на главную страницу

6 Марта 2004 года

Азимут

Суббота

Есть чем гордиться

Гость клуба

Юрий БЕЛОУСОВ,«Красная звезда».



Вот как бывает: об интервью договариваешься с полковником, а несколькими днями позже узнаешь, что он уже генерал. Именно так произошло, когда в назначенный час я прибыл в штаб Челябинского военного авиационного института штурманов. На доске объявлений красочный плакат гласил о том, что личный состав ЧВАИШ от души поздравляет своего начальника – заслуженного военного летчика России Сергея Хоронько с очередным воинским званием.

     - Сергей Николаевич, я присоединяюсь к тем, кто уже вас поздравил и выразил наилучшие пожелания. А таких немало – весь личный состав института, все курсанты. С них и начнем нашу беседу. Итак, кто они, нынешние курсанты единственного в России авиационного института штурманов?

     - Они – представители 55 регионов Российской Федерации. Превалируют, естественно, челябинцы – около 50 процентов. Это нормальная ситуация, когда местные ребята поступают в вуз, о котором наслышаны с детства. И хотя вторая половина наших абитуриентов из других областей и республик России, мы продолжаем поддерживать идею, направленную на расширение регионального компонента поступающих кандидатов. Под руководством начальника Направления военного образования ВВС в составе группы авиационных вузов наши офицеры регулярно участвуют в агитационных перелетах по регионам Российской Федерации, работают в составе выездных комиссий в отдаленных округах.
     Но даже при столь активной агитационной работе количество желающих поступить в наш институт, в сравнении с иными армейскими вузами, невелико. И причина не в отсутствии престижа, которого как раз у нас предостаточно. Другого схожего по профилю вуза в Вооруженных Силах России нет. Наш институт – единственное учебное заведение Военно-воздушных сил, готовящее штурманские кадры. Проблема в том, что среди юношей, подходящих по возрасту для поступления, очень мало тех, чье здоровье и физическое развитие соответствует установленным критериям приема. Итоговое же соотношение таково: два человека на место - это предэкзаменационный показатель тех, кто прошел жесткий отбор врачебно-летной комиссией. Вот почему мы крайне заинтересованы в привлечении ребят из районов Сибири и Дальнего Востока, где еще сохранены экологически чистые территории с условиями для развития относительно здорового поколения молодых людей.
     Наши курсанты - в основном дети военнослужащих. И, что нас радует, многие - из семей летного состава. Эти ребята в достаточной степени знакомы не только с сопутствующими офицеру тяготами и лишениями военной службы, но и имеют личное представление о боевой авиации, по рассказам своих отцов знают о специфике военного летного труда.
     Прежде чем поступать в наш вуз, некоторые абитуриенты на добровольной основе прошли курс обучения в общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой (ОШИ с ПЛП). Они изучали азы летной профессии, выполняли полеты и совершали прыжки с парашютом. За минувшие шесть лет на обучение были приняты около 180 таких ребят. Это, можно сказать, наш «золотой» фонд.

     - Как известно, для того чтобы способности не только проявились, но и развились, необходимы соответствующая учебно-материальная база, сплоченный высокопрофессиональный профессорско-преподавательский коллектив...

     - Да, взгляните на такие цифры: за 67 лет институт подготовил более 36 тысяч высококвалифицированных штурманов, стрелков-радистов, других специалистов для ВВС. 93 выпускника окончили вуз с золотой медалью, около 500 получили диплом с отличием. 135 человек на базе вуза выдержали квалификационный экзамен на звание «Штурман 3-го класса». 29 питомцев училища стали Героями Советского Союза и России. 54 выпускника удостоены звания «Заслуженный штурман-испытатель» и 124 – «Заслуженный военный штурман». Более 160 заслужили квалификацию «Штурман-снайпер». 12 выпускников стали докторами, а 92 – кандидатами военных, технических и гуманитарных наук.
     Эти примеры свидетельствуют о высоком научно-педагогическом потенциале института.
     Сегодня в распоряжении института свой аэродром (самолеты Ту-134ш, Ту-134убл, Ан-26, Ан-26ш, вертолеты Ми-8т) и два учебно-боевых полигона - мощная база для полевой, воздушной выучки курсантов. У нас разветвленная сеть учебно-лабораторной и тренажерной базы, технические средства обучения, современная база информационного обеспечения. Есть типография. При условии реализации наших предложений о дооснащении учебно-материальной базы института повысится качество подготовки курсантов-штурманов.
     С принятием в 2000 году Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения в учебный процесс штурманской подготовки воплощены новейшие разработки квалификационных характеристик, учебных планов и программ. Причем параллельно с курсантами свой профессиональный уровень повышают и те, кто отвечает за выучку будущих штурманов – преподавательский состав. В их числе 55 человек имеют ученые степени и звания. Все кафедры возглавляют кандидаты наук и доценты.

     - Неудивительно, что 62 процента курсантов участвуют в военно-научной работе, межвузовских конкурсах, региональных олимпиадах и конференциях...

     - И это количество - не предел. Ведь проводимая курсантами военно-научная работа осуществляется в общей системе научной работы института и тесно увязана с образовательным процессом, тематикой проводимых на кафедрах исследований. Оставаться вне этого процесса уже невозможно. Курсанты сами признаются, что им в своем коллективе гораздо интереснее общаться с теми, кто ведет какие-то разработки, пишет научные работы. Словом, с такими, как они, единомышленниками. Кстати, в институте действуют 11 военно-научных кружков и 10 секций, и это как раз тот случай, когда за количеством кроется качество работы. Судите сами: только за прошлый год по итогам военно-научной работы три наших курсанта награждены именными стипендиями Благотворительного фонда В. Потанина. Два курсанта удостоены стипендии губернатора Челябинской области, один – законодательного собрания Челябинской области, еще два – областной администрации. В частности, научно-исследовательская работа курсанта И. Литвинова удостоена диплома Министерства образования. Статья курсанта В. Ковина, посвященная 200-летию Швейцарского похода Русской армии, включена в сборник научных работ. Секция «Воздушная разведка памятников археологии» принимает ежегодное участие в совместных с археологической лабораторией и центром «Аркаим» комплексных полевых семинарах.
     Словом, нам есть чем гордиться. Как показывает анализ поступающих из воинских частей отзывов, уровень подготовки выпускников нашего института стабильно высокий. Он отвечает тем требованиям, которые предъявляет нам заказчик.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства