на главную страницу

5 Марта 2004 года

Слава России

Пятница

Письма покорителю космоса



     9 марта исполняется 70 лет со дня рождения Юрия Гагарина
Его подвиг стал легендарным, восхитил мир и прославил нашу Родину. В полете Гагарина человечество увидело воплощение своей мечты – отправиться к звездам. Одним из свидетельств глубокой признательности миллионов людей всего мира народу, который поднял на такую высоту своего сына, служат письма Гагарину. Почта космонавтов – явление небывалое по масштабам и искренности выражения человеческих чувств. Она не только показывает огромный интерес людей к важнейшему событию прошлого века. В письмах к Гагарину слышится пульс планеты, желание людей идти по пути научно-технического прогресса, к миру и дружбе на Земле.
Ниже публикуем воспоминания полковника в отставке Виталия Ивановича Фомина, которому в те дни довелось работать с письмами космонавта.
     Около полудня 12 апреля 1961 года по Главному политическому управлению Советской Армии и Военно-Морского Флота, где я служил, разнесся слух о предстоящем важном сообщении по радио. Не мешкая, сотрудники нашего отдела собрались в кабинете, где находился радиоприемник. И когда радио голосом Юрия Левитана сообщило о выводе на околоземную орбиту летчика-космонавта майора Гагарина, не сговариваясь, прокричали «Ура!» Вскоре оно, словно эхо, возвратилось к нам через окна помещений – празднуя победу, москвичи вышли на улицу с восторженными здравицами и наскоро написанными плакатами: «Ура! Космос взят!», «Ура! Гагарину!».
     Радио, телевидение, пресса широко освещали важное событие. Газеты писали об откликах на полет Гагарина за рубежом, печатали телеграммы видных политических и государственных деятелей, поздравлявших руководство нашей страны и Гагарина с победой в завоевании космоса. А вскоре и я, как говорится, из первых рук стал получать информацию о зарубежных откликах: через неделю после полета Гагарина меня командировали в Главный штаб ВВС, где была создана группа по работе с письмами космонавту. Мне поручили заниматься с корреспонденцией иностранных граждан. Требовалось разобрать ее, организовать перевод и оказать помощь космонавту в подготовке ответа авторам писем.
     Писем было много. Знакомство с их текстами не могло оставить равнодушным. Поражали искренность, эмоциональность выражения чувств авторов по отношению к произошедшему событию. «Я на несколько минут оцепенел от восторга», – делился своими впечатлениями сварщик Клаус из Германской Демократической Республики. «Восхищен вашим подвигом, вы первый проложили путь к звездам», – написал Гагарину корейский юноша. «Когда услышала, что советский герой летит вокруг земли, – говорилось в письме космонавту от Юлии Смоленской из Варшавы, – я всем сердцем молила Бога, чтобы ты вернулся цел и невредим...»
     «Дорогой Юрий Алексеевич! – писал Шипрага Мирко из Югославии, – сердечно поздравляю тебя с величайшим подвигом в истории человечества – первым полетом в космос. От этого полета у меня выросли крылья, на которых я лечу к тебе и ко всему советскому народу, чтобы сказать своему брату: родной, горжусь трудом твоим и достижениями!» Запомнилось письмо Белы Рохо – рабочего Оздского металлургического комбината из цыганского поселка в Венгрии. «Моя семья плакала от радости, – писал он, – а я взял скрипку и начал играть от счастья. Так мы отметили победу великого пионера космоса, открывшего путь к звездам».
     «Товарищ Гагарин! Обнимаю тебя и вместе со мной тебя обнимают миллионы людей моей страны. Мы обнимаем не только тебя, но и весь славный народ России!» – писал из Бразилии Лусиферо Маццеу. «Ваш невиданный успех показал, что Советский Союз неоспоримо является ведущей страной мира», – говорилось в послании Александра фон Витхофена из Дании. Среди поклонников подвига Гагарина оказался и видный бизнесмен из штата Индиана в США Роджер К. Беккер. Передав через наше посольство в Вашингтоне свои поздравления космонавту СССР, он сказал: «Победа человеческого гения над силами Вселенной является одним из самых больших достижений всех времен».
     С завоеванием космоса связывались мысли и чаяния народов о мире. «Мы надеемся, что наши народы смогут жить на земле вместе, в мире, довольствии и свободными от угрозы войны и несчастий», – написал Роберт И. Хабенд из Канады. Мечтою о мирном космосе проникнуто письмо группы учителей из Токио: «Мы усилим борьбу за построение такого мира, в котором дети могли бы жить спокойно».
     Письма школьников и студентов первому космонавту заняли большое место в корреспонденции из зарубежья. «Я очень хочу сказать вам, что вы герой не только Советского Союза, но и всего человечества», – писала Гагарину индийская студентка Ану Синг. «Дорогой Юрий Алексеевич Гагарин! – писали учащиеся будапештской гимназии имени Ференца Ракоци. – Мы слышали о вашем замечательном подвиге и сразу же решили считать вас примером для себя. Просим разрешить нашей первичной молодежной организации носить ваше имя».
     Надо сказать, что Гагарин очень внимательно относился к читательской почте. Это почувствовалось с первой нашей встречи. Я не успел прочитать и одной страницы краткого обзора поступившей корреспонденции, как он прервал меня:
     - Постой. Не так быстро и не по-казенному. – А затем предложил: «Дай лучше мне переводы писем, я сам посмотрю».
     Наши встречи были регулярными. Когда Гагарин находился в Москве, то они проходили дважды в неделю. Когда отсутствовал – реже, но каждый раз этот симпатичный и улыбчивый человек терпеливо и основательно прочитывал подготовленную ему корреспонденцию.
     Восторженные отклики на полет Гагарина со всех концов Земного шара не на шутку встревожили Запад. Чтобы как-то приглушить растущие симпатии граждан к СССР, западные средства массовой информации начали преподносить событие как пропагандистский трюк советского правительства. Надо сказать, что еще до полета Гагарина они публиковали различные домыслы по поводу якобы неудачных советских экспериментов в освоении космоса. Писали о радиоперехватах разговоров наших людей в космосе, о летающих в нем «гробах» и многое другое, во что могли поверить люди, несведущие в этой области знаний. После вывода нами на околоземную к орбиту космического корабля с майором Гагариным фальсификаторы договорились до того, что он вообще якобы не был в нем. Под подозрение брались любые детали, которые на фото или в кинохронике могли послужить поводом для домыслов. К примеру, гермошлем, в котором наш космонавт отправлялся на околоземную орбиту и вернулся на землю и многое другое.
     Попытки принизить значение полета Гагарина продолжались по большому счету все это время. Например, в начале 90-х венгерский публицист Иштван Немере сварганил книжицу под названием «Гагарин – космическая ложь?» и опубликовал ее в Будапеште. В ней фальсификатор утверждал, что на космическом корабле находился не Гагарин, а летчик-испытатель Владимир Илюшин – сын известного авиаконструктора. Первоисточником космической «утки» послужила публикация 11 апреля 1961 года в газете «Дейли Уоркер» ее московского корреспондента. Он сообщил, что 7 апреля полетел в космос на корабле «Россия» Владимир Илюшин. Но оказался в таком состоянии после приземления, что космонавта стыдно было показывать людям. Развивая домысел американского корреспондента, Немере заявил, что роль Илюшина сыграл «великий артист Гагарин». Чтобы придать солидность своим доводам, Немере утверждает, что его сочинение – плод упорного и кропотливого двадцатилетнего труда. Впрочем, стоит ли упоминать другие примеры этой неприглядной возни. Подвиг первого космонавта всемирно признан одним из величайших событий в истории человечества, и его подлинность подтверждена продолжающимися пилотируемыми полетами в космос.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства