьбу война в Чечне разделила на две части – до войны и после. События последних лет заставили его поверить в расхожее мнение, что судьба каждого человека запрограммирована заранее, и как бы ты ни пытался уйти от нее, все равно ничего не выйдет. Человек выбирает судьбу или судьба – человека? Биография Резвого доказывает, что оба ответа на этот философский вопрос в равной степени правильны.

     
Чеченский след из детства


     Дима Резвый рос в станице Калиновской в семье военного летчика. Отец-офицер служил в учебном центре авиационного училища, где курсанты проходили летную практику. Тогда в Чечне было спокойно, вместе с другими детьми Дима ходил в школу, дергал девчонок за косички, дружил, а порою и дрался с ребятами. Все было как-то прозаично, и уж точно ничто не предвещало больших перемен.
     1992 год стал для семьи Резвых роковым. То были смутные времена: царили безвластие и беспредел, а в «верхах» не могли принять какое-либо вразумительное решение. Учебный центр не закрыли, но сюда перестали присылать курсантов. Скоро «самопровозглашенные власти» назначили нового руководителя, который стал устанавливать свои порядки. Офицеры выживали как могли, ежеминутно опасаясь за жизни своих домочадцев. Отец Дмитрия просил о переводе к новому месту службы, но ему отказали. Чувствовать свою беспомощность и рисковать близкими он не мог. Пришлось уволиться из армии и в буквальном смысле убегать, оставив на разграбление нажитое годами имущество.
     На новом месте обустраивались буквально с нуля. Кое-как наскребли на небольшой домик в деревне под Воронежем. Однако, как это часто бывает, жизнь в семье после таких потрясений не задалась. Вскоре мать и отец развелись. С момента родительского переезда что-то не заладилось и в Диминой жизни. Что бы он ни делал, все оборачивалось неудачами. Начались серьезные проблемы с учебой, что вполне объяснимо – все ж таки тяжело переезжать туда, где нет друзей, где многое совершенно по-другому. К тому же приходилось подрабатывать, чтобы помочь матери. Из-за этого Диме так и не удалось окончить среднюю школу...
     Только в армии судьба сменила гнев на милость – парень попал служить в самые что ни на есть престижные войска – в морскую пехоту Балтийского флота. Как раз в это время начиналась первая война в Чечне. В сводные, наспех собранные отряды набирали и «морпехов». Многие товарищи Димы успели повоевать, но тогда его лично война обошла стороной.
     Уже на «гражданке», когда бравым «дембелем» вернулся домой, неудачи вновь вернулись к Дмитрию. Без специальности и необходимых связей он не мог найти приличную работу, оказался никому не нужным. Молодого парня такое положение дел угнетало. Он постоянно был в поисках работы. Однажды, проходя мимо военкомата, зацепился взглядом за объявление, в котором сообщалось о наборе контрактников. Старая доска объявлений решила судьбу. Начиналась вторая чеченская кампания…
     Знакомая по детским воспоминаниям республика очень скоро предстала перед взглядом Резвого, но теперь он не был в роли испуганного ребенка. Он был составной частью той грозной силы, которая должна была призвать зарвавшихся бандитов к ответу и, наверное, рассчитаться за беды своей семьи.

     
Проверка боем


     Хорошего командира на войне берегут, на него почти что молятся, ему безгранично доверяют и беспрекословно подчиняются. Сильный, уверенный в себе командир – это собранные в одном человеке знания и опыт, помноженные на уверенность в себе. Только такие люди могут сегодня руководить в сложных ситуациях подразделениями в Чечне, где требуется принятие множества оперативных и нестандартных решений. Всем этим характеристикам сегодня соответствует старшина Дмитрий Резвый, заместитель командира разведывательного взвода. Перед боевым выходом подчиненные в буквальном смысле пылинки с него сдувают: помогают подогнать снаряжение и обмундирование…
     Конечно, опыт приходит не в одночасье. Дмитрий отчетливо помнит свой первый бой. Это было в Верхних Варандах. С местными старейшинами командиру вроде бы удалось договориться, старцы пообещали, что в село боевиков не пустят. В свою очередь попросили и военных уйти. Но только взвод выдвинулся за околицу, как из крайних домов раздалась стрельба. Воздух наполнился леденящим душу свистом, и десятки смертоносных «пчел» буквально вдавили в холодную землю 27 бойцов. Все решали мгновения. Дима помнит: тело будто обмякло, страх сковал каждую мышцу, казалось, никакая сила не заставит его подняться. Сердце бешено стучало, опережая ритм боя. Позже Резвый узнал прописную истину войны, которая гласит: если выжил в первые 40 секунд, то дальше твои шансы возрастают в разы. Тогда эти секунды подарила спасительная земля. Из ее объятий Дмитрия вырвал резкий окрик командира. Страх притупился, и боец зло огрызнулся очередью из АГС. Он стрелял наобум, но уже был управляемой боевой единицей.
     Бой длился всего несколько минут, но тот первый миг на грани жизни и смерти навсегда отложился в голове. Потом Дмитрий не раз мысленно благодарил командира – старшего лейтенанта Ахметова.
     Много позже Дмитрий не раз наблюдал за ребятами, которые оказывались в подобной ситуации, и отмечал для себя, что в такие моменты как раз и формируется характер бойца. Человек слаб, и ему тяжело противостоять своему главному инстинкту – инстинкту самосохранения. Многие, казалось, даже сильные духом во время боя начинают плакать или истерично смеяться. Или, напротив, не проявляют никаких эмоций, впадают в ступор. Задача командира – таких людей «разблокировать», заставить действовать, чтобы в конечном итоге выстоять и победить. И если ты сам побывал в подобной переделке, то лучше понимаешь человека и лучше знаешь, как ему помочь.
     
Снова в горы


     Дмитрий Резвый пытался «завязать» с войной, но она, словно злая мачеха, не отпускала его. Когда закончился первый контракт, он купил пассажирскую «Газель», выкупил маршрут, нанял водителя. Но его маршрутка быстро сошла с дистанции, попала в серьезную аварию, да так, что хозяин еще и в долгах остался. Тогда он опять вспомнил о военкоматовской доске объявлений. И вернулся туда, где его ждали, где он что-то значил.
     Вновь оказавшись на войне, Дмитрий долгое время не участвовал в серьезных делах: разведчиков использовали для сопровождения колонн и охраны высоких начальников. Конечно, в Чечне не бывает простой службы, каждый, казалось бы, безобидный выезд может оказаться смертельно опасным. Но все эти «поездки» были не по душе разведчику. Хотелось настоящей мужской работы. И такая вскоре представилась.
     В Ведено, куда перебросили подразделение, старшина Резвый возглавлял разведгруппу, которая время от времени на целую неделю уходила в автономный поиск. На счету Дмитрия не один уничтоженный боевик и около десятка разрушенных схронов. За короткий срок его группа «обкаталась» и воевала не хуже элитных подразделений спецназа.
     Не секрет, что разведподразделения сегодня ведут активный поиск в горах, где время от времени происходят серьезные боестолкновения. Надо отметить, что и разведчики, и боевики действуют по примерно одинаковой схеме – поиск ведут мелкими группами, которые выслеживают противника и стараются всеми возможными способами уничтожить его. Причем надо отметить, что боевики в этих играх в «кошки-мышки» порой имеют преимущество. Один из боев стал личной трагедией Резвого. До сих пор, когда Дмитрий вспоминает о событиях того дня, на его глазах слезы…
     Старшине Резвому поручили возглавить группу как самому опытному младшему командиру (взводный в это время лежал с ранением в госпитале). Казалось, это одно из обычных заданий, которых за многолетнее пребывание на войне у заместителя командира взвода были десятки. Разведчикам приказали обеспечить прикрытие подразделения ямадаевцев. Чеченские стрелки должны были провести спецоперацию в селении Тазен-Кала. Все как всегда – впереди дозор, состоящий из саперов и самых опытных разведчиков. На расстоянии видимости – основная группа. Шли по проверенной тропинке, о существовании которой знали только они. И вдруг будто шторм разразился. Со всех сторон на группу накатил шквал огня. В первые мгновения боя даже невозможно было понять, откуда стреляют. Именно в эти секунды разведчики понесли наибольшие потери. Однако могло быть и хуже, если бы не выручили опытные дозорные – младший сержант Александр Захаров и лучший друг Резвого старшина Роман Игнатик, которые, несмотря на ранения, продолжали отстреливаться и прикрывать отход основной группы. Боевики, понимая, что именно от этих ребят исходит наибольшая опасность, обрушили на них ураганный огонь.
     Четверо разведчиков тогда погибли, но основная группа вышла из засады и продолжила выполнять боевую задачу. Впоследствии старшина Резвый ходатайствовал о представлении Игнатика и Захарова к званию Героя России, но, по всей видимости, кто-то наверху не усмотрел в действиях ребят настоящего героизма…
     Дмитрий постоянно прокручивает в голове тот бой, будто чувствует за собой вину. Умом понимает – это была умело подстроенная ловушка, но сердце не слушает доводов разума... Первый свой отпуск Резвый уже спланировал – он обязательно заедет на родину своих погибших друзей. Поклонится их могилам, навестит родных. Он расскажет...

     
Особая психология


     Сегодня разведвзвод, в котором служит старшина Дмитрий Резвый, можно без преувеличения назвать коллективом единомышленников. Так, занятия по боевой подготовке здесь проводятся при любой возможности. Бойцы понимают – это не повинность, а элемент распорядка дня, вроде умывания. Здесь все контрактники, а точнее, настоящие профессионалы, которые понимают, что в бою им предстоит прикрывать друг друга. Ребята дорожат своим местом в подразделении. Сержант Сергей Карпов, например, после ампутации руки вернулся, чтобы продолжить службу.
     Разведчик – это судьба. Разведчики живут по законам войны, привыкая к опасности и превращая ее в рутину. Принцип «Кто, если не мы» для них не просто красивый набор слов, а руководство к действию. Главное, чтобы о тебе не забывали – ни близкие, ни страна, которой ты служишь честно.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service