на главную страницу

21 Февраля 2004 года

Азимут

Суббота

Об эстетике бреда

Философские размышления, записанные в моменты тягостного раздумья о судьбах искусства
и его восприятии человеками

Эмемкут ЛАХТАЕВ.



     В последнее время просмотр телерадиоприемника, а точнее, музыкальных каналов, мне приходится делать не по собственному желанию, но потому, что это стало частью моей работы. Подобное можно расценивать двояко. Конечно, телеэкран отныне потерял для меня свою былую привлекательность, но зато я получил множество пищи для размышлений.
     Так как предметом моего нынешнего изучения является отечественная музыка, то возьму я на себя смелость заявить, что, будучи рожденным и взращенным в пределах вначале СССР, а потом и РФ, могу понять то, чему немцами в свое время было дано определение «менталитет». То есть понять, что и как двигает нашими певцами при создании своих порочных творений.
     Отчего, скажите мне, при просмотре видеоклипов «Мечта» (исполняют М. Распутина и Ф. Киркоров) и «Танцуй» (исполняет группа «Руки вверх!») возникают совершенно разные чувства? Если в первом случае это сожаление и раздумья о деградации, то во втором – ощущение легкого времяпрепровождения, не сопровождающееся никакими дурными или неприятными эмоциями.
     Наверное, это происходит по причине того, что «некоторые из наиболее мощных сил, действующих на человеческое сердце, находятся, по всей вероятности, вне его, а стало быть, их нельзя по крайней мере рассматривать как простые средства для удовлетворения личных или частных потребностей или для достижения целей, лежащих внутри самого человека. Силы эти, напротив, приводят к тому, что цели наших побуждений перемещают свой фокус вне нас, в другие разумные существа». Так в 1766 году Иммануил Кант писал в своем труде «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики».
     Пытаясь разобраться в этом на примере двух приведенных видеоклипов, можно предположить, что те самые силы, действующие на нас в данном случае, проистекают из-за желания лиц, создавших видеоряд, достичь некоего результата. Для более полного понимания предмета я рекомендую обратиться к труду Фридриха Шеллинга «Философия искусства», так как приведенные песни, несомненно, относятся к искусству, хотя и достойному прилагательного «примитивное».
     В чем же таится беда М. Распутиной и Ф. Киркорова? Возможно, первопричина кроется в их изрядном традиционализме и нежелании менять свою сущность. Почитая себя истинными кумирами отечественной эстрады (что во имя истины, надо признать, имело место), они дошли до такой степени возвышения самих себя, что даже не думают о верности своих творений. Нет, я не призываю г-на Киркорова отказываться от исполнения поп-музыки и переключаться на панк или трэш. Тем более что у него уже имелись подобные попытки, закончившиеся плачевно, ибо смена нарядов при сохранении музыки не может привести к должному результату.
     Рассмотрим обязательную атрибутику данного клипа. Это стоящие на вечном приколе хромированные мотоциклы – для имитации стремительной езды. Наряды, воистину достойные тех, кто их носит. Напомаженные дети, создающие трогательную, слащавую атмосферу.
     Возможно, все это и могло бы оставить меня равнодушным, если бы не появление в кадре на фоне Маши и Филиппа желтой ленты с надписью HOLLYWOOD. Теперь стремлюсь я достичь ушей тех, кто придумал столь нестандартный режиссерский ход. Господа, устрашитесь наказания, ведь то, что вы сняли, и те, кого вы сняли, не попадут в ХОЛЛИВУД, только если за очень большие деньги. Понимая, что название песни «Мечта» во многом отражает устремления молодых исполнителей, тем не менее спешу заметить с изрядной долей ехидства, что мечтать им лучше о повышении собственного уровня исполнения, нежели о желтой ленте, более напоминающей полицейское ограждение. Хотя, возможно, что в этом и кроется скрытый смысл послания к нам. Этой самой лентой Голливуд ограждает место страшного преступления – песни Маши и Филиппа.
     То ли дело радостно-сладостный клип «Руки вверх!» Слова его не побуждают мыслей о вечном, более того, они вообще не заставляют думать. Эстетика клипа также весьма сомнительна. Но основное достоинство и его, и исполнителей в том, что они не претендуют на признание себя как группы, которая играет настоящую музыку. И так уже они поступают 10 лет.
     В целом же стоит признать, что в последнее время зарождается новое направление в нашем музыкальном искусстве, которое можно назвать эстетикой бреда. Если приведенные примеры не убедили тебя, дорогой читатель, включи телевизор сам и посвяти вечер его просмотру. И если твоя рука потом не потянется к перу, чтобы написать нам о своих чувствах, то знай, за тебя это сделает старый Эмемкут, который много видел, много знает и теперь он удаляется в глубь своих сладостных воспоминаний.
     Vale!


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service