на главную страницу

13 Марта 2004 года

Флот России

Суббота

СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ

Анатолий АНТИПОВ, «Красная звезда».



     Предпринятая на днях реструктуризация федеральных органов исполнительной власти подвела своеобразную черту под 5-летней деятельностью ведущих федеральных оборонных агентств, в том числе и Российского агентства по судостроению. Для нынешних российских реалий, когда финансово-экономические сводки зачастую напоминают фронтовые, один год в рыночной стихии смело можно приравнивать к трем, а то и к пяти. И в том, что Россудостроение за прошедшее время сумело справиться с главной своей задачей – не позволило развалиться судостроительной промышленности, напротив, грамотно организовало работу отрасли, приобрело вес не только в правительственных структурах, но и в среде кораблестроителей, конечно же, немалая заслуга руководства агентства во главе с Владимиром Яковлевичем Поспеловым.
     Что же было сделано за это время? Безусловно, на фоне общей стабилизации экономики страны следует отметить положительную динамику роста основных показателей развития судостроительной отрасли. Назовем некоторые цифры. Объем промышленного производства в 2003 году по сравнению с 1998 годом вырос в 2,75 раза. При этом по военной продукции - в 3,5 раза, а по гражданской - в 1,7 раза соответственно. Примечательно, что эти показатели достигнуты за счет опережающего роста производительности труда: выработка на одного работающего в отрасли в 2003 году выросла по сравнению с 1998 годом в 3,24 раза.
     Выражаясь сухим языком документов, все это время работа агентства строилась в соответствии с указом Президента РФ от 4 марта 2000 года и постановлением Правительства России от 1 июня того же года, определивших основные направления деятельности государства в морской области, а также положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной президентом 27 июля 2001 года. Особую значимость имело правительственное постановление от 1 сентября 2001 года о создании Морской коллегии при Правительстве РФ. Решения этого органа направлены на координацию отраслей промышленности, ответственных за обеспечение национальных интересов в Мировом океане.
     Для предприятий судостроительной отрасли выполнение государственного оборонного заказа (ГОЗ) - приоритет. Прежде всего это строительство атомных и дизельных подводных лодок, создание надводных кораблей новых проектов для ВМФ России, а также модернизация и ремонт плавсредств, находящихся в боевом флотском строю. Например, только в прошлом году предприятия завершили работы и сдали заказчикам 19 кораблей, судов и других плавсредств.
     Активно проводились работы по утилизации атомных подводных лодок (АПЛ) в рамках государственного оборонного заказа. В том же 2003 году начата утилизация 20 атомных субмарин, 10 из которых уже утилизированы в полном объеме, в том числе печально известная АПЛ «Курск». Утилизация остальных 10 будет завершена в нынешнем году. Дополнительно к этому предприятия отрасли совместно с Норвегией, Великобританией, Японией и США по программе «Глобальное партнерство» успешно осуществляют утилизацию 7 АПЛ. Следует подчеркнуть, что в ходе утилизации особое внимание уделяется обеспечению экологической и ядерной безопасности. Только на эти цели ежегодно выделяется в среднем около 250 млн. рублей.
     Исключительную важность для развития судостроительных предприятий имеет военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами и экспорт гражданской продукции. Так, в 2003 году объем производства по экспортным заказам увеличился в 2,05 раза. Конкретизируя этот показатель, следует назвать Балтийский завод, передавший инозаказчику два фрегата проекта 11356, а также поставивший за рубеж комплексы вооружения, созданные ОАО «МНИИРЭ «Альтаир», ФГУП «Салют», ОАО «Тайфун» и другими машиностроительными предприятиями. В договорных рамках проводятся работы по техническому дооснащению и модернизации зарубежных верфей. Особое внимание при военно-техническом сотрудничестве уделяется контракту, подписанному 20 января 2004 года и предусматривающему ремонт и модернизацию авианесущего крейсера «Адмирал Горшков».
     Теперь о гражданском сегменте судостроения. В 2003 году построено и передано заказчикам более 80 судов и плавсредств различного назначения общим дедвейтом более 180 тысяч тонн. В их числе танкер-продуктовоз (ФГУП «Адмиралтейские верфи»), химический танкер и корпус речного химического танкера (ОАО «Балтийский завод»), нефтеналивной танкер и универсальное сухогрузное судно «Русич» (ОАО «Красное Сормово»). Продолжается строительство атомного ледокола «50 лет Победы» на ОАО «Балтийский судостроительный завод». Активно ведутся работы по строительству уникальной ледостойкой нефтедобывающей платформы «Приразломная» на Севере и модернизации платформы проекта «Орлан» на Дальнем Востоке.
     Что касается экономического состояния отрасли, то минувший год стал своеобразной ступенькой на пути укрепления ее потенциала. Деловая активность и финансовые показатели большинства предприятий значительно улучшились. Объем инвестиций в судостроительную промышленность за счет всех источников финансирования в прошлом году составил 2.743,8 млрд. рублей. Среднемесячная заработная плата на промышленных предприятиях и в научных организациях достигла уровня 6.294 руб. и 10.583 руб. соответственно.
     Важное место занимает реформирование судостроительной промышленности. Подготовлены и согласованы с заинтересованными федеральными органами материалы по созданию в отрасли интегрированных структур в соответствии с Федеральной целевой программой «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы)». Здесь работы, как говорится, непочатый край.
     И в 2004 году предстоит сделать немало. Приоритетной по-прежнему остается задача безусловного выполнения государственного оборонного заказа по строительству кораблей и судов. Постоянное внимание будет уделяться расширению военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Также предстоит увеличить объем гражданского судостроения. Процесс реструктуризации отрасли и впредь будет находиться в зоне повышенного внимания.
     Россия была и останется мировой морской державой, судам и кораблям которой открыты океанские просторы.

     На снимках: корабли и АПЛ, продукция ведущих предприятий отрасли, составляют гордость России.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства