на главную страницу

5 Марта 2004 года

Планета людей

Пятница

«СП-32», ДЕРЖИСЬ!

Владимир ГУНДАРОВ.



     Вчера на момент подписания номера было принято решение снять с льдины терпящих бедствие полярников научной станции «Северный полюс-32» вертолетом Ми-26 из состава Архангельского сводного авиаотряда Погранвойск ФСБ. Дальность полета Ми-26 с дополнительными баками составляет 1.800 километров. Вертолет может эксплуатироваться при температуре до минус 50 градусов. В сложившейся ситуации площадка подскока должна находиться на острове Шпицберген.
     Сейчас 12 полярников в возрасте от 24 до 64 лет и то, что осталось от лагеря СП-32, находятся в примерно в 150 километрах от Северного полюса и в 700 километрах от Шпицбергена в точке с координатами 85 градусов с.ш. (по словам научного руководителя станции Владимира Соколова – 84 градуса с.ш.) и 175 градусов в.д. Температура воздуха в районе лагеря минус 35 градусов по Цельсию, скорость ветра в порывах до 15 метров в секунду. Все работники станции здоровы, сообщил журналистам в Санкт-Петербурге Владимир Соколов.
     По словам помощника руководителя Росгидромета Натальи Ершовой, «ситуация находится полностью под контролем руководства Росгидромета». «У полярников осталось два домика, есть аварийная дизельная электростанция с запасом горючего примерно на пять дней», – заявила она.
     Приводимые различными источниками данные о месте нахождения станции, а также гидро- и метеообстановке в районе дрейфа незначительно отличаются друг от друга.
     СП-32 была сформирована весной 2003 года после 12-летнего перерыва в изучении Арктики с помощью дрейфующих станций. Толщина льдины, выбранной для расположения на ней базового лагеря, составляла более четырех метров. Базовый лагерь – это 6 сборно-щитовых домиков, в том числе кают-компания, камбуз, дизельная и баня. «Транспортный цех» включал два трактора Т-70 и снегоход «Ямаха». Полярники вели наблюдение и проводили научные исследования, в том числе и в интересах Военно-морского флота РФ, в частности атомных подводных лодок Северного флота. С момента высадки полярников на льдину она продрейфовала, гонимая морскими течениями и ветром, более 2.700 километров.
     Январь считается самым тяжелым месяцем в Арктике. В это время здесь круглые сутки полярная ночь, сильные морозы и ураганные ветры, а также самая тяжелая ледовая обстановка. По прочности лед не уступает железобетону. Крошиться и таять он начинает только в середине августа. Кстати, первая научная дрейфующая станция «Северный полюс-1» под руководством Ивана Папанина была высажена в районе Северного полюса 22 марта 1937 года. А вот экспедицию Владимира Кошилева предполагалось снять с льдины 20 марта. Считалось, что до этого времени льдина будет служить для полярников надежным пристанищем в Северном Ледовитом океане. Однако 18 января от базовой льдины, на которой располагалась СП-32, откололась полуторакилометровая часть, на которой располагалась взлетно-посадочная полоса для самолетов. Это произошло из-за потепления в районе нахождения СП-32. Тогда никто не пострадал, но была прервана транспортная связь.
     3 марта началось сжатие льдов в районе СП-32. В 17 часов 15 минут льдина, на которой располагается лагерь, начала крошиться. Вал торосов накрыл часть жилых и служебных помещений. Большая часть помещений и основной источник электропитания провалились под лед. Начальник СП-32 Владимир Кошилев по радио запросил помощи у Арктического регионального управления Погранвойск, штаб которого находится в Мурманске.
     По словам руководителя пресс-службы этого управления Владимира Березкина, командование направило в район СП-32 самолет Ан-26 с теплой одеждой и топливом.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства