на главную страницу

10 Марта 2004 года

Планета людей

Среда

120 дней закордонного быта

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



Дислоцирующаяся в городе Кант (Киргизская Республика) российская военная авиационная база Коллективных сил быстрого развертывания стран – участниц Организации Договора о коллективной безопасности «разменяла» пятый месяц со дня открытия. Для становления столь емкой войсковой единицы срок, конечно, небольшой. К тому же в отличие от обосновавшихся в бишкекском аэропорту Манас зарубежных коллег из состава сил антитеррористической коалиции российские военные авиаторы предоставленную дружественным государством территорию обживают, что называется, «с колышка»: восстанавливают то, что на протяжении двенадцати лет неуклонно приходило в упадок.

     - Просто восстанавливать обветшавшую инфраструктуру — еще полбеды, - замечает начальник штаба авиабазы подполковник Олег Лебедев. – Сложнее обустраиваться там, где люди долгое время жили по принципу «приходи кто хочешь, бери что видишь».
     Фраза офицера достаточно точно отразила обстановку, сложившуюся вокруг военного городка. За десять с лишним лет жители Канта крепко свыклись с мыслью о том, что приаэродромное хозяйство - это бесплатный общественный склад стройматериалов. По словам местного населения, все эти годы и в самом городке летчиков, и на территории аэродрома безнаказанно «отоваривались» многие.
     С приходом в Кант россиян поток городских несунов не иссяк. За кирпичом, шифером, досками, цементом и металлоломом приходили по одному, приезжали группами, с тачками и даже на машинах. Пресекая противоправные действия, с октября по январь российскими военнослужащими было задержано и передано представителям местной милиции около сотни несунов. В иной день милиционеры Канта оформляли по пять-шесть соответствующих протоколов. Дважды задержание расхитителей происходило под предупредительные выстрелы в воздух.
     В этой ситуации командование было вынуждено принять кардинальные меры. Так, в течение нескольких недель территория авиабазы, в том числе и ее аэродромная часть, были обнесены ограждением; восстановлены контрольно-пропускные пункты. Появились наряды внутреннего патруля. Ввели жесткий пропускной режим. В комнатах дежурного по части и начальника караула появились мониторы камер наблюдения. Под их круглосуточным оптическим взглядом оказались стоянка авиационной техники, технико-эксплуатационная часть, автопарк, технические здания и ряд аэродромных сооружений. В планах - наращивание количества видеоточек.
     Возведенная российскими военнослужащими система охраны объектов оказалась эффективной - случаи хищений прекратились. В разговоре подполковник Олег Лебедев с удовлетворением отметил, что в феврале на территорию авиабазы несуны больше не наведывались.
     Предпринятые действия российского командования нашли поддержку у руководства городской милиции. Оперативно вблизи авиабазы открылось отделение правоохранительных органов, главной обязанностью которого стала круглосуточная охрана общественного порядка на подступах к военному городку. По словам начальника Кантского городского отделения милиции подполковника Камана Агаева, только в январе в районе авиабазы его подчиненные предотвратили свыше шестидесяти правонарушений, раскрыли несколько краж, в том числе и армейского имущества. Специальным распоряжением в расположенных вблизи военного городка кафе и продовольственных магазинах была запрещена продажа спиртных напитков. Амбарные замки появились на дверях районных пунктов приема цветных металлов. Возобновились рейды по проверке паспортного режима. Под особый контроль правоохранительных органов попали лица, представляющие оперативный интерес. Пресс-секретарь МВД Киргизии Долдошбек Бузурманкулов так прокомментировал введенные в «западном» районе Канта новшества: «Мы хотим, чтобы наши российские друзья спокойно работали и выполняли свои обязательства по поддержанию безопасности в центрально-азиатском регионе».
     Не скрывает своего удовлетворения происходящими в городе преобразованиями и глава Канта Алексей Бондарь. Его фраза: «если кто-то еще думает, что, приходя на авиабазу, как на склад, может, как прежде, брать столько, сколько унесет, - тот глубоко заблуждается, подобного метода «хозяйствования» больше не будет» — стала ярким отражением настроя местного руководства к действиям российских военных.
     Однако будет большой ошибкой полагать, что местные жители недовольны наведением элементарного порядка в охране некогда ничейных аэродромных объектов имущества. Российская авиабаза вместе с порядком привнесла немало других позитивных моментов в тамошнее бытие. В частности, вторую жизнь обрел местный цементно-шиферный завод - потребности отстраивающейся авиабазы загрузили работой его цеха, пожалуй, не на один год. Оживился городской рынок. Активизировались транспортные перевозки. Улучшилось покрытие расположенных рядом с базой дорог. С советских времен не было того, чтобы на отрезке трассы военный городок – аэродром автомобиль мог следовать на скорости свыше ста километров в час. Да что там говорить, если даже отделение милиции подполковника Камана Агаева с шестнадцатью штатными и четырнадцатью внештатными рабочими местами было сформировано благодаря открытию базы ВВС России. Заметно прибавилось дел у сотрудников военного комиссариата, «засыпанных» заявлениями от горожан, желающих попасть в категорию обслуживающего персонала авиабазы.
     В последнее время частыми гостями Канта стали деятели российской культуры, которых видела когда-то лишь киргизская столица. Наконец, именно благодаря базе доселе затерянный в предгорьях Алатау провинциальный городок был в одночасье удостоен особого российского внимания, в том числе и со стороны Президента РФ Владимира Путина.
     К чести кантской администрации, город в свою очередь, как может, поддерживает традиции восточного гостеприимства. Теперь ни одно общегородское мероприятие не проходит без участия россиян. Ярким примером стала очередная годовщина вывода советских войск из Афганистана. В день торжеств вместе с городскими «афганцами» жители Канта чествовали приглашенных воинов-интернационалистов авиабазы, а также тех, кто в неспокойные восьмидесятые по роду своей деятельности был причастен к афганским событиям. Впереди – подготовка к празднованию 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
     Город охотно предоставляет военнослужащим авиабазы путевки на курорты Иссык-Куля и так называемые путевки выходного дня, когда российские семьи небольшими группами выезжают на загородный отдых.
     В силу сформировавшегося в период распада СССР стереотипа до сих пор принято считать, что в ближнем зарубежье, особенно в Закавказье и Средней Азии, проживать россиянам небезопасно. Но супруга офицера авиабазы Ольга Шевченко с подобным утверждением не согласна. Хотя не скрывает, что ее отъезд в Киргизию сопровождался традиционным набором «пугалок» - мол, едешь туда, где нет жилья, воды и света, отсутствуют условия для обучения детей, где за территорией базы без охраны и шагу не сделаешь.
     - Из перечисленного можно лишь период семейного обустройства всерьез воспринимать как трудный, - считает Ольга. - Первое время жили в старом доме, где перебои с водой, оконные рамы в одно стекло, выдранная с «корнем» электропроводка…
     С восстановлением инфраструктуры авиабазы командование стремится улучшать бытовые условия своих военнослужащих. Семья Шевченко, например, уже дважды сменила место проживания. Впереди завершающий переезд – в возводимый на территории авиабазы многоквартирный дом.
     - Что касается личной безопасности, определения детей на учебу, дороговизны жизни в Канте, так это надуманные проблемы, - считает Ольга. – В Киргизии мы себя чувствуем так же спокойно, как и в России.
     Как выяснилось, дети Шевченко без проблем были зачислены в местное учебное заведение. Правда, по словам Ольги, уровень преподавания школьной программы в Канте не так высок, как на Родине. Но в этом вопросе свое содействие женам военнослужащих обещала оказать губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, посетившая российскую авиабазу в канун Дня защитника Отечества: есть идея открыть на территории базы ВВС свою школу. Тем более что количество прибывающих в Кант детей военнослужащих неуклонно растет. Сегодня их уже около пятидесяти.
     Мифом оказались разговоры о дороговизне товаров в Киргизии. Так, чтобы собрать детей в школу, семья Шевченко затратила в пять-шесть раз меньше средств, чем это обошлось бы ей в России. Правда, ведя речь о деньгах, жены военнослужащих не скрывают, что, убывая в Киргизию, они рассчитывали на нечто большее. Ведь не секрет, что с советских времен попасть служить за границу семьи военных стремились не только чтобы «мир посмотреть». Офицеры рассчитывали «выбрать» выслугу лет и хоть как-то пополнить семейный бюджет. Однако служба в Канте в этом смысле значительно отличается от прежней службы в группах войск. По ряду направлений некоторые семьи военнослужащих даже проиграли. В частности, потеряли региональную надбавку те, кто прибыл в Киргизию из районов, предоставляющих уральский и северный коэффициенты. В подвешенном состоянии остается вопрос об исчислении льготной выслуги. Серьезно осложняет семейный бюджет незанятость жен военнослужащих. Сегодня о состоявшемся трудоустройстве на новом месте говорят лишь единицы из них.
     Командование авиабазы обещает, что с преодолением этапа становления положение дел изменится в лучшую сторону. Многое уже изменили: своими силами отстроили штаб, казарму, ввели в строй аэродромный комплекс, способный даже ночью принимать тяжелые транспортные самолеты. Полным ходом идет строительство жилья. Реконструируются санитарная часть, клуб, столовая, учебные корпуса, складские помещения.
     - Но главное, - убежден подполковник Олег Лебедев, - за истекшие месяцы в совместном труде по восстановлению авиабазы удалось создать коллектив единомышленников. Значит, не стоит сомневаться в том, что на смену нелегкому этапу становления обязательно придет период размеренной служебной деятельности - в интересах ОДКБ и России.
     На снимках: сегодняшний вид военного городка; самолеты базы на новой авиастоянке. Фото автора.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства