на главную страницу

6 Марта 2004 года

Фан-клуб

Суббота

Николай ПУЧКОВ:
Это был дебют без осечек

Беседовал Олег ПОЧИНЮК,«Красная звезда».



В эти дни исполняется 50 лет с тех пор, как отечественный хоккей дебютировал на мировых первенствах. Николай Георгиевич ПУЧКОВ был вратарем той легендарной сборной СССР, которая в 1954 году в Стокгольме, впервые выступив на чемпионате мира, завоевала золотые медали. Пучков и сейчас в строю – работает главным тренером фарм-клуба санкт-петербургского СКА – СКА-2 и старшим тренером хоккейной школы СКА. А потому на беседы с журналистами времени у него, как правило, нет. Но для «Красной звезды», которую уважает еще с далеких послевоенных лет, сделал исключение. Полвека прошло с того «золотого» дебюта, а он прекрасно помнит все перипетии борьбы, каждый матч. Такое не забывается…

     

Наша справка

     Николай Георгиевич ПУЧКОВ. Родился 30 января 1930 года. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Один из первопроходцев советского хоккея: 9 раз становился чемпионом СССР, в 1954—1960 гг. защищал цвета сборной. Олимпийский чемпион 1956 года, чемпион мира 1954 и 1956 гг. На чемпионате мира 1959 года первым из советских хоккеистов был признан лучшим вратарем первенства. Под его руководством команда ленинградского СКА впервые стала призером первенства СССР.





     



     - Николай Георгиевич, насколько сказалось то, что из 17 игроков сборной СССР образца 1954 года 9 были представителями армейского хоккея?

     - Иначе и быть не могло: армейцы задавали тон еще с 1946 года – времени, когда в нашей стране начали по-настоящему играть в хоккей. Сильнейший в то время клуб ВВС был самым организованным, хорошо субсидируемым. В его составе находились лучшие тренеры и хоккеисты, поэтому он и являлся главным поставщиком игроков в сборную страны. А впоследствии, на протяжении нескольких десятилетий, в главной команде страны были уже от ЦСКА, как правило, вратарь и две пятерки полевых игроков.

     - Когда речь заходит о триумфаторах первого для нас Стокгольмского чемпионата мира, называют легендарного Всеволода Боброва, а остальные чемпионы как бы остаются в тени. Но ведь хоккей – игра командная. Кого бы вы отметили из той сборной? Кто еще внес заметный вклад в завоевание «золота»?

     - Это обычное явление у нас в России: если среди людей есть какая-то наиболее яркая звезда, то все внимание – ей. Тем не менее я бы тоже обязательно выделил Боброва – он был не только самый лучший нападающий в нашей команде, но именно его назвали лучшим игроком на чемпионате мира в Стокгольме вообще.
     Но у Боброва был один не то чтобы недостаток, а своеобразное понимание игры: будучи форвардом, он очень мало оборонялся - неохотно откатывался назад. А это в хоккее очень важно: нападение и оборона - две равноценные стороны. Да, в атаке интересно, очень важно забивать голы. Но люди, которые играли с ним в звене – Виктор Шувалов, Евгений Бабич, – зачастую выполняли за него определенную работу в обороне. Поэтому они тоже многое сделали для его успеха. Правда, и Бобров, принимая эту помощь, выжимал из ситуации максимум возможного – забивал очень важные и нужные голы.

     - Кто из форвардов соперников на ЧМ-54 был наиболее опасным для вас, вратаря? Были ли с их стороны какие-то неожиданности в стиле игры?

     - Нападающие, играющие на уровне чемпионата мира, способны доставить «неприятности» любому вратарю – все опасны и ко всем нужно относиться максимально серьезно и внимательно. Практически в каждой команде были свои звезды, которые могли сделать несколько больше, чем кто-либо другой. К примеру, у шведов - это Тумба Юханссон. Сильны были в нападении в Стокгольме и чехи – среди них даже трудно кого-то выделить. Вообще в то время три команды по-настоящему мерялись силами: Швеция, Чехословакия и СССР.

     - Может показаться, что проблем на том чемпионате у нашей сборной не было: 7:0, 7:1, 6:2, 5:2 - с такими счетами были соответственно обыграны команды Норвегии, Финляндии, ФРГ и Чехословакии. Несколько «пощадили» Швейцарию - 4:2 и сыграли вничью со шведами - 1:1…

     - В Стокгольме была только одна сложная игра – с действующими чемпионами мира шведами. Да и то по причине плохих погодных условий: шел очень сильный снег, а мы же играли на открытой площадке. Поэтому по ходу матча чистили лед. Через три-четыре минуты площадка превращалась в снежное месиво – как будто снег специально ведрами сыпали! Только уберут – опять солидный слой снега: шайба уже не скользила, а ее просто выбрасывали, она летала верхом. Сложно было еще и потому, что шведы первыми сумели «вонзить» шайбу в наши ворота, а уж потом мы в третьем периоде отыгрались. Словом, этот матч был не показателен. Хотя, думаю, наверняка стал бы самым интересным на чемпионате, будь лед хорошим.

     - Тем более что со сборной Швеции встречались впервые…

     - Интрига действительно была. Да, мы играли на турнирах, в товарищеских матчах, но шведы всегда выставляли против нас вторые сборные. Видимо, они готовились к этому чемпионату, стремясь преподнести сюрприз. Им это удалось, о чем говорит и ничейный счет. А остальные игры были не такими уж сложными, в том числе и встреча с канадцами.

     - Но ведь это тоже была первая встреча такого уровня с «Кленовыми листьями». Неужели, несмотря на разгромный счет 7:2 в нашу пользу, канадцы ничем не удивили?

     - Конечно, они сделали по нашим воротам больше бросков. Но особых проблем для меня, как вратаря, не создали. Канадцы очень торопились, действовали, как всегда, бесцеремонно: задавить, забросать – авось шайба залетит в рамку, вдруг вратарь ошибется или устанет. Бросали из середины зоны, даже чуть дальше.
     Кстати, такая же примерно картина повторилась и в 1956 году на Олимпийских играх в Италии. Правда, там мы их обыграли скромнее - 2:0. Канадцы сделали по нашим воротам более 60 бросков – очень много! Однако подавляющее большинство из них – от синей линии или чуть войдя в нашу зону. Мол, вот сейчас как следует щелкну, и шайба залетит в ворота. Но мы были не такие «лопушки» - так просто нам не забьешь, тем более с такой дистанции.

     - Какая победа далась труднее: в Стокгольме в 1954 году или на Олимпийских играх 1956-го в Кортина д’Ампеццо? На Олимпиаде ведь вовсе не было «осечек», в том числе и во встречах с командами Канады (2:0) и США (4:0).

     - Чемпионат мира 1954 года выиграли значительно проще, чем олимпийское «золото» в Италии. В той же игре с канадцами было сложнее психологически: против нас они выходили как против чемпионов мира. Сборную Советского Союза уже признали, наряду со Швецией и Чехословакией включили в тройку команд, которые должны были разыграть пьедестал. Поэтому и интерес к этой игре был особый. Да и канадская команда на Олимпиаде была составлена уже из профессиональных хоккеистов. Правда, бывших игроков НХЛ, но все они - настоящие мастера. Поэтому победа 56-го года была более ценной, чем двумя годами ранее в Стокгольме. Но сказать, что мы «вырвали» победу, нельзя. Настоящий хоккей, настоящее противостояние советских и канадских хоккеистов начались только в 1972 году после знаменитой Суперсерии. Тогда уже участие в матчах принимали сплошные «звезды» НХЛ и стало действительно сложно. Как известно, наши ребята успешно справились с задачей. Да и тот факт, что в сумме мы 22-кратные чемпионы мира, о многом говорит.

     - Можно ли сказать, что советская школа хоккея сейчас утратила свое значение?

     - Понимаете, когда говорят «советская школа», то имеют в виду что-то такое очень общее. Тут надо говорить о характерных чертах более конкретно: «За счет чего советские хоккеисты добивались победы?» Во-первых, за счет очень высокой физической подготовки. Если это считать главным принципом советской школы, то такого преимущества у нас уже нет. Все соперники, глядя на наших ребят, перенимая опыт у советских тренеров (Аркадия Чернышева, Анатолия Тарасова и др.), ученых, врачей, учились готовить команды. Это раньше те же шведы, финны к делу почти любительски относились: тренировались один раз в день, а общим счетом – пять раз в неделю. В то время как у нас проводились 3-4-разовые тренировки, шесть-семь дней в неделю. Во многом за счет этого и превосходили зарубежных соперников.
     Другое дело, в мастерстве по некоторым направлениям мы уступали (кстати, несколько уступаем и сейчас) канадцам. В частности, во вбрасывании, в бросках. Канадский хоккеист может бросить очень сильно и точно. В советской школе мы больше занимались точностью броска, выбором момента для взятия ворот.
     Если взять силовое единоборство, то, что ни говорите, до сих пор у канадцев есть определенное преимущество. Да, постепенно этот аспект мы подравняли, но и сейчас соотношение в их пользу - 60 на 40. Уверен, что в этом направлении хоккей будет идти и дальше.

     (Окончание беседы с Н. Пучковым - в следующем выпуске «Фан-Клуба».)


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства