на главную страницу

28 Февраля 2004 года

Российское оружие

Суббота

АВИОНИКУ ОЦЕНИВАЕТ НЕБО

Анатолий АНТИПОВ, Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда».



Встречи с редколлегией «Красной звезды» директоров ведущих отечественных оборонных предприятий, задающих темп развития всей отрасли, уже стали традиционными. Это неудивительно, ведь именно от «оборонки» напрямую зависит обеспечение нашей армии современным вооружением и военной техникой, а значит, национальная безопасность и технологическая независимость России. Для нас, военных журналистов, получить подробную и достоверную информацию о проблемах ОПК, что называется, из первых уст особенно важно.
Сегодня мы предлагаем отчет о встрече в редакции с вице-президентом Лиги содействия оборонным предприятиям, президентом Научно-производственного центра (НПЦ) «Технокомплекс» — ведущего разработчика и производителя авионики для боевой и гражданской авиации, генеральным директором - генеральным конструктором Федерального научно-производственного центра «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», профессором, доктором технических наук Гиви Ивлиановичем ДЖАНДЖГАВОЙ. Разговор в редакции получился интересный, содержательный и затронул не только проблемы отечественной авионики, но и общее положение дел в «оборонке», пути выхода отрасли из затянувшегося кризиса.

     
Реформа не ради реформ

     - Гиви Ивлианович, в интервью «Красной звезде» три года назад вы говорили о том, что «оборонка» не может реформироваться сама собой. Государству необходимо вернуть комплексу долги за уже выполненные работы, реструктурировать его задолженности, усовершенствовать нормативную базу и пр. Что изменилось с тех пор?
     - Еще в 1990-е годы предпринималось немало попыток развязать тугой узел проблем «оборонки», но все они оказались малоэффективными. Предлагаемые тогда программы реструктуризации оборонной промышленности оказывались на деле слишком оптимистичными и не учитывали реальных возможностей государства по поддержке отрасли. Председатель правительства Виктор Черномырдин обещал погасить госзадолженность перед оборонщиками и издать ряд нормативных актов в поддержку реструктуризации. В первую очередь имелись в виду подготовленные с участием «Лиги содействия оборонным предприятиям» законы «О национализации», «Об интегрированных структурах», поправки в законы «Об оборонном заказе», «О военно-техническом сотрудничестве» и ряд других нормативных актов. Однако денег «оборонка» практически не увидела, законы так и не были приняты, долги государство не погасило, и поэтому начальные условия для проведения реформы ОПК не были обеспечены. Все это привело к так называемой вялотекущей реструктуризации. Немного позже изменения, касающиеся управления отраслью, все же произошли. Вместо упраздненного Госкомоборонпрома появились федеральные оборонные агентства, а в правительстве появился новый вице-премьер, непосредственно курирующий отрасль.
     Сегодня с трудом, но реализуются Федеральная целевая программа реформирования и развития отрасли на 2002 - 2006 годы и «Основы политики РФ в области развития ОПК на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Согласно этим документам число предприятий и организаций «оборонки» значительно сократится, а оставшиеся объединятся в мощные жизнеспособные концерны и будут поддерживаться государством. Это должно позволить российским военным получить новое современное оружие, а также увеличить объемы экспорта нашего вооружения и военной техники. Один из таких холдингов - «Концерн «Авионика» будет создан в ближайшее время на базе существующего и успешно работающего Научно-производственного центра «Технокомплекс».
     Новая федеральная программа по реформированию ОПК в чем-то ближе к реальности, чем предыдущая. Но как член экспертной группы правительства отмечу, что она была составлена с рядом серьезных замечаний, и поэтому в целях экономии времени ее решили дорабатывать в процессе реструктуризации. Сложностей, конечно, немало, так как необходимо создавать экономические, технологические, организационные, региональные условия реформирования.
     Есть еще один немаловажный нюанс – объединение в холдинги зачастую диктовалось «сверху» без учета мнения конкретных предприятий, которым не всегда экономически и организационно это выгодно. Специфику структурных преобразований «оборонки», безусловно, надо учитывать в полной мере. Поэтому по каждому новому холдингу готовится специальный указ Президента России.
     
Концерну «Авионика» — быть!

     - Новый концерн «Авионика» создается на базе Научно-производственного центра «Технокомплекс». С какими результатами НПЦ подошел к этому событию?
     - Напомню, что «Технокомплекс» был создан в соответствии с государственной программой реструктуризации ОПК в 1997 году, сегодня он объединяет 17 разработчиков и производителей бортового оборудования летательных аппаратов с общей численностью работающих более 33 тысяч человек. В него входят открытые акционерные общества: Федеральный научно-производственный центр «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», Московский научно-производственный комплекс «Авионика», «Аэроприбор-Восход» (Москва), Курское ОАО «Прибор», «Раменский приборостроительный завод», «Чебоксарский приборостроительный завод «Элара», «Техприбор» (Санкт-Петербург), «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» и другие ведущие предприятия авиапрома.
     Отмечу, что все предприятия давно работали вместе над созданием авиационной техники и технологически совместимы. Кстати, и в самом названии центра скрыт принцип объединения его участников - взаимовыгодного сотрудничества технологически увязанных между собой разработчиков и производителей авионики. Уже это позволяет реализовать поставленные задачи по созданию и модернизации бортового радиоэлектронного оборудования, существующих и новых летательных аппаратов.
     НПЦ - структура достаточно демократическая. К слову, я, как его руководитель, не имею права принимать какие-либо решения по общим значимым вопросам без согласования с членами совета директоров, в который входят генеральные директора всех наших предприятий.
     Годы, минувшие со дня основания «Технокомплекса», со всей очевидностью подтвердили: мы не ошиблись в выборе. За это время предприятия притерлись друг к другу, определили кооперационные интересы и направления специализации. Жизнеспособность структуры подтвердило успешное выполнение предприятиями Научно-производственного центра работ по самолетам Су-30МКК, Су-30МК2 (для Китая), Су-30МКИ, Ка-31РЛД (для Индии), многофункциональному истребителю Су-27См и бомбардировщику Су-34, вертолетам Ка-60 и Ка-52 «Аллигатор», Ми-24ПН и Ми-28Н, истребителю МиГ-29СМТ-2 как для Минобороны РФ, так и для инозаказчиков.
     В 2003 году, работая в интересах Министерства обороны, МЧС, Минтранса и инозаказчиков, мы провели совместные и сертификационные испытания на 35 летательных аппаратах. НПЦ успешно провел ряд тендеров, в том числе по созданию авионики для истребителя пятого поколения, модернизированному вертолету Ми-8 - тема «Гастон», ряд более мелких тендеров.
     В рекордно короткие сроки, практически за год, совместно с авиационной холдинговой компанией «Сухой» провели разработку, испытания и получили предварительное заключение Минобороны по модернизированному бортовому оборудованию истребителя Су-27СМ. Пять самолетов в декабре прошлого года были перебазированы из Комсомольска-на-Амуре в Липецкий учебный центр в сложных метеоусловиях и с двумя промежуточными посадками без единого отказа. Уже это является определенным сертификатом качества Су-27СМ. ВВС России заказывают еще партию таких машин, которые являются не только перехватчиками воздушных целей, но могут работать и по наземным целям. Отмечу, что эта модернизация была проведена в большой степени за счет собственных средств.
     Завершены совместные с ОКБ им. Миля, заводом «Росвертол» и Красногорским оптико-механическим заводом испытания вертолета как дневного, так и ночного действия Ми-24ПН. Первая партия вертолетов уже поставлена в летный центр (г. Торжок) для последующей передачи их в Северо-Кавказский военный округ. Хочу подчеркнуть, что это прекрасная винтокрылая машина, обкатанная практически во всех локальных конфликтах. Конечно, это вертолет не нового поколения, а модернизированный вариант знаменитого «крокодила». За отпущенные деньги и сроки мы с нашими коллегами и вертолетными предприятиями сделали добротный авиационный комплекс, оснащенный всей гаммой современного вооружения.
     Кстати, вся советская авиатехника по конструкции и летным характеристикам была так прекрасно скроена, что в нее заложен большой потенциал для модернизаций, и спустя десятилетия после своего создания она пользуется спросом и на зарубежных рынках.
     Ми-24ПН способен выполнять задачи в любых условиях, иногда даже лучше, чем современная зарубежная техника, поскольку изначальные эксплуатационные требования к таким изделиям у нас гораздо жестче. Наша, например, авиатехника работает в диапазоне температур от - 60 до + 60 градусов Цельсия в отличие от «нежной» иностранной техники. На этот год мы имеем заказ еще на 6 Ми-24ПН.
     Кроме того, мы работаем и на новой милевской винтокрылой машине Ми-28Н. Проведены модернизация и оснащение авионикой второго летного образца вертолета. С ОКБ «Камов» проведены работы по оборудованию Ка-31 для Министерства обороны и стендовой отработке оборудования вертолетов Ка-52 и Ка-60.
     Получено предварительное заключение, и достигнуты рекордные точности боевого применения оружия на двухместном бомбардировщике среднего класса Су-34. Точность бомбометания проверяли в горных условиях, и с первых заходов наземные мишени были уничтожены, а уже последующие бомбометания делали по воронкам от первых попаданий. Такая точность, превышающая нормативы, достигнута обычными КАБами навигационным способом и оптическими прицельными средствами. Кроме того, планируются испытания и с оружием со спутниковым наведением.
     Предприятиями «Технокомплекса» проведен большой объем работ по продлению ресурсов и модернизации дальних авиационных ракет с обычным зарядом. Мы провели все виды испытаний с оптическим, спутниковым наведением, наведением по картам рельефа местности. И сегодня речь идет об их серийном производстве.
     - А что сделано в интересах инозаказчиков и другим направлениям?
     - В интересах минобороны Индии выполнены контрактные обязательства по наземному комплексу подготовки полетных заданий и по оптико-прицельному навигационному комплексу для истребителя Су-30МКИ. В Индию поставлено 12 самолетов и ранее, на первом этапе, было поставлено 10 самолетов. Совместно с ОКБ «Камов» поставлены восемь вертолетов Ка-31 радиолокационного дозора с нашим пилотажно-навигационным комплексом. Этот вертолет будет базироваться и на поставленном в Индию авианосце «Адмирал Горшков».
     В интересах министерства обороны Китая завершены совместные работы с ОКБ «Сухого» и КнААПО по самолету Су-30МКК. В кратчайшие сроки проведены совместные испытания, получено заключение министерства обороны и уже осуществляется поставка первых 12 истребителей Су-30МК2. С РСК «МиГ» проведены разработка и все виды наземных испытаний МиГ-29СМТ, на котором стоит наш прицельно-навигационный комплекс, для Йемена. На его базе мы будем совместно с РСК «МиГ» и кооперацией предприятий разрабатывать корабельный истребитель для авианосца «Адмирал Горшков».
     Также нами разработаны системы управления и воздушных сигналов для учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ. Выполнен большой объем работ по оснащению бортовым оборудованием самолета-амфибии Бе-200 с корпорацией «Иркут» и рядом смежных предприятий. Эта машина сегодня рассматривается в Европе как базовый самолет для тушения крупных пожаров.
     Мы уже два года совместно с ОКБ «Миля» и «Росвертолом» представляем на выставках ночной вариант уникального вертолета Ми-26. Ввиду больших габаритов этого «грузовика» наиболее целесообразно его применение в ночных условиях. Следует отметить, что
     Ми-26 является единственным средством быстрого внеаэродромного развертывания войск.
     Модернизирована, сертифицирована и внедрена в эксплуатацию баросистема для вертикального эшелонирования по новым международным требованиям. Они, как вы знаете, постоянно ужесточаются. Это касается таких самолетов, как Ту-154, Ту-134, Ил-76, Як-42, Ан-72. Предприятиями НПЦ во главе с
     НИИАО выполнены работы по разработке, поставке и сертификации авионики президентского самолета Ил-96-300ПУ, Ту-334,
     Ил-114,Ту-204, Ту-214.
     Отмечу, что мы традиционно много внимания уделяем научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Четвертая часть средств корпоративной структуры направляется на научные исследования и опытно-конструкторские разработки.
     Мы в «Технокомплексе» выпускаем и гражданскую продукцию. У нас есть разработки приборов для медицины, транспорта, газовой и нефтяной промышленности, электроэнергетики.
     Доля заказов по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами в 2002 - 2003 годах составила 65 процентов от общего объема производства «Технокомплекса». Доля госзаказа - до 15 процентов, гражданской авиации - 7 - 8 процентов. При этом объемы загрузки предприятий НПЦ по ВТС и госзаказу примерно равны, т. е. мы используем часть средств от прибыли инозаказов на разработки для наших военных машин.
     Какие задачи будут стоять перед концерном «Авионика»? Как будет решен вопрос государственного контроля за новой структурой?
     - К моменту выхода в свет Указа Президента России Владимира Путина о рационализации оборонного комплекса и закреплении 51 процента пакета акций предприятий ОПК в государственной собственности «Технокомплекс» уже уверенно стоял на ногах. Но мы еще до этого хотели преобразовать Научно-производственный центр в более эффективную структуру. Для этого государство должно было передать нам в доверительное управление свою долю собственности предприятий. Процесс оформления этого постановления правительства занял у нас около 3 лет и шел очень тяжело, так как был первой такой попыткой в оборонном комплексе. Как раз в этот момент появился вышеупомянутый указ президента, и нам порекомендовали переделать под него оформленные документы. И вот уже два года оформляется и согласовывается проект указа Президента РФ и мы надеемся на успешное завершение этого процесса.
     Выглядеть это будет так: государство передает в «Технокомплекс» свой пакет акций входящих предприятий, в результате чего и образуется ОАО «Концерн «Авионика». Причем государство будет иметь контрольный пакет в 51 процент акций, а НПЦ - 49 процентов. Это позволит, с одной стороны, сохранить контроль государства в этой области, а с другой - гибко и эффективно управлять производством.
     Что касается влияния государства в оборонно-промышленном комплексе, хочу заметить, что ни одна частная структура не может выполнять государственный оборонный заказ в полной мере, так как это связанно с дорогостоящими базовыми технологиями, тарифами, лимитами, определенной закрытостью, с созданием большой кооперации, ремонтом и обслуживанием техники в течение ее срока эксплуатации и т. д. Ни в одной стране мира без того или иного участия государства в управлении оборонным сектором не обходится.
     
Инвестиции решают многое

     - Какой объем инвестиционных средств вы планируете привлечь в новый концерн?
     - Привлечение инвестиций - одна из наших основных задач. Сегодня мы активно вкладываем в разработки свои средства. Все более или менее значимые работы по авионике делаются нашей корпоративной структурой, и на ближайшие годы у нас есть портфель заказов примерно на миллиард долларов. Но мы расширяем рынок для обеспечения достаточных средств на развитие новых технологий.
     Сегодня это очень важно, так как мы находимся на грани между двумя поколениями авионики, и, чтобы быстрее перейти к следующей ступени, нужен существенный финансовый, научный и технологический задел. У нас уже разработана концепция авионики следующего поколения, базирующаяся на интегрированном магистрально-модульном принципе с открытой архитектурой. Серийные заводы в основном готовы выпускать компоненты этого комплекса и тиражировать их для авиационных, космических, морских и сухопутных систем и комплексов.
     Реализация такой концепции и соответствующей программы позволит нам в будущем стать конкурентоспособной на мировом рынке фирмой с высоким технологическим и научным уровнем, способной обеспечивать как внутренние, так и внешние заказы по авионике.
     Для того чтобы развивать базовые тех
     нологии в ближайшие два-три года, нам необходимо порядка 300 миллионов долларов. И сегодня, когда потеплела инвестиционная обстановка, мы стремимся привлечь не только собственные средства, не только отечественные, но и зарубежные кредиты для приобретения качественного отечественного, европейского и японского оборудования.
     - За счет чего выживает «Технокомплекс» в сегодняшних непростых экономических условиях?
     - Наш Научно-производственный центр - экономически и финансово устойчивая структура, не имеющая долгов ни перед бюджетом, ни перед своими смежниками и персоналом. Мы имеем стабильный государственный оборонный заказ, что, конечно, для сегодняшней «оборонки» явление достаточно редкое.
     Предприятия НПЦ активно участвуют в экспортных программах боевой авиации и по возможности диверсифицируются в другие области: гражданскую авиацию, сухопутную и морскую тематику. Наши традиционные, стержневые направления поставок боевой авиации - это Китай и Индия. Есть перспективы в Малайзии, Вьетнаме, Индонезии и в ряде арабских стран.
     Увеличивается объем работ по бортовой радиоэлектронике и для гражданских самолетов Ту-204, 214, 334,
     Ил-114, Бе-200, а также для самолетов военно-транспортной авиации.
     
Лучше меньше, да лучше

     - Планируется ли расширение «Концерна «Авионика» за счет принятия в него новых предприятий? Какими, на ваш взгляд, должны быть новые концерны «оборонки»?
     - К нам поступали и поступают предложения от ряда фирм по вступлению в «Технокомплекс», и НПЦ идет им навстречу. Мы открыты для сотрудничества, но приглашаем в основном тех, кто технологически и кооперационно с нами связан.
     Просто набирать разные предприятия и искусственно раздувать концерн по принципу «чем больше, тем лучше» не перспективно. По моему мнению, смысл всей реорганизации ОПК именно в том и заключается, чтобы сформировать компактный и эффективный хребет отрасли. А уже потом решать вопрос с предприятиями, у которых минимальные загрузки по работам госзаказа. В этом случае должны быть другие критерии реструктуризации таких предприятий, может быть, более диверсифицированные.
     Повторюсь, в первую очередь стараемся объединять в НПЦ технологически близкие и совместимые структуры и в результате специализации удешевлять свою продукцию, обеспечивая конкурентоспособность по ценам.
     С другой стороны, мы очень плотно занимаемся унификацией и тем самым увеличиваем тираж наших систем, устанавливая на самые разные объекты схожие приборы. Например, максимально унифицированные цифровые вычислительные машины используются на многих типах летательных аппаратов. То же можно сказать о жидкокристаллических цветных индикаторах, системах управления самолетом или вертолетом, системах управления оружием, топливомерных системах, катапультируемых креслах и т. д. Мы стремимся унифицировать как можно больше систем по всей номенклатуре продукции и таким образом формировать серийноспособный заказ. Уже в прошлом году отдельные системы выпускались тиражом до 500 – 600 единиц. Этот фактор также работает на повышение конкурентоспособности.
     
Двигатель развития — конкуренция

     - Как складываются отношения «Технокомплекса» с другими компаниями, работающими на рынке отечественной авионики?
     - Наша традиционная ниша - боевая авиация, здесь мы занимаем не менее 60 процентов объемов по авионике. В отличие от нас корпорация «Авиаприбор холдинг», которая тоже существует достаточно давно, специализируется на авионике для тяжелых летательных аппаратов военной и гражданской авиации. Мы с ними имеем соглашение и делим рынок, правда, с небольшим пересечением и дублированием. Но это скорее служит общим интересам, формируя конкурентно-соревновательную среду. Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» тоже в какой-то степени тематически с нами пересекается, но имеет и свою рыночную нишу. Таким образом, в России сегодня есть три интегрированные структуры, работающие в области авионики, уже достаточно притершиеся друг к другу, но постоянно конкурирующие между собой на отдельных сегментах.
     В заключение хотелось бы отметить, что создание концерна «Авионика» поддерживают и директора оборонных предприятий, выпускающие конечную продукцию с нашей авионикой. Они подписали ходатайство в поддержку образования нового концерна заместителю председателя Правительства РФ. Такое же обращение направлено Российским союзом промышленников и предпринимателей, Лигой содействия оборонным предприятиям РФ.
     НПЦ «Технокомплекс» в настоящее время - эффективно работающая и положительно зарекомендовавшая себя структура, которая нашла свою нишу на рынке и способна сформировать концерн нового типа.
     На снимках: кабина Су-30МК; истребитель Су-30МК, оснащенный авионикой НПЦ «Технокомплекс».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства