на главную страницу

13 Марта 2004 года

Силой закона

Суббота

Охотники за стволами

Александр БОГАТЫРЕВ, «Красная звезда».



В не столь уж далекие времена даже милиционера с огнестрельным оружием на ремне доводилось встречать нечасто. Сегодня ситуация иная. Милиции, и не только ей, нужно ухо держать востро. По стране «гуляют» тысячи, если не десятки тысяч стволов – от пистолетов до противотанковых гранатометов. Не редкость и мешки с гексогеном. К сожалению, хищения оружия и боеприпасов, следует признать, имеют место и в армии, и на флоте. Опытом борьбы с этим явлением в Московском военном округе делится старший помощник военного прокурора округа полковник юстиции Юрий ТИМОФЕЕВ.

     – Юрий Юрьевич, удалось ли за последние годы добиться ощутимых результатов в раскрытии такого рода преступлений?

     – Конечно. Лишь за 2002-2003 годы наши офицеры раскрыли 17 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов. Более 40 единиц огнестрельного оружия возвращены по принадлежности.
     Людей, несведущих в тонкостях нашей работы, эти цифры, возможно, не слишком впечатлят. На самом же деле за каждым раскрытием такого рода преступлений – внушительный объем следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Нашим офицерам приходится применять весь современный арсенал криминалистических приемов и способов. Тем более что многие хищения оружия совершаются в так называемых условиях неочевидности, то есть когда причастные к нему лица на первоначальном этапе следствия неизвестны.

     – Цифры цифрами, а можно ли привести какой-нибудь реальный случай из практики?

     – Ну что ж, возьмем, к примеру, дело о хищении пистолета ПМ с хранилища вооружения в Алабинском гарнизоне. Сразу оговорюсь, что фамилий фигурантов по понятным причинам называть не стану, а некоторые изменю. Так вот, когда в марте 2002 года к нам поступил такой сигнал, незамедлительно было возбуждено уголовное дело, производство предварительного следствия по которому поручили старшему следователю военной прокуратуры гарнизона старшему лейтенанту юстиции О. Мельникову. В результате проведенного в тесном взаимодействии с органами безопасности комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий выяснилось, что пистолет начальник склада принял у одного из прапорщиков. Давая показания, начальник склада сразу же попытался переключить внимание следствия на пятерых военнослужащих по призыву, которые затем помогали ему при выдаче 200 единиц стрелкового оружия (фамилий тех помощников он якобы не запомнил). В результате проведенных далее мероприятий версия о причастности «срочников» к хищению оружия объективного подтверждения не нашла.
     Поскольку на первоначальном этапе работа по раскрытию преступления оказалась бесплодной, к делу подключились офицеры криминалистического отдела военной прокуратуры МВО. Результат не заставил себя ждать. Вскоре от одного из местных жителей поступила информация о том, что начальник склада предлагает ему приобрести 400 боевых патронов 7,62 мм. В один из дней в багажнике машины этого военнослужащего сотрудники местной милиции совместно с офицерами гарнизонной военной прокуратуры обнаружили упомянутый «товар» вместе с лазерным прибором разведчика ЛПР-1. На допросе подследственный сознался, что боеприпасы похитил вместе с одним из молодых офицеров с вверенного последнему склада. После продажи украденного преступники собирались поделить выручку. После недолгих препирательств признательные показания дал упомянутый офицер.
     По поводу пистолета начальник склада пояснил, что в свое время названный им прапорщик вместо шести ПМ реально передал лишь пять, а за последний посулил 3 тысячи рублей. На том и порешили. Начальник склада принял на душу грех в размере указанной суммы, а накладную оформил, как положено, на шесть пистолетов. Под тяжестью улик допрошенный прапорщик согласился показать местонахождение похищенного пистолета. В тот же день «ствол» был найден в одном из подвалов.
     Все виновные осуждены гарнизонным военным судом…

     – В 1990-е годы нередко приходилось слышать о случаях пропажи оружия не только со складов, но и непосредственно из казарм…

     – Такое, к сожалению, и сейчас бывает. Приведу пример. В комнате для хранения оружия (КХО) роты охраны одной из частей Балашихинского гарнизона обнаружилась недостача автомата АКС-74У. Принимая во внимание тяжесть преступления и резонанс, вызванный хищением оружия в войсковой части, к раскрытию преступления наряду с сотрудниками гарнизонной военной прокуратуры были привлечены наши офицеры из криминалистического отдела. В ходе следствия подозрения пали на дневального из состава суточного наряда рядового Кроликова, который вместо дежурного по роте младшего сержанта П. в тот день проверял комплектность и наличие оружия в КХО. Некоторое время Кроликов находился около оружейной пирамиды вне поля зрения сдававшего наряд дежурного по роте и, следовательно, имел возможность совершить хищение автомата. К тому же в ходе допросов свидетелей было установлено, что в КХО Кроликов заходил в зимней куртке. После закрытия комнаты он отправился в самовольную отлучку и в расположение вернулся только ночью. Однако этой информации было недостаточно для того, чтобы применить в отношении Кроликова меры процессуального принуждения. Поэтому в дальнейшем основные усилия были направлены на сбор косвенных доказательств его причастности к хищению оружия, а также совершению им иных преступлений.
     Анонимное анкетирование сослуживцев Кроликова показало, что он неоднократно издевался над солдатами более позднего призыва, причинял им даже телесные повреждения. На основании собранных доказательств, изобличающих Кроликова в нарушении правил уставных взаимоотношений, он был заключен под стражу. Одновременно шла работа по делу о хищении автомата. На одежде Кроликова были обнаружены следы контакта с оружейной смазкой. Опрос с применением полиграфа также подтверждал факт причастности солдата к краже…
     В конце концов Кроликов сознался в совершении преступления. Сейчас он отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

     – Вспомнился вдруг случай: в свое время из учебного подразделения в Сибирском военном округе сбежала группа военнослужащих-«срочников», прихватив с собой несколько автоматов. Жертвами преступников стали несколько человек, и в том числе командир соединения. Сотрудникам военной прокуратуры МВО за последние годы не приходилось сталкиваться с подобными делами?

     – Приходилось, к сожалению. У нас, правда, обошлось без кровопролития.

     – Нельзя ли поподробнее?

     – Чуть больше года назад в военную прокуратуру Алабинского гарнизона поступила информация о том, что одну из воинских частей самовольно оставили сержант Виноградов и младший сержант Решетов. При выяснении обстоятельств происшествия обнаружилось, что самовольщики прихватили с собой три автомата АК-74. На допросах оба показали, что действительно похитили из комнаты, в которой хранилось оружие одной из мотострелковых рот, три автомата и вынесли их за пределы части. На следующий день преступники продали похищенное оружие двум гражданским лицам из города Дятьково Брянской области. Знать покупателей мог только их земляк Петров – бывший сослуживец Виноградова и Решетова, самовольно оставивший часть за несколько месяцев до хищения автоматов. К слову, факт исчезновения Петрова командование части скрывало.
     В Дятькове во взаимодействии с сотрудниками криминальной милиции старшие следователи гарнизонной прокуратуры капитан юстиции А. Недобитюк и старший лейтенант юстиции А. Сацута установили местонахождение Петрова. Последний вывел следствие на покупателей трех автоматов.
     Таким образом, совершенное в условиях «неочевидности» преступление было раскрыто в течение трех суток.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства