на главную страницу

13 Марта 2004 года

Флот России

Суббота

На стапелях нового века

Владимир ГУНДАРОВ, «Красная звезда».



     Стоимость флота, по выражению Рузвельта, есть та страховая премия, которую государство платит за обеспечение безопасности своих ценностей. Сегодня на стапелях заводов Агентства по судостроению находятся в различной стадии постройки несколько десятков кораблей. Однако для завершения их строительства нужны средства, которые во много раз превышают сумму ассигнований государственного оборонного заказа. Поэтому лишь несколько кораблей дождутся того момента, когда их форштевни вспенят морскую волну.
     Главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов считает, что лучше временно уйти в ближнюю морскую зону и сохранить флот, чем под тяжестью неподъемных задач его разрушить. Именно на перераспределение большинства стоящих перед ВМФ задач в ближнюю морскую зону и нацелен ныне действующий план строительства и развития флота, заявил главнокомандующий в Санкт-Петербурге на оперативно-мобилизационном сборе руководящего состава ВМФ. А в целом, по его словам, план строительства ВМФ просматривается уже до 2040 – 2050 годов.
     Однако каким станет наш Военно-морской флот к середине нового века, сейчас однозначно, пожалуй, никто не скажет. И дело даже не в секретах, а в технологии кораблестроения, которая весь прошлый век, увы, отставала от науки.
     Российская наука в прошлом веке намного опережала западную в области кораблестроения. Еще четверть века назад в Государственном научном центре - Центральном научно-исследовательском институте имени академика А.Н. Крылова был создан прототип корабля будущего. Его модель и сегодня хранится в лаборатории радиолокации, тепловой и оптиколокационной защиты кораблей, судов и морских технических сооружений. С этой модели начинали российские ученые развивать идею строительства корабля-невидимки. Они первыми в мире показали, что за счет архитектурных решений и использования покрытий можно радикально снизить радиолокационную заметность надводных кораблей. В то время эти идеи на Западе еще только, как говорится, витали в воздухе. А в России их пытались уже воплотить в жизнь. Если поставить рядом современные американские корабли 90-х годов типа эсминца «Фрюйленд» и ракетного крейсера «Тикондерога», то по этим характеристикам они уже уступают нашим кораблям.
     Однако технология архитектурной защиты только на 60 процентов была использована в кораблях, которые проектировались в 70-е годы, а строились в 80-е. Речь идет о БПК «Адмирал Чабаненко» и ТАРКР «Петр Великий».
     На Западе стелс-технологии с начала 90-х годов начали широко внедряться в военное кораблестроение. Первыми на этом пути были американские конструкторы, которые сначала создали самолеты особой конфигурации из специальных материалов, а затем и корабли, такие как эсминец «Орли Бёрк» («Arleigh Burke»). «Орли Бёрк» - всего лишь первый этап внедрения средств архитектурной защиты, поэтому все артиллерийские установки еще остаются на палубе, а на мачтах - антенны радиолокационных станций.
     Следом за США Франция построила фрегат «Лафайет» («La Fayette»). Это был следующий шаг в развитии и внедрении стелс-технологий. Между двумя событиями прошло три-четыре года. В «Лафайете» уже все артиллерийские установки и торпедные аппараты, катера и спасательные шлюпки спрятаны под палубой. Остались только антенны.
     Третий шаг в 2000 году сделали шведы, построившие корвет «Весби» («Visby»). В дополнение к ранее упоминавшимся отличиям он еще и сделан из компаундов - материалов на основе углепластиков. В отличие от металла компаунды не отражают радиоволны, а преимущественно поглощают. Его артиллерийская установка - это трехгранная пирамидка, ствол убран и поднимается только во время стрельбы. Не видно ни одной пусковой установки на палубе. Не определить даже, где находится ангар для вертолета. Он тоже «закошенный». Только по площадке сзади можно определить, где ворота ангара.
     Таким образом, от архитектурной защиты или шейпинга - придания малоотражающих форм – на Западе перешли к технологии так называемых абсорберов, или поглотителей. Такой корабль максимально приближен к малозаметной платформе, которая по своим отражающим формам должна быть почти похожа на обычный прогулочный катер. Последние двадцать лет шведы добивались, чтобы материалы из углепластика не уступали металлу по прочности и технологичности.
     Шведская компания Kockums AB создала корабль, способный пройти незамеченным мимо любых систем слежения. Его электрические и магнитные поля экранированы. Специальное покрытие позволяет корвету оставаться невидимым для радаров противника. Все установленное вооружение и приборы размещены в нишах и закрыты специальными люками. Даже трубы газовой турбины расположены практически на ватерлинии. Корпус судна построен из углеродной волоконной пластмассы. Этот высокотехнологичный материал позволил уменьшить вес корабля вдвое по сравнению с аналогами. Даже в самую спокойную погоду 73-метровый 600-тонный корабль неразличим с расстояния в 21 километр. Комбинированные дизельно-газовые турбины позволяют двум очень тихим двигателям развить скорость до 35 узлов (65км/ч). Тихо подкрадываясь к цели, судно имеет возможность нанести удар из 57-миллиметрового многоцелевого орудия, скрытого под специальным куполом, являющимся частью корпуса.
     В 80-е годы мы тоже строили тральщики из конструкционных радиопоглощающих материалов на базе промышленных стеклопластиков. Однако самый новейший российский тральщик «Валентин Пикуль» сделан из традиционного материала. Страна оказалась не готовой к использованию стеклопластиков. Объяснение вполне «современное»: с экологической точки зрения они неблагоприятны для здоровья членов экипажа, так как выделяют связующие вещества – эпоксидные и полиэфирные смолы, которые, как известно, достаточно токсичны.
     Кстати сказать, в проекте бюджета на 2003 год для ВМС США были заложены 8,6 миллиарда долларов на строительство пяти кораблей, в том числе трех эсминцев УРО типа «Орли Бёрк». Но такие фрегаты если еще не вчерашний день, то уже сегодняшний, а конгресс США смотрит в будущее. Он одобрил программу создания 32 кораблей- «стелсов» DD21 классификации «land-attack destroyer», что буквально означает «атакующий берег». Ни один флот мира пока не обладает подобным классом кораблей-штурмовиков. Закладка головного корабля планируется на 2004 год, сдача его флоту – в 2010-м. Вся программа оценивается в 25 миллиардов долларов.
     Каждый штурмовик DD21 водоизмещением 13 тыс. тонн будет оснащен 256 улучшенными крылатыми ракетами «Томагавк», каждая из которых обойдется налогоплательщикам в 1 миллион долларов. Радиус действия ракеты - 2.250 км. Каждый корабль будет вооружен двумя 155-мм орудиями. Их активно-реактивные снаряды, наводимые через спутник, достигнут цели с высокой точностью на дистанции 180 - 200 км. Каждый залп обойдется в 25 тысяч долларов.
     Догоним ли мы когда-нибудь Соединенные Штаты в этой области?
     - Когда мы достигнем с пластиками того же, чего достигли шведы, сказать трудно. А с шейпингом наш «Скорпион», который проектируется в конструкторском бюро «Алмаз», уже приближается к западным конструкциям. Он весь на новых технологиях, хотя без использования абсорберов, - рассказал мне в ЦНИИ им. Крылова начальник сектора радиолокационной защиты Александр Андреев.
     В ЦНИИ продолжают изучать весь комплекс физических полей в верхней полусфере, который используется в системах обнаружения, распознавания и наведения ракетного оружия. Но от научной мысли до ее воплощения в металле дистанция огромного размера. В России научные идеи опережают технологические возможности производства. На Западе эта проблема, конечно, также существует, но не в столь колоссальном размере. Уже сегодня американские, французские и японские боевые корабли имеют нетрадиционную архитектуру. Оружие, антенны, вспомогательные механизмы – все спрятано внутри корпуса, а сам он имеет обтекаемые формы, которые минимизируют отражающий сигнал. Дальше всех по этому пути продвинулась Япония. Она создала боевой корабль эллипсоидной формы, не имеющий аналогов в мире.
     Но и у российского корабля, хочется верить, все же будет преимущество в радиолокационной, тепловой и оптиколокационной защите. Быть может, через 15 - 20 лет Военно-морской флот получит принципиально новый корабль-невидимку, защищенный от обнаружения во всех физических полях.
     - Научный потенциал и многолетний опыт разработок в области защиты кораблей позволяют по-прежнему предлагать новые технические решения. Может быть, по технологической базе, по приборному парку мы в каких-то вопросах и отстаем - это было всегда, но зато Россия во все времена славилась своими оригинальными техническими решениями, нестандартными подходами к проектированию тех или иных систем, - отметил в беседе со мной заместитель начальника отделения корабельной электродинамики по научной работе ЦНИИ им. Крылова доктор технических наук профессор Александр Вишневский.
     Как гласит народная мудрость, голь на выдумку хитра. Эта способность, быть может, нас и спасает. Российские ученые по-прежнему часто предлагают более простые и дешевые решения, которые обладают при этом большей эффективностью, чем «лобовой» штурм проблемы, характерный для многих западных стран.
     Для российского корабля из будущего оружейники Екатеринбургского ОКБ «Новатор» уже разработали и создали новый ракетный комплекс «Клаб-Н». Парадокс в том, что в иностранных флотах его начали применять раньше, чем в российском. Экспортный вариант комплекса состоит из восьми самонаводящихся фугасно-проникающих ракет 3М-54ТЭ, предназначенных для поражения надводных целей на расстоянии от 10 до 220 километров. Масса боевой части ракеты - 220 килограммов, максимальная скорость полета – до 700 м/сек. Модульный подпалубный ракетный контейнер делает Балтийский завод. Сбор и обработка информации одновременно от 250 источников, а также выдача целеуказаний осуществляются боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Требование-М». Это еще одна новинка санкт-петербургского НПО «Меридиан». Новый БИУС самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты.
     Современные тенденции в развитии вооружения сохранятся еще на протяжении не одного десятилетия. Будет создаваться прежде всего высокоточное оружие, а значит - использоваться информация о кораблях противника, их физических полях, классификационных признаках, по которым можно определить, что это за объект, какого класса, вплоть до бортового номера. С помощью современных компьютерных технологий полученная по различным каналам информация будет использоваться в памяти боевых систем, которые сами ищут, находят и поражают цели. Оружие получается высокоточным, избирательным. Оно защищено от различных помех, потому что информация о корабле собрана заранее и заложена в память.
     Для корабля будущего уже разработаны и различные способы защиты, в том числе методом постановки ложных целей и применения завес, которые позволяют или по крайней мере помогают сделать корабль малоотличимым на фоне моря. Ведь для современного оружия, каким является, например, «Гранит», надо, чтобы ракета четко отличила силуэт корабля на фоне взволнованной поверхности в условиях нагретого воздуха и тех средств защиты, которые корабль применяет. Если разрешающей способности не хватает и она не может выделить силуэт – значит, вероятность поражения цели существенно снижается. При создании защиты наших кораблей к этому как раз и стремятся ученые. В инфракрасном диапазоне, например, существует ловушка, которую бортовой компьютер самонаведения ракеты ошибочно принимает за силуэт корабля с температурами похожими либо более высокими. Это лишь одно из «ноу-хау» российских ученых. А ведь таких разработок уже не один десяток. И все они будут, хочется верить, воплощены в кораблях, которые начнут поступать на флот после 2020 года.
     Наука еще не сказала последнего слова по поводу будущего российского флота. В лабораториях уже продемонстрированы режимы производства материалов в новом, ранее неизвестном состоянии, способные как вырабатывать электрическую энергию без использования известных энергоносителей - ядерного топлива, газа, нефти или каменного угля, так и формировать свой магнитный заряд. Директор Волгоградского института химической технологии РАЕН, доктор химических наук Александр Рахимов после одного из таких экспериментов заявил: «Возможно, нам придется пересмотреть ряд научных представлений о свойствах материи».
     Пока даже трудно представить себе корабль будущего. Известно одно – это будет высокоинтеллектуальный робот, способный принимать самостоятельные ситуационные решения и функционировать в едином информационном пространстве оперативного объединения. До сих пор ничего подобного в Военно-морском флоте не было. Но появится он в составе флота, наверное, не ранее 2025 года.
     Судьба России неотделима от флота. Начав строить флот, Петр I построил империю. Потеряв флот в Крымской войне 1853 - 1856 гг., империя потеряла не только международный авторитет, но и свои территории. Сегодня соотношение военно-морских сил иностранных государств и России резко изменилось не в нашу пользу и, по словам главкома ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова, продолжает ухудшаться. Уже к 2010 году это соотношение может стать 1:10.
     В прошлом веке страна дважды находилась на пике экономического развития - в 1913 и 1983 годах. Но как только происходило возвышение государства – вокруг и внутри него самого начинались разрушительные процессы, имевшие тяжелейшие последствия для флота. После октября 1917 года в строю было лишь несколько боевых кораблей - все, что осталось от одного из сильнейших в мире флотов.
     В начале 80-х годов прошлого века советский Военно-Морской Флот по своим количественным и качественным параметрам вновь стал одним из сильнейших в мире. Он насчитывал более тысячи подводных лодок, надводных кораблей и катеров. В составе плавучего тыла было более 600 кораблей и судов специального назначения. И вновь, словно по злому умыслу, в результате так называемой перестройки и последовавшего десятилетия непрерывных реформ государство ослабло, а вместе с ним ослаб флот, сократившись в три раза.
     Сегодня у нас просто нет иного пути, кроме создания нового Военно-морского флота, потому что Россия не может выжить без флота. Вместе они победят, а иначе – вместе погибнут.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства