на главную страницу

26 Февраля 2004 года

Двадцатка

Четверг

Председатель военного комитета НАТО
генерал Гаральд КУЯТ:
Повышая оперативную совместимость



Мы продолжаем публикацию материалов под совместной с информационным бюро НАТО в Москве рубрикой «Двадцатка». Сегодня слово предоставлено генералу Гаральду Куяту - председателю Военного комитета НАТО и сессии Совета Россия - НАТО на уровне начальников генеральных штабов. Он хорошо знаком нашим читателям, так как уже не раз выступал на страницах «Красной звезды».




     
Визитная карточка

     Генерал Гаральд Куят родился в г. Миелке и вырос недалеко от Ганновера. В 1959 г. поступил на службу в военно-воздушные силы ФРГ. Успешно продвигался по службе и в 2000 г. стал начальником генерального штаба германских вооруженных сил. В 2002 г. приступил к исполнению своих обязанностей председателя Военного комитета НАТО.




     Мне снова выпала большая честь поделиться с вами, читателями «Красной звезды», своими мыслями об отношениях между Россией и НАТО. Со времени моего последнего выступления в вашей газете произошло много событий. Поскольку приближается вторая годовщина исторической встречи глав государств в Риме, на которой был создан Совет Россия - НАТО (СРН), сейчас самое время оглянуться назад на некоторые из важнейших этапов наших углубляющихся отношений и рассказать о планах на будущее, которые были совместно разработаны Россией и НАТО. Необходимо напомнить, что начальникам генеральных штабов приходится выступать в качестве советников по вопросам, у которых зачастую бывают существенные политические аспекты. И в то же время изменяющийся политический пейзаж определяет повестку дня и приоритеты СРН на уровне военных представителей (СРН-ВП), поскольку они представляют начальников генеральных штабов.

     Терроризм осложнил проблемы безопасности и создал угрозы, которые с трудом поддаются определению и противодействию. За последнее время многим государствам пришлось столкнуться с проявлениями терроризма, и в их ответных мерах на национальном уровне часто присутствует военный компонент. Поэтому очень хорошо, что на форуме СРН-ВП национальные военные представители могут встречаться на равных началах, обсуждать проблемы, с которыми мы все сталкиваемся, и стремиться к разработке стратегий их решения.

     Одна из целей СРН - изучать пути совершенствования боевой подготовки в борьбе с терроризмом. Например, в октябре 2003 года российские эксперты и представители большинства стран НАТО собрались, чтобы рассмотреть вопросы применения оружия несмертельного действия в борьбе с терроризмом. На этой встрече шел обмен опытом и подробно обсуждались вопросы технической информации, сил и средств, а также правовые проблемы, связанные со всеми аспектами этой темы.

     Текущая работа по изучению роли военных в борьбе против терроризма продолжится в апреле на конференции высокого уровня, которая станет третьей конференцией такого рода. До этого два таких мероприятия успешно состоялись в Риме и Москве, а эту конференцию будет проводить у себя новое Стратегическое командование по трансформации Североатлантического союза, расположенное в американском городе Норфолк. Стратегическое командование НАТО по трансформации играет ключевую роль в продолжающейся адаптации НАТО с целью отражения новых угроз безопасности и выступает в качестве движущей силы перемен. Совместные усилия в борьбе с терроризмом по-прежнему являются одной из главных целей СРН, и именно в этой области военные будут продолжать играть важнейшую роль в преобразовании общих политических целей в конкретные оперативные реалии.

     Однако наши общие интересы не ограничиваются борьбой с терроризмом. Она - далеко не единственное направление деятельности, где при достижении совместных политических целей мы опираемся на поддержку наших вооруженных сил. Одна из наших всеобщих целей состоит в том, чтобы создать вооруженные силы, способные вести совместные действия при проведении операций по поддержанию мира: силы России и НАТО, действующие вместе для всеобщего блага. Первый опыт практического военного сотрудничества между Россией и НАТО, когда российские солдаты служили бок о бок с военнослужащими НАТО в СФОР и КФОР, наглядно показывает, что при сотрудничестве между военными можно достичь многого. Однако хотя такое проявление политических устремлений и военного сотрудничества, несомненно, внесло свой вклад в упрочение стабильности на Балканах, оно также высветило многие практические трудности, с которыми мы сталкиваемся в реализации наших стратегических целей. Балканские операции преподали нам много уроков. Один из них заключается в том, что между вооруженными силами России и стран НАТО существует много различий, причем не только в том, что и как мы делаем, но и в организации войск, структурах органов военного управления и организации тылового обеспечения. В результате сотрудничество между нашими вооруженными силами оказалось не таким простым, как могло показаться на первый взгляд. Наш опыт совместных действий на Балканах также показал, что полная «оперативная совместимость» – то есть способность войск легко и эффективно действовать совместно для выполнения общей задачи - была затруднена языковым барьером, несовместимостью применяемых средств и различиями в приемах и способах действий. Поэтому для расширения возможностей тесного сотрудничества и диапазона будущих операций, в которых Россия и НАТО могли бы участвовать совместно, одной из наших наиболее важных задач должно стать повышение оперативной совместимости.

     Еще одно важное направление нашей работы - это защита войск. Обеспечение безопасности наших военнослужащих, действующих в неустойчивой обстановке, является существенной частью любой операции, особенно при угрозе нападения с воздуха. Для противодействия этой угрозе наши эксперты уже выработали на экспериментальной основе соглашение о том, как это будет делаться, и в этом году они будут его проверять. Если все пройдет успешно, то это станет существенным вкладом в решение задачи повышения оперативной совместимости.

     Наше стремление к совершенствованию оперативной совместимости получило выражение в важной инициативе в области боевой подготовки и учений. Ее цель - более точно определять то, что необходимо для повышения способности войск к эффективным совместным действиям. Специалисты по вопросам учебно-боевой подготовки России и НАТО разработали масштабные программы деятельности на 2003 и 2004 годы. Первоначально главное внимание в этой инициативе уделяется совершенствованию потенциала средств связи. Надежная связь играет важнейшую роль в оперативной совместимости на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях, охватывая весь спектр военных операций. Вопросы связи также затрагивают широкий круг тем. В России говорят, что для подлинного сотрудничества необходимо, чтобы партнеры “нашли общий язык”. При совместных операциях все обстоит именно так. На элементарном уровне простое умение понимать язык друг друга или пользоваться общим языком выступает необходимым условием достижения оперативной совместимости.

     Программа боевой подготовки и учений СРН на 2003 год включала двадцать один вид базовых мероприятий. Туда входили различные виды деятельности - участие в учениях (например, в проведенном в июне в Армении учении «Максимальные совместные усилия», где отрабатывались задачи проведения наземной операции по поддержанию мира, включающие аспекты оперативной совместимости средств связи), симпозиумы, посвященные совместным постоянно действующим инструкциям, и занятия по изучению иностранных языков и терминологии. Кроме того, в октябре по приглашению России пять офицеров из стран НАТО участвовали в работе поисково-спасательных курсов в специальном учебном центре ВВС РФ в Краснодарском крае.

     В связи с программой деятельности на 2003 год была создана Совместная группа по изучению тактического опыта. Перед ней поставлена задача изучить выводы, полученные на основе оперативного опыта, накопленного на Балканах, и провести оценку тактики, методов и процедур, применявшихся там на театре военных действий. Работа этой группы будет содействовать дальнейшему развитию оперативной совместимости средств связи.

     В ноябре 2003 года начальники генеральных штабов вооруженных сил стран СРН одобрили еще более масштабную программу тренировок и учений на 2004 год. В ней содержится пятьдесят семь видов деятельности с указанием мест проведения мероприятий для отработки задач оперативной совместимости в морских, воздушных и наземных условиях и оценки полученных результатов. Кроме того, планируется проведение симпозиумов и семинаров по системам информации и связи, терминологии, военным системам и концепциям. В качестве форм учебно-боевой подготовки используются уже существующие учения, семинары, проводимые военными командованиями и различными учебными заведениями, а также «импорт образования» посредством передвижных групп преподавателей. Такие мероприятия организуются как в России, так и в государствах - членах НАТО. Это позволит военным специалистам, практическим работникам, инструкторам и преподавателям России и НАТО на практике отрабатывать и оценивать различные виды деятельности по оперативной совместимости. Долгосрочная цель состоит в том, чтобы внедрить результаты этой работы в системы военного образования и учебной подготовки друг друга.

     Новым аспектом совместной учебной подготовки стало проведение различных мероприятий для подготовки кадров военных специалистов России и НАТО, знакомых с вопросами стратегии и тактики друг друга. Кроме того, в этом году должна начаться реализация беспрецедентной инициативы в области сотрудничества между военными учебными заведениями. В ходе обменов преподавателями специалисты России и НАТО будут проводить обычные занятия в военных учебных заведениях друг друга в рамках постоянных учебных планов, помогая внедрять результаты, полученные при реализации инициатив в области совместной учебной подготовки и оперативной совместимости, в соответствующие военно-образовательные системы. Эти новые возможности в сфере учебной подготовки подчеркивают серьезность намерений всех сторон превратить взаимные связи в этой области в постоянную и неотъемлемую часть наших военных учебно-образовательных систем.

     Эта работа не принесет большой пользы, если ее результаты не будут подвергаться оценке и на ее основе не будут делаться выводы. Поэтому на совместной конференции по оценке оперативной совместимости, которая должна состояться в мае 2004 года в Норфолке (США), будут проанализированы достигнутые результаты и эффективность этой программы.

     В части военно-морского сотрудничества между Россией и НАТО в 2003 году также есть определенные успехи, но существуют хорошие перспективы активизации этой деятельности в 2004 году и в последующие годы. В сфере поиска и спасания на море - области сотрудничества между Россией и НАТО, которая была четко определена главами государств и правительством в Римской декларации, - произошли некоторые весьма существенные события, в том числе подписание в феврале 2003 года рамочного документа Россия - НАТО, образующего официальную основу, на которую мы будем опираться в совместной работе по этому важному направлению. Сотрудничая на этой основе, мы сможем подготовиться к принятию более эффективных мер реагирования, если возникнет такая потребность.

     Мы исследуем новые области сотрудничества и прокладываем новые важные пути. Не так давно наши контакты ограничивались специальными встречами экспертов, а российские офицеры приезжали на учения НАТО лишь как наблюдатели. Теперь мы стремимся к гораздо большему. Показателем того, чего мы надеемся достичь в более длительной перспективе, служит Консультативная промышленная группа НАТО, которая в этом году начнет изучать международные аспекты оперативной совместимости систем спасания подводных лодок. Впервые приглашение к сотрудничеству в этой области получили представители российской промышленности. Это важная веха в укреплении доверия между Россией и НАТО.

     Так как совместная работа становится скорее правилом, чем исключением, нам необходимо составлять планы на отдаленную перспективу. Вначале у нас была годичная программа, но по мере ее развития она приобрела более долговременный характер. Например, в 2005 году в НАТО состоится учение «Сорбе Рояль», которое проводится каждые три года и является главным учением по отработке поиска и спасания подводных лодок. В нем впервые будет участвовать Россия, которая направит свой спасательный корабль. Подготовка такого учения потребует большого объема планирования, и мы рассчитываем на совместную работу с самого начала. Подобные совместные действия кораблей России и НАТО - это символ подлинного прогресса, достигнутого после создания СРН.

     На 2004 год СРН-ВП готовит два визита кораблей постоянного оперативного соединения ОВМС НАТО в морские порты Российской Федерации, по одному на Балтийском и Черном морях. Кроме того, СРН-ВП рассматривает возможности организации ответных мероприятий военно-морских сил и оказания поддержки визитам представителей российских военно-морских частей в морские порты стран НАТО. Для проведения таких видов деятельности ВМС зачастую требуется большая работа по заблаговременному планированию, и уже в настоящее время разрабатываются планы с учетом перспективы проведения учебных мероприятий в 2005 году и в последующий период.

     В прошлом году я подчеркивал важность активных усилий России и НАТО, направленных на развитие и углубление сотрудничества по вопросам тыла, так как это главная опора любой военной операции. Между тем в этой области так много всего произошло в прошлом году и запланировано на следующий, что подробно рассказать об этом в одной статье просто невозможно. Однако следует отметить, что этот вопрос продолжает быть важным пунктом повестки дня СРН-ВП. 26 января 2004 года СРН принял решение о создании Специальной рабочей группы по тыловому обеспечению под совместным военно-гражданским председательством. Существенная особенность многих видов деятельности с участием России и НАТО заключается в необходимости регулярных поездок военнослужащих в страны—участницы СРН или транзита через них. Вскоре после создания НАТО одним из ее первых соглашений стало соглашение, в котором определяется статус военнослужащих одной страны, выполняющих свои задачи в другой стране. В мае 2003 года министры обороны стран СРН пришли к единому мнению о необходимости заключить «Соглашение о статусе сил» с целью облегчения практического военного и прочего сотрудничества, и уже начались переговоры по этому важнейшему документу.

     Я и не надеялся охарактеризовать всю нашу работу в одной статье, но думаю, что представленный здесь диапазон деятельности наглядно показывает масштабы развития отношений между Россией и НАТО. Главная составная часть всех этих усилий по сотрудничеству - это люди, и поэтому самым главным требованием является достижение оперативной совместимости между людьми, что предполагает общие идеалы и стремление к взаимопониманию. Я верю в дружбу между людьми.

     Больше чем когда-либо я убежден, что, упрочивая наши связи и повышая взаимопонимание посредством тесного сотрудничества на всех уровнях, от высших офицеров до простых солдат, мы постепенно создаем условия, в которых можно надежно осуществить замыслы, получившие выражение в Основополагающем акте Россия-НАТО 1997 года, о создании «…стабильной, мирной и неразделенной Европы…»


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства