на главную страницу

21 Февраля 2004 года

Гражданин - Отечество - Государство

Суббота

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

14 марта - ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

Андрей Колясников.



     1. Президент Российской Федерации – высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами.
     Президент (от латинского– сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Являясь высшим должностным лицом государства, он избирается гражданами, парламентом или специальной коллегией на определенный срок.
     Должность Президента получила распространение в целом ряде государств мира. В некоторых странах президент избирается органом законодательной власти (ФРГ, Италия) и в своей деятельности во многом зависит от парламента и подотчетен ему. Не случайно эти государства принято именовать парламентскими республиками.
     В отличие от парламентских республик в республиках президентского типа глава государства обладает более широкими полномочиями, он может являться также и главой исполнительной власти или иметь иные достаточно широкие возможности реально воздействовать на нее. В системе высших органов государственной власти такого типа президент – независимое от парламента должностное лицо, избираемое непосредственно населением страны (например, во Франции) либо путем косвенных выборов – через коллегию выборщиков, формируемую населением (как это происходит в США).
     Незадолго до распада СССР в его конституционном праве появился институт президентства. 15 марта 1990 года в результате выборов на Съезде народных депутатов СССР был избран первый в истории страны президент – М.С. Горбачев.
     В Российской Федерации, провозгласившей принцип разделения властей, должность Президента республики была учреждена 24 апреля 1991 года. В тот день Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписал законы РСФСР № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР» и № 1098-1 «О Президенте РСФСР». Президентом РСФСР может быть избран гражданин не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий в соответствии с действующим законодательством избирательным правом.
     Президентские выборы в Российской Федерации в июне 1991 года были всеобщими и прямыми. Они проводились по мажоритарной системе абсолютного большинства. Второй тур не проводился, поскольку уже в первом туре Президентом республики был избран Б.Н. Ельцин, получивший большинство голосов избирателей, принявших участие в выборах. Он значительно опередил остальных пятерых кандидатов и стал первым Президентом страны сроком на пять лет.
     Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации существенно упрочила позиции Президента (так, в его руках оказалась сосредоточена вся полнота исполнительной власти). Назвав Президента главой государства, Конституция наделила его широким кругом полномочий.
     Согласно статье 80 Конституции Российской Федерации Президент России является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент:
     – принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
     – обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
     – в соответствии с законодательством определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
     – как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
     Конституцией Российской Федерации за Президентом закреплено право: назначать выборы и распускать Государственную Думу; назначать референдум; вносить законопроекты в Государственную Думу; подписывать и обнародовать федеральные законы; обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики.
     Президент Российской Федерации:
     – назначает с согласия Государственной Думы председателя Правительства Российской Федерации;
     – принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
     – представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
     – по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
     – формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
     – назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
     – назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
     Юридическая подотчетность Правительства Российской Федерации Президенту проявляется в том, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (пункт «б» статьи 83 Конституции Российской Федерации). Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны (пункт 2 статьи 90). Глава государства в случае противоречия законодательству вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 115), а его указы относятся к системе актов, составляющих правовую основу деятельности Правительства (статья 113, пункт «ж» статьи 114). Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (пункт 2 статьи 85).
     В отношении судебной власти положение Президента определяется обязанностью представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, вносить в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначать судей других федеральных судов.
     Как глава государства Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей; решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие специальные звания; осуществляет помилование.
     Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов Государственного флага Российской Федерации с золотым изображением Государственного Герба в центре. На древке штандарта (флага) крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.
     Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности определены в Конституции РФ и детализированы в других законодательных актах России, в первую очередь в Федеральном законе от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ (редакция от 30 декабря 1999 года) «Об обороне».
     Статьей 87 Конституции установлено, что Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 № 1-ФКЗ «О военном положении».
     Президент Российской Федерации на основании статьи 4 Федерального закона «Об обороне»:
     – определяет основные направления военной политики Российской Федерации;
     – утверждает военную доктрину Российской Федерации;
     – осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
     – в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;
     – вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;
     – принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
     – утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
     – утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
     – утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;
     – утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;
     – утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
     – принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;
     – утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
     – утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов;
     – утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;
     – утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;
     – ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;
     – издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;
     – утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.
     Первостепенная роль главы государства как высшего должностного лица определена в присяге, которую Президент России при вступлении в должность приносит населению страны: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
     Для того чтобы приступить к осуществлению полномочий Президента, гражданину Российской Федерации необходимо пройти процедуру выборов, где теоретически каждый член общества, способный адекватно выражать интересы какой-либо социальной общности, может быть выбран Президентом страны.
     С организационно-технической точки зрения выборы Президента страны – сложное и масштабное мероприятие, требующее привлечения значительных ресурсов, а следовательно и детальной нормативной регламентации.
     Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
     2. Законодательство Российской Федерации о порядке выборов Президента России и особенности участия в них военнослужащих.
     В зарубежных странах накоплен большой опыт проведения президентских выборов и избрания главы государства. В парламентских республиках президент избирается либо самим парламентом, либо расширенной избирательной коллегией, образуемой на основе парламента. В республиках президентского типа глава государства избирается путем всеобщих выборов всем населением страны, имеющим право голоса. В обоих случаях действует одно и то же активное избирательное право и, следовательно, один и тот же избирательный корпус. Во многом сходны и правила проведения избирательных кампаний, процедуры подсчета голосов и т. п. Различия проявляются прежде всего в более жестких требованиях, предъявляемых законом к кандидату, а также в более сложном порядке выдвижения кандидатур. Хотя кандидатуры выдвигаются, как правило, политическими партиями (чему предшествует активная внутрипартийная конкурентная борьба), выборы всегда носят персонифицированный характер. Они всегда проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного (например, в США) или абсолютного (например, в Португалии, Франции) большинства.
     Президентские выборы – это один из важнейших аспектов политической жизни страны, поэтому они, как правило, отличаются повышенной активностью избирателей и соответственно более низким процентом абсентеизма.
     В большинстве государств СНГ, а также в некоторых республиках в составе Российской Федерации пост главы государства (республики) замещается путем прямых президентских выборов.
     Российское законодательство о выборах Президента РФ составляют:
     – принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция РФ;
     – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
     – Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
     Президент избирается гражданами Российской Федерации на 4 года (с момента принесения им присяги и до момента принесения присяги вновь избранным президентом) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
     В соответствии с Конституцией для кандидата на должность Президента установлен возрастной ценз – не моложе 35 лет (верхний возрастной предел не установлен), и ценз оседлости – кандидат должен постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд. Это означает, что при наличии интервала между периодами президентства (перерыв является обязательным, если президентство осуществлялось два срока подряд) конкретное лицо может занимать должность Президента Российской Федерации и более двух сроков.
     Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» регламентирует весь комплекс вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, в том числе особенности участия в них военнослужащих.
     Статья 1 закона определяет, что участие гражданина Российской Федерации в выборах главы государства является свободным и добровольным. Избиратели участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
     Каждый военнослужащий независимо от места военной службы, ее характера и продолжительности, места жительства до призыва или поступления на военную службу пользуется всей полнотой избирательных прав. Это относится и к тем солдатам и матросам, прапорщикам (мичманам) и офицерам, которые несут службу далеко за пределами Родины. Они, как и члены их семей, и гражданский персонал дислоцирующихся за границей воинских частей, принимают участие в выборах Президента Российской Федерации на общих основаниях.
     Назначение выборов.В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
     Процесс выборов Президента Российской Федерации достаточно сложен, он проходит в несколько этапов. На первом после объявления о проведении выборов осуществляется выдвижение кандидатов. Этот период заканчивается регистрацией кандидатов избирательной комиссией. Затем следует этап предвыборной борьбы, который оканчивается голосованием, которое может проводиться в один или два тура. После голосования наступает этап подведения итогов выборов и опубликования их результатов. Весь этот процесс заканчивается вступлением Президента Российской Федерации в должность.
     Составление списков избирателей. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
     Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 26 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, – лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части, а также руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают.
     Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования, а в исключительных случаях – не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, – лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления). По избирательному участку, образованному на территории воинской части, список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.
     Порядок включения граждан в список избирателей и исключения из него. Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву.
     Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения.
     Ознакомление со списками избирателей. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
     Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов Президента Российской Федерации.
     Предвыборная агитация может проводиться:
     – на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
     – посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
     – посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
     – иными не запрещенными законом методами.
     Воинским частям, военным учреждениям и организациям запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы. Это означает, что на территории воинских частей и учреждений не могут проводиться публичные предвыборные мероприятия, вывешиваться какие бы то ни было агитационные материалы.
     Командование воинских частей обеспечивает информирование военнослужащих о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации. Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воинской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами и в других предвыборных мероприятиях.
     Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
     Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, иные агитационные материалы, выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
     Избирательный бюллетень. Для выбора Президента Российской Федерации избиратель получает бюллетень. В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: фамилия, имя и отчество; год рождения; место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта); основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, – сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа; если кандидат выдвинут политической партией, избирательным блоком, слова «выдвинут политической партией (избирательным блоком)» с указанием краткого наименования соответствующих политической партии, избирательного блока; если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слово: «самовыдвижение»; если кандидат зарегистрирован на основании подписей избирателей, слова: «зарегистрирован на основании подписей избирателей».
     Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня зарегистрированных кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом.
     Открепительное удостоверение. Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 – 25 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 24 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение. По предъявлении этого удостоверения гражданин должен быть включен в список избирателей на любом другом избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
     Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.
     На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше установленного времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
     Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов». Избирательный бюллетень может заполняться шариковой ручкой (фломастером, перьевой ручкой и др.). Заполнение избирательного бюллетеня карандашом не допускается. При заполнении бюллетеня любой знак должен быть проставлен только в одном квадрате (либо справа от фамилии того кандидата, за которого голосует избиратель, либо в квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов»).
     Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.
     Подсчет голосов избирателей. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие в соответствии с федеральным законодательством при подсчете голосов избирателей.
     После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии имеющих на то право лиц подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, а затем производят подсчет голосов избирателей по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням.
     В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, при этом подсчет бюллетеней в каждом ящике производится отдельно. Число избирательных бюллетеней установленной формы не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещений для голосования.
     Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными.
     Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, и по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. После этого проводится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (в каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, и по голосам избирателей, поданным против всех кандидатов. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.
     После завершения подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, за которых поданы голоса в соответствующих избирательных бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются избирательные бюллетени, в которых поданы голоса против всех кандидатов, а также недействительные и погашенные избирательные бюллетени. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, отмеченная в соответствующих избирательных бюллетенях, либо ставится соответствующая отметка: «Недействительные бюллетени» или «Против всех кандидатов» и другие.
     По итогам голосования каждая участковая избирательная комиссия составляет протокол и направляет его в территориальную избирательную комиссию. Эти комиссии суммарные данные по итогам голосования направляют в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а те в свою очередь – в Центральную избирательную комиссию.
     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента Российской Федерации и в течение одного дня после определения результатов выборов направляет общие данные о результатах выборов Президента Российской Федерации в средства массовой информации.
     Официальное опубликование результатов выборов Президента Российской Федерации, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации. В течение десяти дней со дня подписания Центральной избирательной комиссией Российской Федерации протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации данная комиссия в своем официальном печатном органе официально опубликовывает полные данные протоколов всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
     Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей, включенных в списки избирателей. В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» избранным считается кандидат на должность президента, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не был избран (как случилось на выборах 1996 года), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.
     Вступление в должность Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, – на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
     Оценивая законодательную базу о выборах Президента Российской Федерации, следует отметить ее полноту и достаточность. Принятие Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» позволило установить четкий порядок организации и проведения выборов, регламентировать отношения их участников, показать место и роль главы государства в системе государственной власти.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service