на главную страницу

27 Февраля 2004 года

Армия и общество

Пятница

ШКОЛЕ НУЖЕН ВОЕНРУК

Александр КАНТОР, участник Великой Отечественной войны.



     Меня, фронтовика, удивляет тот факт, что в некоторых бывших республиках СССР уже одумались и вернули в школы НВП, а у нас все дебатируют по этому вопросу. Но двух мнений (у здравомыслящих людей) здесь быть не должно. Увы, потребовалось более десяти лет, чтобы понять, сколько вреда нанесли ликвидация НВП и бесконечные новации с ОБЖ-ОВС: снизился среди молодежи престиж военной службы, компрометируются издревле священные на Руси понятия патриотизма, воинского долга и чести, происходит физическая деградация юношей...
     18-летний парень не то что стрелять не умеет или подтянуться на перекладине не в состоянии - он кровать-то заправить не приучен, одежду свою гладить, ботинки чистить не привык. На требования командиров у такого недоросля один ответ: не знаю, не могу, не учили...
     Впрочем, не ко всем можно предъявить претензии в пренебрежении допризывной подготовкой молодежи. Существенную разницу в качестве призывного материала можно увидеть практически в любой роте или батальоне. Стоят в строю новички в необмятой еще форме. Но есть среди них городские ребята, есть и из российской глубинки. В умении первогодков обращаться с автоматом, общевойсковым защитным комплектом выясняется разница в подходах к преподаванию ОБЖ в сельских и городских школах.
     Учителя ОБЖ одного из округов Москвы рассказывали мне, что руководители школ нередко перераспределяют часы ОБЖ в пользу «углубления основных предметов». Рассуждают просто: авось поступит парень в вуз и не придется пылить ему тогда в кирзачах на солдатском плацу.
     В поселковой же школе, где народ больше ориентирован не на ловкачество, а на житейскую мудрость, преподаватель-организатор ОБЖ знает наверняка: не научишь завтрашнего призывника элементарному, будут у него вскоре проблемы. И еще какие. Ведь у тех армейских бед, о которых, захлебываясь, с таким смаком пишут порою газеты, корни надо искать не в казарме. Там - лишь следствие целого комплекса причин «гражданского» происхождения.
     Готовить мотострелков, танкистов, артиллеристов должна, конечно, армия. А готовить к армии? Школа - стартовая площадка не только на престижную студенческую скамью, но и по большому счету в жизнь. Кто-то пожмет плечами: а по силам ли все школе? Не все, но многое по силам. Если не ограничивать ОБЖ чисто гражданской направленностью.
     Многое зависит от преподавателя-организатора ОБЖ. По данным Минобразования России, 40 процентов преподавателей ОБЖ переступили 60-летний рубеж, на подходе к нему еще 30 процентов. Это, подчеркнем, при острейшем дефиците преподавателей ОБЖ! Почти половина из них - не специалисты, люди, не имеющие отношения к военной службе, женщины, классные руководители, физруки и другие учителя-предметники. Надо ли удивляться, что довольно хилый «военный» раздел ОБЖ оказывается в конечном счете в роли пасынка...
     Одним из аргументов противников НВП в школах было утверждение, что, дескать, подобных предметов нет в цивилизованных странах. Это неправда. В том или ином виде такая система подготовки молодежи к военной службе, воспитания ее в духе верности национальным интересам существует во всех уважающих себя странах. Цивилизованность государства как раз и определяется в числе прочего его готовностью к вооруженной защите своих интересов.
     Сейчас определилась закономерная тенденция к сокращению сроков службы в Вооруженных Силах России. В этом случае юноши тем более должны пройти допризывную подготовку в школе, дабы в самые короткие сроки овладеть военной специальностью в подразделении.
     Прежде военруки назначались в школах после предварительного согласования кандидатур в военкоматах. Я не понаслышке знаю, какое место занимал военрук в педагогическом коллективе, - сам семь лет в свое время проработал в школе. В коллективе, где большинство составляют женщины, офицер запаса, как правило, был авторитетом среди мальчишек, в том числе и для тех, кто конфликтовал с милицией.
     Вот почему исходя из личного опыта и наблюдений, зная умонастроения и в школах, и в армии, предлагаю: вернуть в школы отдельным обязательным предметом НВП, взяв за основу прежнюю программу (с коррективами, соответствующими духу времени); ввести в штаты всех средних учебных заведений должность «военный руководитель – заместитель директора по военно-патриотической работе»; ввести экзамен по НВП, который будут принимать офицеры военкоматов или воинских частей.
     Чтобы заинтересовать учащихся в этом предмете, для успевающих на отлично можно ввести какие-то льготы при призыве в армию: предоставить право выбора не только рода войск, но и места прохождения службы.
     Жизнь настоятельно требует перехода к интенсивным формам и методам обучения и воспитания подрастающего поколения. На НВП надо смотреть не с примитивных позиций абстрактного пацифизма, а с позиций государственных, дальновидных. Ведь главная цель этого предмета - готовить действительно высоконравственных, физически здоровых патриотов, будущих воинов, для которых защита Родины - отнюдь не «принудиловка».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства