на главную страницу

11 Марта 2004 года

Армия и общество

Четверг

ТЕХНИКА ТЫЛА: вчера, сегодня, завтра

Беседу вел Петр АЛТУНИН.



Тыл Вооруженных Сил в ходе реформирования в последние годы сделал значительные шаги вперед, решая не только каждодневные задачи по обеспечению войск и сил флота всем необходимым, но и ориентируясь на требования завтрашнего дня, когда эти задачи в условиях военно-технического прогресса могут еще более усложниться. Поэтому вопросам технической вооруженности тыла, от которых непосредственно зависит боеспособность частей и кораблей, в Вооруженных Силах придается важнейшее значение. Об этом наш разговор с начальником штаба - первым заместителем начальника Тыла ВС РФ генерал-полковником Дмитрием БУЛГАКОВЫМ.

     - Дмитрий Витальевич, для начала не обойтись, видимо, без экскурса в историю.

     - Примечательного в истории развития техники тыла немало. Ведь первоначально снабжением своих войск князья и воеводы занимались самостоятельно. Провизию добывали на охоте или отбивали у неприятеля. Улучшение ситуации со снабжением армии произошло около трехсот лет назад. 18 февраля 1700 г. Указом Петра I № 1784 были учреждены должности генерал-провианта и генерал-комиссара, Провиантский и Особый приказы, ведающие поставками для нужд войск продовольствия, обмундирования, снаряжения, денежного довольствия и другими вопросами. Именно с той поры в армии стали просматриваться контуры стройной структуры централизованного тылового обеспечения.
     По мере совершенствования вооружения, тактики боя менялись и способы обеспечения войск, как в мирное, так и в военное время.
     Со второй половины XIX в. создаются технические средства приготовления пищи и выпечки хлеба. Примечательно, что именно в России сделана первая походная кухня. Еще в 1836 г. неизвестный русский изобретатель создал первый ее образец.
     Во время Первой мировой войны важнейшее значение приобрела работа железнодорожного транспорта, от функционирования которого зависело материальное обеспечение всей многомиллионной армии.

     - Известно, что техника тыла значительно шагнула вперед в годы Великой Отечественной войны...

     - К войне страна готовилась. В 30-е годы принимались активные меры и по созданию новых образцов техники тыла. Так, на базе автомобильных шасси и прицепов были созданы полевые автохлебозаводы, походные автомастерские для ремонта обуви, полевые автокузницы. Появились унифицированный санитарный автомобиль, обмывочно-дезинфекционная и авторентгеновская установки, санитарно-бактериологическая лаборатория.
     При обороне Ленинграда к началу летней навигации 1942 года было построено 10 металлических барж и четыре железнодорожных парома грузоподъемностью 1.000 т каждый. С их помощью производилась не только эвакуация, но и доставка в Ленинград различных грузов, в том числе и продовольствия.
     Однако несмотря на использование различных видов транспорта, подвоз горючего в годы войны ввиду значительного отрыва тыла от войск был все-таки затруднен. Для решения этой проблемы прокладывались разборные магистральные трубопроводы протяженностью в несколько сот километров.
     Опыт Великой Отечественной войны показал, что органы тыла должны иметь в своем распоряжении надежные и мобильные технические средства.

     - В послевоенные годы произошла революция в военном деле, обусловленная оснащением армии и флота ракетно-ядерным оружием. А что было с техникой тыла?

     - Я бы так сказал, в этот период произошло и переоснащение сил и средств тылового обеспечения, серьезно изменились сами принципы в системе обслуживания войск. Интенсивное развитие получили автомобильные войска. Появились многоцелевые автомобили и автопоезда большой и особо большой грузоподъемности, высокой проходимости и с большим запасом хода.
     Но настоящей революцией стало развитие технических средств Службы горючего. Они были модернизированы и укомплектованы высокопроизводительными полевыми магистральными и складскими трубопроводами, машинами для механизированного монтажа труб, металлическими и резинотканевыми резервуарами для хранения и перевозки топлива и горючего, комплектами оборудования для беспричальной заправки кораблей жидким топливом, заправки самолетов в воздухе и т.п.
     Шагнула вперед военная медицина. На ее оснащение интенсивно поступали новые средства розыска, сбора и эвакуации раненых (специальные транспортеры, санитарные автомобили, автобусы, самолеты и вертолеты), усовершенствованные полевые лаборатории, специальные дезинфекционные душевые и стерильно-дистилляционные установки, авторефрижераторы для хранения крови и лекарств, специальные системы для переливания крови и другая техника.

     - Какие технические преобразования в сфере тыла потребовались в связи с боевыми действиями в Афганистане, Чечне?

     - Одной из актуальнейших задач тыла стало жизнеобеспечение экипажей боевых машин и мелких команд, действующих в отрыве от своих частей в условиях горной местности. Пришлось оперативно создавать и применять мобильные типовые комплексы, каждый из которых представляет собой модуль контейнерного типа по всем службам тыла.
     В первое время в Чечне были неполадки с помывкой личного состава и стиркой белья. Чтобы поправить дело, был создан мобильный банно-прачечный отряд, хорошо себя зарекомендовали и банно-прачечные дезинфекционные поезда.
     Конечно, техническая оснащенность тыла в условиях войны не сводится только к мероприятиям по жизнеобеспечению военнослужащих: все-таки первоочередная задача - это обеспечение боевых действий. В интересах Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе был выполнен большой объем воинских перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом.
     Из практического опыта подвоза горючего для войсковых мобильных групп, действующих на труднодоступных участках горной местности, установлено, что применение прицепов-цистерн в условиях бездорожья и при огневом воздействии было практически невозможным, и это обусловило необходимость использования бронированных заправщиков, гусеничных тягачей с полноприводными прицепами. Доставлялось горючее также в бочках вертолетами Ми-8. Здесь мы руководствовались прежде всего оперативной, а не только экономической целесообразностью.
     Также было и с доставкой питьевой воды. В расфасованном и замороженном виде она вертолетами доставлялась в труднодоступные горные районы и сбрасывалась прямо в места расположения подразделений и войсковых групп.

     - Дмитрий Витальевич, а что мы, несмотря на недостаточное финансирование, имеем в тыле сегодня?

     - Если коротко сказать, живем настоящим и работаем на перспективу. Ведь армия и в мирные дни должна быть готова к действиям в боевой обстановке. С учетом этого в тыле ВС на основе анализа действий войск в вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, опыта армий западных стран, и прежде всего США, ведется постоянная разработка и принятие на снабжение новых и модернизированных образцов, в первую очередь полевых технических средств.
     По Службе горючего, например, взамен устаревшей техники уже приняты на вооружение такие образцы, как автоцистерна АЦГ-5-4320 для транспортировки и временного хранения ракетного горючего, а также автотопливомаслозаправщики для колесных и гусеничных машин в полевых условиях и др.
     Благодаря творческим усилиям коллектива 25-го ГосНИИ Минобороны разработано и допущено к применению пожаробезопасное дизельное топливо (ПБД-Л), которое не воспламеняется как при случайной искре, так и при поражении топливных баков боевой техники.
     Живет завтрашним днем и вещевая служба. Более оптимально решается проблема не только помывки личного состава и стирки белья в полевых условиях, но и ремонта технических средств вещевой службы, что немаловажно в условиях боевых действий. На выходе - новые опытные образцы войсковой механизированной полевой прачечной (производительность по стирке белья - 50 кг/час), полевой бани на базе кузова-контейнера переменного объема (производительность - 32 человека в час), передвижного пункта бытового обслуживания.
     О технике медицинской службы без особого преувеличения можно сказать: предпринимаются усилия, чтобы все, что есть современного в стационарных учреждениях, приблизить к условиям полевым. Речь идет о подвижном рентгенодиагностическом комплексе (ПРДК) для проведения рентгеноскопических, рентгенографических и ультразвуковых медицинских исследований; операционной, реанимационной и перевязочной на базе кузова-контейнера переменного объема, подвижном комплексе медицинского пункта полка, а также аппарате электродиализной установки получения воды для инъекций в полевых условиях.
     Что же касается новинок для каждого конкретного военнослужащего, то, думаю, многие уже оценили качество новых рационов питания для полевых условий. Некурящие солдаты и сержанты сегодня вместо табачного довольствия получают сгущенку или карамель. Уверен, многим понравятся казарменные тапочки современного дизайна.
     Работы по созданию новых технических средств и модернизации действующих образцов техники ведутся постоянно. При этом основное внимание уделяется созданию ресурсосберегающих технологий, позволяющих ей функционировать в условиях ограниченного количества энергоносителей и природных ресурсов, а также соответствующих требованиям экологических норм.
     В то же время я должен сказать, что многие из вышеперечисленных новинок пока имеются в ограниченном количестве или в образцах. Ведь не секрет, что технические средства за последние
     9—10 лет практически не обновлялись. Свыше 70 процентов средств заправки и транспортировки горючего, технических средств продовольственной и вещевой служб, 60 процентов подвижной медицинской техники, 80 процентов техники автомобильно-дорожной службы, 45 процентов техники ветеринарной службы находятся на хранении больше 10 лет.
     Из имеющейся техники тыла текущего обеспечения более 18,5 процента требуют среднего ремонта, 18 - капитального и 19 процентов подлежит списанию (утилизации). Доля современных образцов техники тыла составляет от 35 до 60 процентов от обеспеченности.
     При разработке новых технических средств тыла учитываются тенденции повышения мобильности всех его звеньев. Кроме того, в последнее время у органов тыла возникают проблемы в связи с возрастающим объемом воинских перевозок по сухопутным коммуникациям, в том числе при подвозе материальных средств. В локальных конфликтах отмечена тенденция повышения интенсивности перевозок войск и грузов по воздуху. Это, естественно, отражается на показателях транспортабельности техники.

     - Очевидно, эти и другие задачи усложняются в связи с переходом на единую систему тылового обеспечения всех силовых структур?

     - Это так. Переход Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе тылового обеспечения (МУСТО) должен быть завершен в 2006 г. Главная его цель - повышение эффективности технического и тылового обеспечения всех воинских формирований на основе интеграции соответствующих органов силовых министерств и ведомств России, а также совместного рационального использования имеющейся материально-технической базы и инфраструктуры.
     В основу совершенствования системы технического обеспечения положено создание нормативной базы для реализации централизованного программно-целевого планирования заказов, поставок и эксплуатации техники и других материальных средств, организации и проведения мероприятий по техническому обеспечению военной организации в мирное время, в кризисных ситуациях и военное время.
     Один из основных пунктов плана - организация и проведение единых торгов (конкурсов) по закупке однотипных материальных средств, техники и предоставлению услуг общего назначения по службам тыла, а также обеспечение на безвозмездной основе контроля качества и приемки военными представителями Минобороны продукции, изготавливаемой (создаваемой) для федеральных органов исполнительной власти по Государственному оборонному заказу.
     Механизм реализации этих мероприятий уже работает и позволяет экономить значительные бюджетные средства. Так, например, уже проводятся совместные конкурсы в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации № 294 от 20 мая 2003 года. До 2005 года предполагается реализовать территориальный принцип капитального ремонта вооружения и военной техники, других материальных средств общего назначения, технического обеспечения ОГВ(с) независимо от ведомственной принадлежности на условиях обеспечения снижения затратности.
     В последующем планируется наращивать усилия по модернизации и приведению в исправное состояние всех типов техники, которой оснащены войска и воинские формирования, хранящейся на складах, в арсеналах и на базах, а также по поддержанию ее высокой технической готовности.
     Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что постоянное совершенствование боевого состава Вооруженных Сил, насыщение их все более и более сложным вооружением и боевой техникой, развитие военного искусства, возрастание потребностей войск в материальных средствах значительно усложняют задачи всех структур тыла. И очень важно, чтобы возможности тыла всегда и во всех звеньях соответствовали уровню развития Вооруженных Сил.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства