на главную страницу

26 Февраля 2004 года

Тема номера

Четверг

Родиной мобилизованные,

или Уроки призыва 2003 года

Олег ФАЛИЧЕВ, «Красная звезда».



Как известно, ситуация с призывом в ряды Вооруженных Сил с каждым годом становится все тревожнее. Тут проблемы и со здоровьем призывников, и неоправданное количество отсрочек… Об этом вновь напомнил и призыв-2003. Есть прогноз, что уже к 2010 году уровень укомплектованности ВС рядовым и сержантским составом снизится до 50 – 55 процентов, если не изменится законодательство РФ в части, касающейся этой проблемы, или не будут приняты какие-либо иные меры. Где же выход? Решат ли проблему контракт и набор в ВС РФ граждан СНГ? На эти и другие вопросы отвечает начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Василий СМИРНОВ.

     

     - Василий Васильевич, переход на контрактную службу должен, видимо, отчасти разрешить ситуацию. Но не поделит ли тогда это военнослужащих на «белую» и «черную» кость? Ведь материальное обеспечение боевой подготовки и денежное довольствие у всех будут различны? Что в связи с этим предусматривает Федеральная целевая программа перехода на контрактную службу?

     - Одним из ключевых вопросов военной реформы в послании Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации – Верховным Главнокомандующим Владимиром Путиным определен вопрос совершенствования принципов комплектования. Существующая система сегодня перестает отвечать требованиям дня.
     25 августа 2003 г. Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей». «Красная звезда» не раз писала об этом. Но напомню, что ею предусмотрен перевод на контрактный способ комплектования в Вооруженных Силах 72 соединений и воинских частей, в том числе: в СВ – 60; в ВДВ – 5; в ВМФ - 7.
     За особые условия боевой подготовки в этих частях солдат-контрактник будет получать надбавку в сумме 3.300 рублей, а на территории Чеченской Республики – 5.000 рублей. Таким образом, среднестатистический контрактник в среднем на руки будет получать 6.300 рублей, а в Чеченской Республике – порядка 15.000 рублей.

     - Совсем недавно принято решение о службе в наших Вооруженных Силах граждан СНГ. Не означает ли это начала наемничества в нашей армии? Какими правами будут обладать эти иностранцы?

     - Вопрос прохождения военной службы в российских Вооруженных Силах граждан СНГ – дело решенное.
     Следует, однако, отметить, что ни о каком «наемничестве» не может быть и речи. Прежде всего речь идет о наших с вами согражданах по бывшему государству, которые проходили военную службу и желают сегодня связать свою судьбу с российскими Вооруженными Силами. Не секрет, что во многих государствах СНГ уровень жизни ниже, чем в России, и желание их граждан поступить к нам на военную службу и в конечном итоге получить российское гражданство вполне понятно и оправданно.
     Хочу отметить, что предоставление права проходить военную службу гражданам других государств – явление не новое и имеет богатый исторический опыт. В современной жизни всем известен пример французского иностранного легиона, опыт которого нами был тщательно изучен. Более того, буквально в последнее время законодательными органами Италии предоставлена аналогичная возможность проходить военную службу в ее вооруженных силах гражданам других государств.
     Что касается наемников, то хотелось бы напомнить, что под понятием «наемник» во всем мире понимается человек, который продался кому-то из низких, корыстных побуждений, защищает чужие интересы («Словарь русского языка», С.И.Ожегов).
     В соответствии со статьей 1 Международной Конвенции «О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников», термин «наемник» означает лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, оно не входит в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и, принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду.
     В нашем случае граждане СНГ поступают на военную службу с целью получить гражданство РФ, проходят военную службу в составе воинских частей на общих основаниях и получают такое же денежное содержание, как и российские граждане. Поэтому говорить о привлечении их, скажем, к уголовной ответственности по законам тех государств, откуда они прибыли, вряд ли возможно, поскольку они становятся под защиту Конституции России (ст. 63) и не могут быть выданы другому государству за действия, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

     - В конце 2003 года на совещании руководящего состава Вооруженных Сил РФ, проведенного в Минобороны под руководством президента, были оглашены некоторые тезисы новой Военной доктрины России. Она внесет какие-либо изменения в работу ГОМУ и военных комиссариатов?

     - После совещания была активизирована работа по совершенствованию правовой базы мобилизационной подготовки и мобилизации, усилено взаимодействие с органами исполнительной и государственной власти, продолжается совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил РФ.
     Способствует этому и то, что в последнее время в деятельности высших органов государственной власти и управления заметно активизирована работа по решению вопросов как мобилизационной готовности войск (сил), так и мобилизационной подготовки государства. Важнейшим подтверждением этому является деятельность непосредственно Президента Российской Федерации, Совета Безопасности РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти по реализации «Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года».
     Что касается мобилизационных людских ресурсов, за последнее десятилетие целый ряд факторов, в том числе политических, демографических, экономических и социальных, оказал негативное воздействие на состояние системы подготовки и накопления в запасе военнообученных мобилизационных людских ресурсов и обусловил значительное сокращение количества граждан, пребывающих в запасе, обладающих необходимыми военными знаниями, умениями и навыками. Поэтому ГОМУ Генерального штаба в настоящее время пристальное внимание уделяет вопросам подготовки и накоплению в запасе военнообученных мобилизационных людских ресурсов.
     После десятилетнего перерыва с 2001 г. в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах возрождено проведение военных сборов с гражданами, пребывающими в запасе. В настоящее время подготовка специалистов запаса осуществляется во всех регионах РФ применительно к потребности войск (сил), дислоцирующихся на их территории, и исходя из количества финансовых средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Объемы призыва запасников на военные сборы из года в год увеличиваются. В 2003 году, например, они в 3 раза превысили объемы 2001 г. И тут не обошлось без помощи руководителей субъектов Российской Федерации, особенно Южного и Сибирского федеральных округов. За что им большое спасибо.
     Одновременно отмечаю, что в связи с несовершенством действующего федерального законодательства существует ряд причин, снижающих эффективность системы подготовки и накопления специалистов запаса. Исходя из этого ГОМУ Генерального штаба принимает комплекс мер по совершенствованию существующей и разработке новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов, в том числе с учетом материальной заинтересованности граждан совершенствовать свои военные знания, умения и навыки.

     - Всегда очень болезненным является вопрос о призыве студентов. Но современная армия не может состоять лишь из малообразованных солдат. А каково ваше отношение к этому?

     - Студентов мы не призываем. Но ответ на поставленный вопрос, наверное, не может быть столь кратким и однозначным. Поэтому надо коснуться целого ряда иных проблем и обстоятельств.
     Фактически на протяжении последнего десятилетия при общем росте призывных контингентов РФ в их составе неуклонно сокращается доля граждан, которых можно призвать на военную службу. К настоящему времени она опустилась до уровня 10,3 процента. Но в ряде регионов страны, причем в наиболее населенных и насыщенных учебными заведениями и предприятиями промышленности, этот показатель еще меньше: к примеру, в Москве и Санкт- Петербурге он не достигает 4 процентов (!), а это означает, что на военную службу здесь может быть призван даже не каждый двадцать пятый призывник.
     Такое положение напрямую связано с наличием законодательно установленных оснований для предоставления гражданам в массовом порядке освобождения и отсрочки от призыва. Наиболее массовый отряд граждан, пользующихся ими, - это студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования. По состоянию на 1 января 2003 г. в 940 таких образовательных учреждениях РФ обучалось 1,3 млн. граждан призывного возраста, которые составляли более трети в общих призывных ресурсах страны.
     Если численность таких граждан будет увеличиваться темпами, характерными для трех последних лет, то к 2005 году она приблизится уже к 2,0 млн. человек.
     Ежегодное освобождение от исполнения воинской обязанности таких огромных контингентов призывной молодежи не оправдывается реальными потребностями страны в специалистах. Как, например, сообщило в передаче от 19 ноября 2003 г. «Русское радио-2» со ссылкой на министра образования РФ В. Филиппова, «в стране перепроизводство специалистов с высшим образованием (в частности, экономистов, бухгалтеров и др.), лишь половина из них определяется на работу по специальности по окончании вузов». Фактически во множественных случаях имеет место обучение ради обучения и ради освобождения от исполнения своего конституционного долга по защите Отечества.
     От этого, совершенно очевидно, несут потери армия, флот, другие воинские структуры страны, где налицо некомплект должностей солдат, матросов, сержантов и старшин, где все более необходим высокий интеллект, необходимы молодые люди, способные быстро и качественно осваивать современные средства вооруженной борьбы.
     Потери несет и общество, утрачивая все большей своей частью чувства духовности, патриотизма, общей ответственности за судьбы страны. Девальвируется и значимость 59-й статьи Конституции Российской Федерации, установившей, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
     Поэтому, наверное, существующая практика широчайшего предоставления гражданам отсрочек от призыва на военную службу для продолжения образования вряд ли может и далее оставаться неизменной.
     Представляется, что в этом вопросе необходимо настоятельно искать компромиссное решение, реализация которого, с одной стороны, обеспечила бы беспрерывную подготовку в образовательных учреждениях высшего профессионального образования действительно жизненно необходимых для страны специалистов, а с другой стороны, способствовала бы расширению базы призыва, полному и качественному комплектованию Вооруженных Сил.

     - Каков в этой связи западный опыт?

     - В таких, например, вполне демократических скандинавских странах, как Дания и Норвегия, отсрочки предоставлялись только лицам, обучающимся в вузах по специальностям, родственным военным. А в Швеции они предоставляются только курсантам морских училищ и лицам, изъявившим желание поступить в эти училища.

     - И последний вопрос. Как вы оцениваете возвращение НВП? Кое-кто считает, что это милитаризация школы. Что тут показал наш собственный, российский опыт последних десяти лет?

     - Во-первых, сегодня вопрос о возвращении в школы начальной военной подготовки не стоит, тем более неправомерно говорить о милитаризации образовательных учреждений. Этот тезис используется как раз теми силами, которые хотят дискредитировать саму идею подготовки молодежи к защите своего Отечества.
     Подготовка по основам военной службы осуществляется в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования в рамках курса Основ безопасности жизнедеятельности в течение последних двух лет обучения. В 2001 г. издан совместный приказ министра обороны РФ и министра образования РФ № 203/1936, в котором порядок обучения юношей основам военной службы подробно описан.
     В то же время Минобороны России не устраивает существующее противоречие двух федеральных законов: «О воинской обязанности и военной службе» и «Об образовании». В первом – подготовка юношей к военной службе в школах, ПТУ и техникумах является обязательной, а во втором – добровольной. Несовершенство законодательства дает возможность некоторым руководителям образовательных учреждений относиться к подготовке, как к обременительному или даже ненужному делу. Это противоречие должно быть устранено в ходе принятия Государственной Думой соответствующей поправки, внесенной Комитетом по обороне.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства