на главную страницу

2 Марта 2004 года

Армия сегодня

Вторник

Россия расправляет крылья

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



В Министерстве обороны РФ прошла встреча главкома Военно-воздушных сил генерала армии Владимира Михайлова с военными атташе зарубежных стран и российскими журналистами. Он подвел итоги деятельности ВВС и рассказал о планах на будущее.

     Принятые Президентом России меры, отметил главком, позволили решить наиболее острые проблемы, стоявшие перед военной авиацией. Произошло совершенствование структуры органов управления и повышение качественного уровня авиационной техники. Задачи по боевому дежурству решены полностью. Все необходимые силы и средства находятся в постоянной боевой готовности. При этом ВВС способны наращивать дежурные силы не только в масштабах России, но и совместно с государствами - участниками Организации Договора о коллективной безопасности. С ними существует полное взаимопонимание, обеспечивающее эффективное взаимодействие. Как известно, в прошлом году в Киргизии открыта российская авиабаза Кант. Сейчас проводится ремонт аэродрома, пунктов управления и помещений.
     У руководства Министерства обороны, заявил генерал армии Владимир Михайлов, были основания для включения в состав ВВС армейской авиации. В прошедшем году на ее подъем выделено в три раза больше денег, чем это делалось прежде. Значительно улучшена подготовка вертолетчиков в строевых частях. Переподчинение частей прошло без каких-либо проблем. Все они вошли в состав воздушных армий, на территории которых находились. Управления авиации окружного масштаба, как говорят летчики, «перешли через дорогу в новые кабинеты».
     Впервые за последние годы возросло количество и качество учений. Они проводятся на фоне сложной тактической обстановки. Командиры танковых и мотострелковых частей планируют ведение боевых действий при поддержке с воздуха. Ни одно учение Сухопутных войск не проходит без участия авиации. В ходе них авиация отрабатывает задачи с практическим боевым применением всех комплексов вооружения, в том числе и крылатых ракет. Не остается без внимания ратный труд специалистов противовоздушной обороны и радиотехнических войск. Их работа не столь эффектна и заметна, как полеты авиации, но необходима. Выполненные на полигонах боевые стрельбы по аэродинамическим и баллистическим целям показали высокий уровень подготовки частей и подразделений зенитно-ракетных войск.
     Большое внимание, по словам главкома, уделяется дальней авиации. Ее экипажи ходили в акваторию Индийского океана и выполняли пуски крылатых ракет. Такие же пуски выполнены из акватории Баренцева моря по полигонам, расположенным на территории России. В период проведения стратегической командно-штабной тренировки дальней авиацией выполнялись задачи, свойственные только ей. А они требуют высокого уровня подготовки экипажей.
     В 2003 году, заявил Владимир Михайлов, много сделано в развитии ВВС как вида Вооруженных Сил.
     При поддержке Министерства обороны была четко определена модернизация самолетов Су-27, Су-25 и Су-24. Прежде всего уменьшили количество ее направлений, чем было непозволительно заниматься в предыдущие годы, так как распылялись выделяемые силы и средства. Все работы выполнены по направлениям, дающим качественные изменения и делающим технику более эффективной. Достигнуты очень хорошие результаты, зачастую превышающие требования по оборудованию и вооружению самолетов. По тем же критериям идет модернизация парка армейской авиации. Новые модернизированные самолеты и вертолеты поставлены в учебные центры. Идет отработка методики выполнения полетов и боевого применения.
     Подошли к испытаниям вертолеты Ми-28Н и Ка-52. По этим машинам имеется большой научный и практический опыт. Принято решение довести их в 2004 году до предварительного заключения, а далее, после устранения выявленных недостатков, рекомендовать к серийному производству. Каких-либо сложных недостатков на испытаниях, по мнению Владимира Михайлова, выявлено не будет. Основным боевым вертолетом станет Ми-28Н, а Ка-52 в России будет использоваться для выполнения определенных, специальных задач.
     В выборе систем ПВО пока остановились на мобильных комплексах С-300 и С-400. Они обладают различным набором ракет и могут поражать низколетящие и баллистические цели от малых дальностей до 400 километров.
     В рамках единой концепции перспективного развития Вооруженных Сил выполняются программы для Военно-воздушных сил. Подписано предварительное заключение по самолету МиГ-АТ. Очевидно, скоро может быть принято решение о его серийном производстве. Создается на заводских стапелях Ил-112. Проходит ремодернизация самолета Ил-76МД. Готовится выпуск самолетов Ил-76МФ, предварительные работы начаты в конце 2003 года в Воронеже. Идет работа над перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА). Он позволит решить некоторые вопросы по самолетам Су-30МКИ (МКК). Это современные, отлично зарекомендовавшие себя машины. Однако ВВС России хотят их улучшения по параметру малозаметности и надеются получить более мощное вооружение по дальности и эффективности применения.
     В ближайшем будущем, отметил главком, не следует ожидать массового появления в российских ВВС каких-то новых типов самолетов. К тому же в них военная авиация не нуждается. Например, истребитель Су-27 принят на вооружение в 1987—1989 годах. Теперь в его модернизацию вложили весь накопленный за это время научный потенциал. Зачем же его в ближайшее время менять?
     
Наша справка

     Самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50, созданный на базе Ил-76МД, принят на вооружение в 1984 году.
     На машине установлен радиотехнический комплекс «Шмель», состоящий из радиолокационной станции (РЛС), аппаратуры определения госпринадлежности, системы обработки информации и ее отображения на рабочих местах тактического экипажа, системы цифровой помехозащищенной связи. Трехкоординатная РЛС кругового обзора позволяет обнаруживать и сопровождать воздушные цели и надводные корабли. В том числе малоразмерные (крылатые ракеты), низковысотные цели на фоне воды и любой земной поверхности.
     А-50 превосходит американский Е-3 «Сентри» по уровню обнаружения целей на фоне земной поверхности.
     Наведение самолетов осуществляется как по автоматизированным каналам передачи данных, так и с использованием обычных каналов связи с подачей команд в эфир голосом. При работе на большом удалении от командного пункта для передачи данных используется спутниковая связь.
     Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете. Имеются устройства выброса ложных тепловых целей и радиолокационных отражателей.
     На вооружении ВВС России имеется более 20 самолетов А-50. В настоящее время создается модернизированный вариант самолета А-50М с усовершенствованным радиолокационным комплексом.
     Летный экипаж — 5 человек.
     Максимальная скорость — 810 км/ч.
     Крейсерский
     потолок — 10.000 метров.
     Максимальный
     взлетный вес — 190.000 кг.
     Максимальная дальность
     полета без дозаправки
     в воздухе — 7.500 км.

     
Если посмотрим на зарубежный опыт, то увидим ту же картину. Стоящие на вооружении в НАТО F-16 изготовлены двадцать лет назад, и на них выполнено несколько модернизаций. Переход на новый тип техники - очень дорогое удовольствие. Кстати, для снижения стоимости модернизации ее проводят на авиаремонтных предприятиях Министерства обороны. Работающие на них люди могут воочию увидеть погрешности предыдущего своего труда. А главное, они помогают устранить некоторые технологические недостатки, которые невозможно обнаружить ни при каких испытаниях. Все это позволяет повысить надежность техники.
     Что касается самолета Ан-70, главком отнес себя к тем людям, которые не меняют своего мнения. Не из-за упрямства, а потому что он всесторонне оценил вопрос с технической точки зрения. Владимир Михайлов хочет «помочь украинским коллегам выявить, выяснить и решить проблемы систем и технических недостатков двигателя, с которым Ан-70 летать не может». Совсем недавно российские инженеры вместе с инженерами украинских предприятий и ВВС провели совещание. Увы, они не смогли констатировать, что для продолжения полетов все недостатки устранены.
     Главных проблем у двигателя две. Первая - нет достаточной газодинамической устойчивости его работы. Именно поэтому за небольшой период испытаний и проверок произошло 52 помпажа (неправильная работа двигателя в полете, приводящая к его выключению или поломке). Вторая - двигатель превышает все допустимые нормы шумов по международным требованиям. Фактически он делает самолет пригодным только для полетов между Россией и Украиной. На другие зарубежные аэродромы из-за такого недостатка его просто не пустят.
     На вопрос о проблемах прошедшего года генерал армии Владимир Михайлов ответил так.
     - Прежде всего недоволен результатами прошлого года в плане безопасности полетов. С лета 2002 года мы почти год выполняли полеты без летных происшествий. Потом последовал их всплеск. Волнует прежде всего то, что произошли они по причине человеческого фактора. Мы обратили больше внимания на подготовку молодых летчиков, курсантов летных вузов, а среднее звено, казалось бы, опытных летчиков, недоглядели. Конечно, можно говорить об увеличении налета и нагрузки у летного состава. В целом по средним показателям аварийность у нас по сравнению с другими странами ниже. Однако, видя свою недоработку, я провел организационные мероприятия и более конкретно определил уровень контроля и ответственности при выполнении полетов. Это позволит вытащить безопасность полетов «из провала».
     Особый интерес у журналистов вызвал ответ главкома ВВС по поводу полетов самолетов АВАКС «для демонстрационных возможностей» над территорией стран Балтии.
     - Каждый из нас понимает, что в учебных целях такие самолеты над чужими территориями не летают. Российская авиация не любит оставаться в должниках, чтобы на нас не обиделись, я организовал полеты над своей территорией. Мы смогли на разведывательных рубежах самолетов А-50 и Су-24 увидеть все, что нас интересовало. Это не демонстрация, а обычная подготовка экипажа...
     Все это позволило главкомату Военно-воздушных сил и Министерству обороны прийти к выводу: «По количественному и качественному состоянию ВВС России способны выполнять поставленные задачи по своему предназначению.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства