на главную страницу

16 Марта 2004 года

Культура

Вторник

В кино должны прийти свои герои



     Финансирование отечественного кинопроизводства в минувшем году было увеличено примерно наполовину. При этом едва ли не все признают, что в России не хватает детского и патриотического кино. И все же за три последующих года планируется увеличить производство отечественных фильмов вдвое. Причем государство будет вкладывать деньги не в техническое оснащение киностудий, а только в производство фильмов. Однако, по мнению кинематографистов, в тех условиях, что существуют, фильмы производить практически невозможно. Не хватает режиссеров, операторов, костюмеров. При этом с людьми, которые задействованы в производстве фильмов, часто не заключают контракты и не выплачивают вовремя заработанные деньги.
     Производство отечественных фильмов не приносит прибыли. Основные деньги в прокате – от американских фильмов. Многие в связи с этим предлагают ввести квоты на показ зарубежных фильмов. Однако нельзя лишать людей выбора - зритель должен смотреть то, что ему нравится. Единственный выход, по мнению многих, - повышать уровень отечественных фильмов.
     Ругать американское кино стало в последнее время модно. И тем не менее 97 процентов российского кинорынка - это Голливуд. В этом кинопотоке все чаще мы видим картины «про войну», «про армию». Фильмы на эту тему в любой стране являются либо важнейшей частью военно-патриотического воспитания, создания положительного образа вооруженных сил, либо проявлением антивоенной и антиармейской пропаганды. Так вот: что-то «у нас» все больше второе. «У них» - все больше первое.
     Тот же «Перл-Харбор» режиссера Майкла Бэя - уже третья экранизация темы, прошедшая по нашим экранам и собравшая обильную жатву зрительских сборов, - самая настоящая американская военно-патриотическая картина со всеми атрибутами этого жанра: героикой, патетикой, культом воинского братства и показом подвигов настоящих мужчин в лихую военную годину.
     И пусть самолеты порой не тех типов и эпизоды войны не схожи с реальностью... Нет места в эпическом повествовании каким-то буквоедским подробностям. Зачем они? Голливуд не отражает жизнь - он делает покупаемый товар. Если кто не знает, то в 20-е годы один режиссер экранизировал роман Ремарка «На Западном фронте без перемен». Американские продюсеры, посмотрев сценарий, заявили: «Конец слишком мрачен. Нельзя ли его изменить?» «Хорошо, - заявил в сердцах режиссер, - я сделаю так, что немцы выигрывают войну!»…
     Да, американцы выиграли войну с Японией. Да, они завоевали и мировой, и российский кинорынки. Да, имидж американского военного у нашей молодежи весьма высок. Ну а наш-то кинематограф что молчит? Или нам нечем ответить? Да, вроде, есть. Несколько последних фильмов – «Звезда», «Кукушка», «Война» вполне могут поспорить с заокеанскими блок-бастерами и по части спецэффектов, и по подбору актеров, не говоря уже о сюжете, думать над которым янки зачастую просто недосуг.
     Другой вопрос, что наряду с высокохудожественными, яркими картинами отечественных режиссеров и сценаристов наш рынок кино- и видеопродукции заполнен и «отстоем» типа «ДМБ» со всеми его продолжениями, «Я – кукла» и прочим. Все эти «шедевры» так же далеки от правды, как и многие американские ленты. Но главное даже не в этом. Прежде всего они вряд ли воспитывают в зрителях патриотические чувства и уж точно не работают на престиж собственной армии и собственного государства.
     Что, не умеем? Умеем! Вспомните хотя бы «Пираты ХХ века», «В зоне особого внимания», «Ответный ход» или классику типа «Белое солнце пустыни». Есть примеры и посвежее. Сериалы «Улицы разбитых фонарей», «Спецназ» по популярности вряд ли уступают тем же голливудским «Спасти рядового Райана», «Враг у ворот» или «Мы были солдатами». Так в чем же дело?
     Конечно, никто не призывает к заочному поединку «Сухов против Рэмбо» - «холодная война» даже в кино должна быть забыта. Но делать фильмы-лозунги, фильмы-призывы, фильмы, которые бы заставляли гордиться солдатами своей страны, нужно не от случая к случаю, а постоянно. И, похоже, очередной «прорыв» не за горами.
     Возможно, первой ласточкой станет пошедший в прокат фильм Владимира Хотиненко «72 метра» (хотя, возможно, более звучным было бы первое рабочее название картины - «Прощание славянки») о буднях подводников. Съемки проводились в Североморске, в военных гарнизонах Гаджиево и Полярный, а также на дизельной подводной лодке класса «Варшавянка» в Баренцевом море.
     Фильм снят по рассказам известного писателя-мариниста Александра Покровского (служил на Северном флоте на ракетных атомных подводных лодках, участвовал в двенадцати боевых походах) киностудией «ТриТэ» Никиты Михалкова. В основе сюжетной линии фильма рассказ «72 метра», повествующий о потерявшей управление и затонувшей на глубине 72 метров подлодке. Ее экипажу в отличие от подводников «Курска» удается выбраться на поверхность. «На эту основу, - рассказывает писатель, - нанизаны рассказы «Гена-янычар», «Расстрелять!», «Лошадь», «Секретное оружие», «Буй».
     Все же сам писатель не считает фильм «72 метра» ответом на американский «К-19». «Американцы вынашивали свою идею 8 лет, а наши - только 2 года», - заметил писатель. Однако это вовсе не значит, что картина не завоюет страну. Впрочем, поживем – увидим…
     Российское правительство на одном из своих заседаний утвердило комплекс мер поддержки национального кинопроизводства до 2006 года. Одной из них является увеличение финансирования отрасли. Уже к 2006 году объем отечественных фильмов на российском кинорынке необходимо увеличить на 20 процентов. Среди приоритетных направлений развития кинематографа правительство назвало историко-патриотическое, детское и документальное кино. Как было заявлено, правительство должно следить за развитием идеологии и концепции кинематографа, так как эта задача - «важнейшая для общества».
     На снимках: кадры из фильмов «Кукушка» и «Война».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства