на главную страницу

4 Марта 2004 года

Планета людей

Четверг

НАТО спешит расшириться

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



Как известно, официальное вступление семи новых государств в НАТО – Болгарии, Румынии, Словакии, Словении, Латвии, Литвы и Эстонии – ожидалось на июньском саммите альянса в Стамбуле. Однако на днях штаб-квартира НАТО объявила информационным агентствам, что эти государства могут быть приняты в НАТО «досрочно» и их «формальное» вступление может произойти уже 2 апреля. Оно будет приурочено к намеченной на тот же день рабочей встрече министров иностранных дел стран - членов НАТО в Брюсселе. «Дата церемонии, 2 апреля, на 98 процентов подтверждена», - уточнил представитель альянса.

     
Дело не только в географии

     На сегодняшний день закончена процедура ратификации протоколов о вступлении 7 новых государств в парламентах каждой из 19 стран НАТО. Эти документы передаются в госдепартамент США, которые являются страной-депозитарием Североатлантического договора. Предстоит еще завершить процесс ратификации в парламентах вступающих стран, но большинство новобранцев это уже сделали, оставшиеся завершат к концу марта. Поэтому-то, как полагают в НАТО, ничто не мешает ускорить их официальное вступление в альянс.
     Любопытно, что подобного вступления в НАТО еще не было. Обычно эта процедура весьма торжественна и пафосна. Происходит она на встрече в верхах, то есть в присутствии высших руководителей стран - членов альянса, на которой говорится очень много слов об угрозах миру, готовности НАТО им противостоять и вообще об исключительности альянса, «экспортирующего стабильность и демократию». Страны, вступающие в крупнейший военно-политический блок мира, вовсю хвалятся, их называют достойными занять место в клубе избранных, но призывают не расслабляться и «вносить свой вклад в обеспечение свободного и безопасного мира». Во всяком случае и первая - варшавская - волна расширения, да и «полуторная» - пражский саммит НАТО в 2002 году, на котором вступающие ныне в НАТО страны получили официальное приглашение к переговорам о членстве в альянсе (предтеча официального же вступления), проходили именно в таком духе.
     Ныне события могут приобрести несколько иной оборот, совсем не торжественный, а просто «рабочий характер». Так, мимоходом расширились… В этой связи наблюдатели напомнили, что семерка кандидатов на вступление в альянс уже называлась «второстепенными членами НАТО». Их совокупный военный вклад в обеспечение безопасности альянса на нынешнем этапе (да и в ближайшие годы, видимо, также) вряд ли можно назвать существенным, если не брать, конечно, мобилизационные ресурсы и количество годного к военной службе населения в этих странах (это несколько миллионов человек). А вот с точки зрения географии альянс совершает серьезные приобретения, особенно в свете планов по размещению военных баз США и НАТО на территории новичков.
     Видимо, грядет и третья волна расширения НАТО. О ней, похоже, уже можно будет говорить более конкретно после предстоящего стамбульского саммита альянса. В числе кандидатов – страны СНГ. В частности, называется Грузия. Там уже давно обосновались американцы, которые официально готовят грузинскую армию по натовским стандартам, а неофициально осваивают территорию этой республики, которая, как считают в Пентагоне, занимает выгодное стратегическое положение.
     
Под новые задачи и новая структура

     Одновременно с расширением НАТО ведется и работа по реформе блока. Еще летом 2003 года министры обороны стран - членов альянса одобрили самый обширный пересмотр командной структуры за всю историю его существования. Согласно принятому плану, число штабов НАТО сокращается с 20 до 11, в результате чего, как отмечают в НАТО, она «прочно встанет на путь успешного противодействия угрозам XXI века».
     Создаются два новых стратегических командования: Объединенное командование в Европе превращается в Объединенное командование по операциям; а Объединенное командование на Атлантике - в Объединенное командование по преобразованиям.
     Верховным командующим по преобразованиям был назначен адмирал ВМС США Эдмунд Джиамбастиани. Его штаб располагается в Норфолке, штат Вирджиния (США). Генерал корпуса морской пехоты США Джеймс Джонс остается в должности верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, однако его натовским командованием будет Объединенное командование по операциям. Географический охват операций под командованием Джонса также расширится (в него входят как раз и непосредственное постсоветское пространство, и сама Россия).
     Ему также подчинены три объединенных командования сил – в Неаполе (Италия), Брунссуме (Нидерланды) и в Лиссабоне (Португалия). В свою очередь штабу в Брунссуме подчинены три компонента сил со штабами: ВВС - в Рамштайне, сухопутные войска и наземные силы – в Гейдельберге (Германия), ВМС - в Нортвуде (Великобритания). Командованию в Неаполе подчиняются ВВС со штабом в Измире (Турция), ВМС - в Неаполе, наземные силы – со штабом в Мадриде (Испания). Командование в Лиссабоне будет прежде всего морским, и к нему будут добавляться другие компоненты, если возникнет такая необходимость.
     НАТО также создала объединенный центр по военным операциям в Ставангере (Норвегия), скоро начнет действовать в полную силу объединенный центр подготовки сил в польском Быдгоще. Официальные лица НАТО отмечали, что указанные изменения отражают эволюцию вооруженных сил США. В свою очередь Вашингтон заявлял, что все эти изменения в конечном счете призваны обеспечить такую конфигурацию НАТО, которая позволит ей вести войну против террора, а не такие крупномасштабные сражения, к которым она готовилась в эпоху противостояния с Советским Союзом и Организацией Варшавского Договора.
     Сегодня НАТО пытается делать упор на создание мощных сил быстрого реагирования, которые можно поддерживать в отдаленных районах. Идея была предложена в 2001 году на заседании министров обороны стран - членов НАТО в Варшаве главой Пентагона Дональдом Рамсфелдом. На пражском саммите НАТО в ноябре 2002 года она стала ключевой в программе реформы альянса в целях «адаптации к новым вызовам и угрозам».
     Тем не менее сейчас эти силы быстрого реагирования по-прежнему представляют собой для стран - членов НАТО сложную задачу. Хотя бы потому, что они должны вкладывать немалые средства в создание потенциала для обеспечения стратегических и тактических «воздушных мостов». А для этого необходимы и военно-транспортные самолеты (с соответствующей базой обслуживания и ремонта), и обустроенные аэродромы, в том числе и на новых территориях НАТО, и связь, и космос, и разведка, и масса других очень важных и очень дорогих вещей. Недешевым остается и морской компонент сил быстрого реагирования со всеми портами и необходимостью приобретения новых кораблей.
     Пока, как сообщалось, официальная численность сил быстрого реагирования НАТО составляет около 9 тысяч человек (вместо заявленных 20 тысяч). При этом альянс обзавелся специальным международным батальоном химической, биологической и ядерной защиты. Он создан в рамках сил быстрого реагирования НАТО в Чехии, базируется в городе Либерец. В его формировании участвуют 13 стран - членов НАТО. Ядро батальона - 160 чешских специалистов РХБЗ, а полностью сформированный батальон будет насчитывать 400 - 500 бойцов. К июлю 2004 года батальон, как планируется, должен быть в состоянии полной боеготовности. На сегодняшний день это первый и единственный батальон сил быстрого реагирования НАТО, расположенный на территории страны, некогда принадлежавшей к социалистическому лагерю.
     
Удар по ДОВСЕ

     Нынешнее расширение НАТО порождает совершенно иную геополитическую обстановку, причем исключительно неблагоприятную, нанесет смертельный удар по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Уже сейчас военная активность альянса на новых территориях становится все очевидней: полеты самолетов-разведчиков системы АВАКС, установка мощных РЛС у границ с Россией во всех трех балтийских странах, постоянные учения американских и натовских военных на их территории. Причем эта активность будет только усиливаться. На днях появились сообщения о разработке военными экспертами альянса «промежуточной задачи» охраны воздушного пространства вступающих в НАТО трех прибалтийских государств. После саммита в Стамбуле в июне и окончательной интеграции Латвии, Литвы и Эстонии в военные структуры НАТО эта «промежуточная задача» должна приобрести «постоянный характер». А для этого нужны истребители, которых у стран Балтии нет в принципе. Известно, что воздушное пространство членов НАТО — Исландии и Люксембурга, не имеющих собственных истребителей-перехватчиков, охраняют и контролируют соответственно США и Бельгия. Так что и в воздушном пространстве стран Балтии скорее всего американские (Польша, закупившая в США крупную партию самолетов F-16, еще не получила этих машин) истребители будут чувствовать себя вполне вольготно. Тем более что технические возможности для этого в странах Балтии есть: американцы используют еще советскую военную инфраструктуру, которую они модернизируют или восстанавливают по своим стандартам. При этом ведутся разговоры и о создании новых американских баз в балтийских республиках.
     В этой связи понятна озабоченность Москвы относительно действия на страны Балтии нынешнего основополагающего документа в сфере контроля над обычными вооружениями – адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Балтийские республики к документу не присоединились, равно как его не ратифицировали и сами страны—члены НАТО, а значит, территория стран Балтии под качественные и количественные ограничения на вооружения и военную технику формально не подпадает. «Прием в НАТО «семерки» новых членов без присоединения четырех из них – Латвии, Литвы, Эстонии и Словакии - к режиму договора окончательно делает систему его ограничительных положений несовершенной, слабоэффективной и оторванной от реальной действительности», - считает министр обороны РФ Сергей Иванов. Поэтому необходимо по этим вопросам договариваться. Однако пока ни США, ни НАТО, ни собственно страны Балтии навстречу логичным – речь идет о национальной безопасности нашей страны - требованиям России не идут.
     Как известно, Россия в 1997 году объявила об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на Северо-Западном стратегическом направлении, вследствие которого некоторые части были расформированы, некоторые были скадрированы или превратились в базы хранения военной техники. В новой ситуации соблюдение Россией своих обязательств по ДОВСЕ становится не только нелепостью, но и небывалой в истории международного контроля над вооружениями дискриминацией. У нашей страны есть достаточный арсенал сил, средств и способов обеспечения своей безопасности и национальных интересов. Вполне возможно, что Москве придется пойти на соответствующие защитные меры. Они могут быть связаны с наращиванием, развитием и поддержанием в высокой боевой готовности группировки Сухопутных войск и мобильных сил России в этом регионе. Не исключено, что приграничная полоса с прибалтийскими странами будет оборудована в инженерном плане, появятся укрепрайоны, а в войска сразу поступит новая боевая техника, части и подразделения будут готовы к применению мин, минно-взрывных заграждений и других эффективных оборонительных средств, надежно обеспечивающих безопасность. В конце концов может последовать и возвращение к тактическому ядерному оружию. Вполне возможно, что Россия объявит и о прекращении одностороннего разоружения.
     Официальная Москва указывает, что с очередным расширением НАТО начинает оперировать в зоне жизненно важных интересов России. И, наверное, задача в первую очередь Вашингтона и НАТО в целом - реально, а не на словах учитывать наши обеспокоенности как в сфере политики, так и в сфере безопасности. Если, конечно, стремление к партнерству с Россией у НАТО искреннее.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства