на главную страницу

27 Февраля 2004 года

Армия и общество

Пятница

КОГДА НЕ «ВНУШАЕТ»…

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



При увеличении количества «армейских» телесериалов не должно страдать их качество

     В пору популярности латиноамериканских сериалов российских телезрителей волновал вопрос: зачем нам чужие «мыльные оперы», мы что, свои снимать не умеем? Вскоре выяснилось, что умеем. Уже который год наша телевизионная индустрия штампует их в таком количестве, что бедные домохозяйки с благоговением вспоминают времена «Рабыни Изауры», когда можно было ожидать следующей серии без панического страха перед тем, что на другом канале идет нечто похожее. Теперь смотреть все телесериалы невозможно физически.
     ВПРОЧЕМ, становится ясно, что современное ТВ немыслимо без сериалов точно так же, как без рекламы. Пожалуй, они и создаются друг для друга: если ты смотришь понравившийся сериал, то вынужден вкушать и очередные порции рекламной продукции, и наоборот. Стало ясно и то, что отечественное телевизионное «мыло» мало отличается от зарубежного. Впрочем, и специфика жанра такова. На 128-й серии «сдох» бы даже Феллини. Было бы странно в каждом случае ожидать от замордованных непрерывным телевизионным конвейером режиссеров и сценаристов, кочующих из одного фильма в другой актеров таких же шедевров, которые выдают мастера «штучной работы», представляющие свою продукцию на соискание «Оскара» или на худой конец «Золотого орла».
     Впрочем, эта разборчивая птица способна отделить зерна от плевел и в «многостаночной» сериальной продукции. Скажем, по итогам прошлого года она признала лучшими «Идиота» и «Бригаду» - два нашумевших телефильма, собиравших у голубых экранов значительную аудиторию. Но мы, однако, о другом.
     С недавних пор телевизионщики активно заполняют незаслуженно пустовавшую долгие годы нишу «армейского» сериала. «Граница. Таежный роман», «Спецназ», «Спецназ-2», «Мужская работа», «Мужская работа-2»…
     Казалось бы, славу Богу! Наконец-то с телеэкранов стали воспевать не бандитскую романтику, от которой всем уже тошно, а ратные будни нормальных русских мужиков, которые свои молодые годы тратят на то, чтобы не «бабки рубить», а защищать от развала Отечество. И хотя большинство этих фильмов страдает определенными художественными изъянами, хотя порой в них слишком много пальбы и мало творческих находок, в целом они достигают цели – формируют у населения уважение к армии, к человеку в погонах. Да и социальный заказ на это сегодня вроде бы существует, и кому как не государственным телеканалам отрабатывать его по полной схеме. Но вот что бросается в глаза…
     ПРЕМЬЕРНЫМ показом многосерийного телефильма «Моя граница» нас уже несколько вечеров потчует Первый канал. Задумка вроде бы неплохая – в живом, приключенческом жанре показать, как служат, с чем сталкиваются сегодня «зеленые фуражки» на Северном Кавказе или Дальнем Востоке. На роли главных героев, молодых офицеров, подобраны симпатичные ребята – косая сажень в плечах, мозговитые, не теряющиеся в экстремальной обстановке.
     Однако первые же серии оставили весьма жалкое впечатление. Дело даже не в том, что выпускники пограничного вуза ведут себя явно неадекватно: шастают по ресторанам в военной форме, швыряют деньги налево и направо, а на вопрос проститутки: «Как ты здесь оказался?» рапортуют: «По приказу Генерального штаба (выделено автором. – В.М.) Погранвойск».
     Далекий от этой специфической тематики телезритель может и не знать, что в Погранвойсках нет «генерального штаба». Но даже он наверняка почувствует, что рассуждения молоденькой барышни о «никчемности армии», «офицерах, паразитирующих на деньги налогоплательщиков», шиты белыми нитками. Они опоздали лет на десять, а то и больше. Подобными настроениями общество давно переболело. Нынче даже домохозяйкам не надо объяснять, что без сильной армии не бывает сильной страны, и только ленивый политик не позиционирует себя рьяным поборником мощных Вооруженных Сил. Зачем же вытаскивать на свет божий пропахшие нафталином тезисы?
     Или зачем так беспомощно «юморить», изображая солдата-первогодка, который по назиданию «стариков», пытающихся его разыграть, ложится спать в противогазе, а по тревоге вскакивает и ничего не может понять? Неужели нельзя показать и впрямь нечто смешное, ведь казарма – настоящий кладезь юмора!
     Примитивизм, напускная театральность сквозят и во многих других деталях. В том, как общаются между собой персонажи, какие реплики произносят, в какие передряги – служебные и житейские – попадают. Вкупе с незатейливостью сюжетной линии, отсутствием надлежащего музыкального сопровождения такая пропаганда военной службы вряд ли тронет сердца нашей молодежи. Не беру на себя роль телекритика, но с точки зрения обычного телезрителя, как говаривал незабвенный Хрюн Моржов, не «внушает».
     Не внушает потому, что явное пренебрежение к таким «мелочам», как правильное употребление военных терминов или даже армейского жаргона, косвенно свидетельствует о пренебрежительном отношении авторов к самой военно-патриотической теме. В титрах всех старых фильмов на эту тему, если помните, неизменно присутствует «военный консультант». Нынешние режиссеры этим правилом почему-то пренебрегают. И явно не из финансовых соображений.
     КСТАТИ, о деньгах. Если вспомнить, какое пиар-сопровождение шло вокруг таких сериалов, как «Бригада», «Участок» или «Спецназ», то напрашивается вывод: на ТВ прекрасно понимают, какую продукцию стоит «пиарить», а какую – нет. То, чему телезритель будет искренне сопереживать, там, где подобраны раскрученные актеры и привлечены музыканты уровня Николая Расторгуева, где не пожалели средств на эффектные съемки, – заранее обречено на успех. Как творческий, так и коммерческий. Там же, где очередной сериальчик, востребованный государством, слепили на скорую руку «из того, что было», рассчитывать на серьезные дивиденды не приходится. Можно лишь освоить под него небольшие денежки да бодро отчитаться о «новом подходе» к воспитанию молодежи посредством «важнейшего из искусств».
     Однако «мобильники» у этой молодежи почему-то звонят запомнившейся (потому что качественной, выразительной) главной темой саундтрека (звуковой дорожки) к «Бригаде». А наши лифты и подъезды испещрены надписями типа «Саша Белый», «Фил», «Пчела», «Космос» (потому что сыграны эти герои убедительно, «внушают»). Парадокс, но телеиндустрия добилась, казалось бы, невозможного: зритель начал симпатизировать «хорошим», «симпатичным» бандитам, вступившим в безжалостную схватку с бандитами «плохими». Ибо на их героизацию брошены все финансовые, технические, творческие, интеллектуальные ресурсы.
     Нечто подобное мы наблюдали в сериале «Граница. Таежный роман». Там совершенно отвязные, бесшабашные и «безбашенные», не производящие впечатления добросовестных служак, но блестяще сыгранные офицерские типажи начала 70-х вызывали жуткую аллергию у ветеранов армии и флота, но с симпатией принимались большинством телезрителей. А уж талантливая, незабываемая музыка к этому фильму создала все предпосылки к тому, чтобы авторский коллектив был представлен к Государственной премии.
     Когда же с ресурсами не особо напрягаются, когда на первом плане количество, а не качество, и на выходе получается жалкое подобие «Офицеров» или «В зоне особого внимания». В этом случае остается констатировать: лучше уж никак вместо как-нибудь! Хотя сериалы по военно-патриотической тематике нужны сегодня как никогда. Это лишний раз доказывает идущий сейчас на канале «Россия» телевизионный фильм «Честь имею». Он посвящен подвигу псковских десантников. И уже это гарантирует повышенное внимание к фильму. Судя по двум первым сериям, он это внимание оправдывает. Жестко, образно, без лишней киношной бравады в нем показана суровая правда чеченской войны. Впрочем, эта телепремьера требует отдельного вдумчивого анализа.
     Телевидение повернулось к армии лицом. С этим уже не поспоришь. Теперь желательно, чтобы оно повернулось к ней, точнее, к телепродукции, так или иначе связанной с Вооруженными Силами, еще и карманом. А выиграют от этого все.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства