на главную страницу

6 Марта 2004 года

Азимут

Суббота

Action
для штурмана

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



     Теоретик пришел к инженеру и говорит: «Я придумал новую систему ПВО со стопроцентным поражающим эффектом. Состоит она из банки с дыркой. Подносишь изделие к глазу, ловишь в прорезь самолет противника, моргаешь и… цель падает». Удивленный инженер восклицает: «Это просто здорово!» Польщенный теоретик соглашается: «Вот и я говорю – просто. Я придумал, а ты сделай».
     Этот анекдот рассказал начальник летно-методического отдела Челябинского военного авиационного института штурманов полковник Валентин Чернов. Анекдот, что называется, в тему. Дело в том, что Валентин Александрович является разработчиком новейшей учебной электронно-аналитической системы
     «РЕФРЕН-Н», которой оснащен класс специализированных функциональных тренажеров штурманов. Тренажер помогает курсантам в стационарных условиях отрабатывать функциональные обязанности штурмана от взлета до посадки в реальном масштабе времени.
     Идея создать многофункциональный электронный обучающий комплекс у Валентина Александровича зародилась еще в конце восьмидесятых годов прошлого века. Тогда, глядя на стендовые и процедурные (имитирующие отработку одного учебного действия) тренажеры образца 1953 года, он подумал: «А почему бы не объединить весь спектр функциональных возможностей процедурных тренажеров в одном изделии?»
     Задумка оказалась своевременной. Уже в то время прослеживались и эксплуатационный износ самолетного парка, и недостаток ГСМ. А тренажерная подготовка сулила экономию. По расчетам экспертов, проект обещал повышение уровня профессиональной подготовки курсанта-штурмана и значительное удешевление процесса обучения. Идентичных разработок нигде не существовало. Забегая вперед, следует отметить, что аналога «РЕФРЕНу-Н» нет и сегодня.
     От замысла до написания технического задания прошло два года. В 1991 году Валентин Александрович передал отработанную документацию предприятию-изготовителю. Но известные события в стране оттеснили производство тренажера к концу столетия. Лишь в 1999 году заводчане поставили в ЧВАИШ первый опытный образец учебного комплекса.
     Занимателен факт комплектования первого тренажера. Сегодня полковник Чернов с долей юмора вспоминает о том, что изначальный электронный «мозг» изделия должен был размещаться в шести железных шкафах. «В противном случае, - грозил производитель, - никакого тренажера не будет: имеющиеся отечественные разработки комплектующих элементов не позволяют ужать периферию изделия».
     Оснащение второго установленного в Челябинском институте в 2002 году образца тренажера было уже без шкафов. Интеллектуальный центр третьей линии, поступившей в вуз в минувшем году, уместился в нижней части рабочего стола инструктора и обучаемого. Оставшиеся два тренажера, по уверениям Валентина Александровича, будут ориентированы на перспективные авиационные комплексы. Создание 30 учебных мест в едином комплексе обеспечит высокую эффективность проведения занятий, позволит приблизить организацию и проведение «полетов» на тренажере к реальным условиям.
     Но и это не все, на что способен «РЕФРЕН-Н». Комплектация приборной панели позволяет каждому обучаемому выполнять в едином воздушном пространстве независимый полет по своему маршруту и профилю, полеты в боевых порядках и, что очень важно, осуществлять тактическое и огневое взаимодействие друг с другом. Все находящиеся на панели управления приборы - настоящие, самолетные, в точном соответствии с предназначением реагирующие на любое изменение учебного задания. Впервые предложенный интеллектуальный пакет вводных для обучаемых построен на случаях, имевших место в летной практике строевых частей и авиационного института.
     Более того, после выполнения полетного задания на тренажере обучаемый имеет возможность посмотреть запись своих действий и вместе с инструктором проанализировать допущенные во время «полета» ошибки. Очень важно, что оценку будущему штурману выставляет сама машина, оценивая умения и профессиональные навыки курсанта. Это позволяет инструктору сэкономить время и уделить больше внимания разбору занятия. Оценки заносятся в электронный журнал комплекса в течение всего периода обучения, что дает возможность инструктору на основе автоматизированной обработки статистических данных совершенствовать методику обучения и содержание полетных заданий.
     Но и это - лишь часть заложенных в электронную программу «РЕФРЕНа-Н» ноу-хау. Каждое из них – настоящее испытание для курсанта. Не справился на тренажере – к полету не допустят. У авиаинструкторов есть «золотое» правило: «троечка» на тренажере – «двойка» в воздухе. И отступать от устоявшейся традиции безопасности никто не собирается.
     В 2003 году на базе Челябинского военного института прошли сборы главных штурманов авиационных объединений ВВС. Войсковые практики высоко оценили внедренную в процесс обучения курсантов разработку полковника Чернова. Есть в активе Валентина Александровича и особого рода отзывы. На прошедшей в Санкт-Петербурге специализированной выставке его тренажером заинтересовался Илья Клебанов. После десятиминутного ознакомления с возможностями «РЕФРЕНа-Н» на титульном листе руководства «Методика работы инструктора и обучаемого в период подготовки и проведения занятий на тренажере» он собственноручно написал: «Больших успехов в Вашей нелегкой, но очень необходимой России службе».

     На снимках: полковник В.Чернов проводит практическое занятие на тренажере «РЕФРЕН-Н»; штурман в полете.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства