на главную страницу

21 Февраля 2004 года

Гость клуба

Суббота

Начало главных дорог

Полковник Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Если, будучи в Санкт-Петербурге, вы станете искать месторасположение Военно-транспортного университета Железнодорожных войск Российской Федерации (ВТУ ЖДВ РФ), вам подскажут – у Поцелуева моста. Откуда столь оригинальное название? При Петре I здесь проходила граница города, и жены и невесты именно тут целовали на прощание уходящих в военный поход мужей и женихов. Сейчас набережная реки Мойки, 96 – это центр города, достопримечательности которого хорошо видны из окна кабинета начальника ВТУ ЖДВ РФ генерал-лейтенанта Сергея Соловьева. Не случайно первый вопрос ему был о его курсантских воспоминаниях.

     – Сергей Николаевич, вы тоже окончили вуз, которым сейчас руководите, – в то время Ленинградское высшее военное ордена Ленина Краснознаменное училище Железнодорожных войск и военных сообщений. Наверное, сравниваете курсантов 70-х и нынешних. В чем наиболее существенное отличие?

     – Нынешние курсанты стали более раскрепощенными, уже не признают бездоказательные теории – с ними нужно вести серьезный аргументированный диалог. Заметно вырос уровень подготовки большинства курсантов, что тоже радует – освоение всех специальностей требует глубоких и разносторонних знаний.
     Но, пожалуй, самое главное – в войска отправляются по-настоящему преданные нелегкой профессии офицеры. Вспомните, нынешние пятикурсники сделали свой жизненный выбор и стали курсантами в конце 90-х годов, когда престиж военной службы был невысок и мечтать об офицерской стезе считалось чуть ли не дурным тоном. Но они, не обращая внимания на замечания скептиков, шли к лейтенантским звездам. Верность воинскому долгу, патриотизм, честь – для них поистине святые понятия.
     Кстати, на территории нашего военного городка в Петродворце мы бережно сохраняем здания бывшего лейб-гвардии драгунского полка, не раз показывавшего чудеса мужества и героизма в сражениях за Россию. У нас прекрасный недавно реконструированный музей – воспитанию на традициях войск уделяем важное место. Тем более что они зарождались здесь, на петербургской земле, в далеком 1851 году. Вот уже многие десятилетия выпускники (их уже более 35 тысяч) с достоинством и честью самоотверженным трудом приумножают славу тех, кто сражался с врагом под Москвой и Ленинградом, на берегах Волги, кто в неимоверно трудных условиях отстоял свободу и независимость Родины. Имена многих выпускников золотыми буквами вписаны в историю всенародных строек, их трудом проложены тысячи километров железных дорог и возведены сотни мостов, они нередко с риском для жизни участвовали в ликвидации тяжелейших аварий и катастроф. Среди наиболее сложных были задачи по восстановлению мостов, разрушенных стихией на Сахалине, через реку Умлюк на Забайкальской железной дороге, по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении. Сегодня наши выпускники проявляют мужество и героизм, выполняя свой воинский долг в Северо-Кавказском регионе. 19 наших питомцев стали Героями Советского Союза и Героями Социалистического Труда, а капитану Тимуру Сиразетдинову было присвоено звание Героя России.

     – Вы принимали активное участие в проведении антитеррористической операции на Северном Кавказе, награждены орденом «За военные заслуги». Насколько приобретенный там опыт востребован в учебном процессе?

     – Не только я – многие преподаватели ведущих кафедр ВТУ ЖДВ РФ побывали в командировках на Северном Кавказе, где нередко в боевой обстановке бок о бок со своими недавними учениками выполняли ответственные задания командования. Усилиями военных железнодорожников восстанавливались разрушенные мосты на участке Гудермес – Хасавюрт, железнодорожная станция в Грозном – всего, сделанного в Чечне, и не перечислишь. Естественно, этот опыт поистине бесценен – в ходе лекций, практических занятий к нему наши преподаватели постоянно обращаются. Соответствующим образом скорректировали методику проведения полевых выходов – у нас прекрасно оборудованный учебный центр в Луге. К слову, и научному потенциалу профессорско-преподавательского состава университета могут по-хорошему позавидовать многие петербургские вузы: 18 докторов и профессоров, свыше 130 кандидатов наук.

     – Расскажите, кого готовит Военно-транспортный университет?

     – Наш университет – ведущий вуз Железнодорожных войск России, единственное в своем роде образовательное учреждение страны. Поэтому спектр специальностей довольно широк. Ведется обучение по шести направлениям профессионального образования для различных министерств и ведомств, в первую очередь для Железнодорожных войск РФ, Службы военных сообщений Министерства обороны, РВСН, МВД, а также для армий СНГ. После пяти лет учебы выпускники получают диплом государственного образца, им присваивается воинское звание лейтенант.
     Образовательный процесс приведен в соответствие с требованиями подготовки дипломированных специалистов, определенными государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке. Могу со всей ответственностью сказать, что по уровню полученного образования наши выпускники ничуть не уступают самым престижным петербургским вузам.

     – В связи с этим нет ли соблазна у некоторых курсантов «переметнуться» в гражданский институт? Не секрет, что с этой проблемой приходится сталкиваться, особенно в столичных городах…

     – Мы не закрываем глаза на нее, но стремимся заранее принимать меры. Что я имею в виду? Изучаем абитуриентов во время приема, в ходе дальнейшей учебы оцениваем индивидуальные особенности каждого – в воинском коллективе уже на первых курсах становится ясно, что человек собой представляет. Как правило, тот, кто пришел к нам с «гражданским прицелом», не утруждает себя добросовестным несением внутренней службы, изучением отдельных предметов. С такими мы без сожаления расстаемся, экономя государственные деньги, – пусть послужат в войсках.
     В то же время нельзя не отметить, что те специальности, которые дает ВТУ, плюс приобретенный опыт службы позволяют офицерам после увольнения в запас по возрасту без труда найти себе применение в гражданской жизни.

     – Что можно сказать о социальном портрете нынешних курсантов?

     – Если коротко, то более половины – это выходцы из так называемого среднего класса: из семей служащих, интеллигенции, военнослужащих. Примерно три четверти проживали в городах, остальные – в сельской местности. Для многих юношей из рабочих и крестьянских семей поступление в наш вуз – хорошая возможность получить добротное высшее образование, добиться определенных высот в жизни.
     Хорошее пополнение мы ежегодно получаем из расположенного в одном городке с нами в Петродворце Кадетского корпуса ЖДВ. Кадеты на протяжении всей учебы целенаправленно готовятся к последующей учебе в стенах университета, многие становятся младшими командирами.
     В стенах университета мы стремимся сделать так, чтобы курсанты усвоили главное: боеготовность воинского коллектива зависит от командира, от его знаний, умений, воли, способности добиться поставленной цели. Поэтому изначально нацеливаем не останавливаться на достигнутом, так как учеба с получением диплома не завершена. Впереди у каждого нашего выпускника самостоятельная работа над собой, постоянное и непрерывное совершенствование знаний, навыков и умений, повышение своего профессионального уровня. Другими словами, впереди большая, интересная жизнь, достойная настоящих мужчин.

     На снимках: генерал-лейтенант С. СОЛОВЬЕВ; курсанты на занятии.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service